«Дайте мне конфетку за хорошее поведение!»

- так говорил один рыженький мальчик, проснувшись. Очень правильно говорил; он же ещё не успел ничего натворить.

А хорошее поведение должно вознаграждаться. Это закон. Если некому дать вам конфетку – купите ее сами. Вели себя хорошо, достигли, добились, сделали много, поработали на славу – купите себе «конфетку». Сдержались, проявили упорство, преодолели себя, отказались от вредной привычки – скорее вознаградите себя.

У каждого человека есть внутри маленький мальчик или девочка, которым нужен подарок, удовольствие – награда за хорошее поведение. И поведение будет ещё более лучшим, как говорил один психолог.

Хороший навык закрепляется наградой – «конфеткой». Это не обязательно съестное. Это все, что приносит удовольствие; просто так. Пусть даже это пустячок, мелочь, но нечто приятное. Новый шарфик, кошелёчек, визит в спа-салон, помада или брелок – главное, угостить себя конфеткой сразу после хорошего поведения. Не откладывать. Вознаграждение должно быть немедленным! И хороший навык закрепится. Так вот работает мозг.

А может, и хорошие события можно так «приманивать» – вознаграждать себя приятной мелочью. Произошло хорошее – и мы себе конфетку купили. Или вещицу, которая будет о хорошем напоминать. И будет символом успеха и удачи… Многие других вознаграждают, а о своём рыженьком мальчике позабыли давно. Дайте ему конфетку за хорошее поведение! Наш внутренний ребёнок заулыбается – и нам будет веселее хорошо себя вести…

Дети-отказники. Фото с сайта deita.ru

Счастье и несчастье иногда можно сравнить

Вспомнилось мне, одна знакомая рассказала, что она считала себя очень несчастной: мужа у нее не было, а был ребенок. Жили они с родителями в крошечной квартирке, однокомнатной. И ссорились. Папа выпивал иногда. Мама лезла и советы давала. И денег мало было в декрете. И еще она попала с дочкой в инфекционную больницу. Несчастье, конечно. И было обидно, тяжело, грустно, завидно – почему другие хорошо живут? Она нянчила дочку, плакала, ругалась с санитарками. А потом увидела через стекло – между палатами были окна, – маленького мальчика в кроватке. Он был совсем один. К нему только врачи и медсестры заходили. Он был отказник. И этот мальчик все время стоял в кроватке. Он был слабый и крошечный. Он еле стоял. Но все время вставал и ручками держался крепко: он смотрел, как эта Ира нянчит свою дочку. Как кормит. Как укачивает. Как ползунки одевает ей. Огромными глазами смотрел и смотрел. Жадно смотрел. Не отводил взгляда. Стоял и смотрел. И не плакал ни разу, только иногда немножко кряхтел от боли. Полежит и снова встает. И смотрит, смотрит – за каждым движением... Сердце у Иры разрывалось, но она не могла взять малютку. Она только заходить к нему стала, когда пускали – погладит по голове или на ручки возьмет. А все остальное время он стоял и смотрел... И мы чувствуем себя несчастными иногда. И не замечаем, как кто-то смотрит на нас. Кто-то, кто куда несчастнее нас. Несравнимо несчастнее. Потому что даже сравнить нельзя наше положение и положение мальчика, который так смотрел и смотрел. Она запомнила, хотя много лет прошло. И снится он ей до сих пор, этот мальчик...

Урок математики. Фото - фотобанк Лори

Самые поддерживающие воспоминания детства у меня вот какие: как дедушка на меня орал

Да, орал, руки у него тряслись, а я плакала и слезы капали на листочек бумаги. На листочке отличный чертеж: два поезда выехали из двух разных точек. Или ящики с яблоками и апельсинами. Это мы уроки делали, каждый день. И вся большая семья эвакуировалась из большой академической квартиры: все знали, что сейчас дедушка будет делать с Анечкой уроки. Дедушка кричал ужасно, но не обидное, а вот так: "Почему такой умный ребенок не может понять такую простую вещь?!" А потом капал себе валокордин на кусочек сахару. И мы рисовали что-нибудь хорошее, сделав с грехом пополам математику. Мы очень любили друг друга. И я по сей день благодарна за то, что он делал со мной уроки. За то, что он часами их со мной делал. За то, что заставлял вести читательский дневник и дневник наблюдений за погодой. За то, что заставлял делать зарядку. Вообще за все, что он заставлял делать. Он тратил на это принуждение огромное количество времени и нервов. Он был семь раз ранен на войне. Он много работал в Академии наук. Он уставал. И у него болело сердце. И вот каждый день он делал со мной уроки.

И поэтому, когда говорят: не делайте с ребенком уроки! Пусть он будет самостоятельным. Не портите с ним отношения. Дайте ему свободу, он сам разберется! – не думаю, что это правильно.

Сначала отношения будут очень хорошими. А потом ребенок вырастет. И не будет иметь понятия о дисциплине. О трудолюбии. На то он и ребенок – ему трудно самому организовать процесс и к чему-то себя принудить. Играть и болтать куда веселее, я понимаю. Но когда вспоминаю про любовь – вспоминаю дедушку и уроки, которые мы делали. Я научилась. И иногда любовь – в принуждении. Которое требует огромного внимания, времени, затрат энергии. И от которого может сердце заболеть – потому что оно есть, сердце-то. А в сердце – любовь и забота. Дедушки не стало, когда мне исполнилось семнадцать. Но я уже отлично умела делать уроки. Я выучила урок. Я научилась учиться. Он сделал все, что должен был сделать добрый родитель. Попустительство – грех; принуждение к добру – подвиг. И любовь.

***

«Ведерко мороженого и другие истории о подлинном счастье»: жизнь без прикрас в зарисовках российского психолога

Всем нам свойственно иногда забывать, что жизнь одна и она бесценна, что не всегда надо бежать вперед сломя голову. Иногда стоит притормозить и разобраться в себе, а новая книга от издательства БОМБОРА в этом поможет. Открываешь страницу наугад, а там:

«Никогда никому ничего не обещайте».

Книга Ведь это единственно правильный вариант, сообщает российский психолог и популярный блогер Анна Кирьянова в своей новой книге «Ведерко мороженого и другие истории о подлинном счастье». А еще — в формате коротких зарисовок из жизни — рассуждает о причинах тумана в голове, раздражающем слове «держитесь» и новогоднем настроении. И этим эссе хочется ставить тысячи лайков, а рука тянется нажать на невидимую кнопку «поделиться». По привычке, прямо как ее постами в социальных сетях, за которые Анна в декабре вошла в топ-20 авторов русскоязычного Facebook.

Кирьянова, уже известная читателям своей книгой «Маленькое счастье», написала еще один сборник историй, в которых чувствуются искренность и тепло, которые хочется читать в коконе из пледа и с чашкой дымящегося чая в руке. Каждая из них кажется такой знакомой и жизненной, будто мы только что обсуждали это с мамой или с лучшей подругой. И про обесценивание собственных желаний, и про воспитание ребенка, про пенсии, про счастье и фантомные боли.

Истории Анны — как заплатки на длинном, местами потертом и чуть обветшавшем полотне жизни каждого из нас. Среди них обязательно будут те, которые найдут отклик в вашей душе и помогут преодолеть любые трудности. Каждая из заметок — это мудрый житейский совет, ненавязчивая подсказка, несколько добрых слов в адрес тех, кому они так необходимы. Или лекарство от грусти, магическим образом улучшающее настроение, — как ведерко любимого мороженого в день, когда все валится из рук.

Своими эссе Анна в очередной раз напоминает уже набившую оскомину истину: все у нас будет хорошо. Новогоднее настроение создаем мы сами, выгодное замужество — ерунда, а контроль собственных слов и поступков укрепляет отношения и возвращает спокойствие души и самоуважение. Только обещать ничего никому не надо. «Чтобы не превратиться в должника».