12 февраля эксперты обсудили на круглом столе в Общественной палате, почему законопроект «о распределенной опеке» нужно принять как можно скорее.
Модераторами мероприятия выступили руководители Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова и Андрей Царев, а также руководитель ВОРДИ Елена Клочко.
Документ объемом 60 страниц предусматривает изменения в три кодекса и ряд федеральных законов. Это большая и сложная работа, проделанная, как говорит юрист Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис, не на пустом месте. «Это поток семей, который шел все эти годы с одними и теми же вопросами: как организовать взрослую жизнь? что будет, когда нас не будет? как мы можем повлиять на это? И какие бы схемы мы ни придумывали, чтобы хоть как-то успокоить родителей, мы сталкивались с одними и теми же нормами законов, которые не позволяют дать возможность семье реализовать модель жизни, к которой их ребенок привык».
«Когда мы работаем с семьями, мы видим, что никаких процедур по выяснению мнения человека нет. Решение принимают органы опеки», – говорит Заблоцкис. Законопроект изменяет подход и предписывает органам опеки выяснять и учитывать мнение совершеннолетнего подопечного и его родителей о том, кто будет его опекуном и где он хочет жить.
Кроме того, нуждается в поправках статья 35 Гражданского кодекса РФ, согласно которой недееспособным или частично недееспособным гражданам, помещенным под надзор, опекуны или попечители не назначаются в случае, когда эти обязанности берет на себя интернат. Для родителей это означает, что если их взрослый ребенок переезжает в ПНИ, они лишаются возможности участвовать в его жизни. Очень трудно найти опекуна-гражданина, готового полностью взять на себя ответственность за взрослого человека с психическими нарушениями, – сейчас это единственный способ остаться такому человеку жить дома.
Законопроект дает возможность делать опекуном не только гражданина, а и организацию, куда подопечный не помещается под надзор, или организацию и гражданина вместе. Сейчас, по словам людей, знакомых с ситуацией: большое число вопросов законопроект вызывает именно в части, связанной с организациями. Комментирует юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор: «Как формулируется проблема? – «Они же хотят законопроектом дать возможность исполнять функции опекуна организациям». Но это происходит уже давно (главный пример – интернаты) и на данный момент регулируется одной-единственной нормой, которая никак не детализировалась. Вторая проблема: «Они же хотят возложить эти обязанности на негосударственные организации». Но ведь и сейчас обязанности опекуна и попечителя возлагаются на негосударственные организации – медицинские, социального обслуживания и другие. Они исполняют эти функции на основании актов органов опеки, и этот опыт можно считать скорее положительным. Более того, сейчас нет ограничений на исполнение этих функций и коммерческими организациями». Государство говорит о том, что роль негосударственных организаций в социальной сфере должна расти, напоминает Кантор. Законопроект обеспечивает условия для этого.
Впрочем, как считает ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Марина Шелютто, трудная судьба законопроекта связана не с качеством его проработки. «Для меня опыт работы над этим законопроектом был совершенно бесценным – и в профессиональном отношении, и в человеческом. Им занимались люди, которые глубоко погружены в тему, прекрасно юридически образованы и не считают себя жертвами обстоятельств, а предлагают пути решения не только для себя, но и в целом для общества», – сказала она на круглом столе.
Шелютто напомнила, как развивались события вокруг законопроекта, чье второе чтение Госдума перенесла с лета прошлого года на неопределенный срок: «Сначала сопротивление шло по линии детей. Была поставлена задача убрать детей из проекта: «Тогда, – говорили оппоненты, – у него будет шанс, все остальное возражений не вызывает». Возражения против того, чтобы законопроект распространялся на детей, были совершенно нелепыми, но преодолеть их мы не смогли. Когда детей выкинули (для чего пришлось перерабатывать весь проект), оказалось, что надо выкинуть и взрослых».
По ее словам, проблема не в Думе, и не в Правительстве, которое сделало много и для продвижения законопроекта, и для совершенствования формулировок. Это «вопрос принципа» для тех, кто считает, что Закон об опеке и попечительстве может корректироваться только по их инициативе или в соответствии с их менталитетом и кругозором. «Требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы воспринять идеи, воплощенные в законопроекте. Врачи и инженеры быстро осваивают новые методики. Юристы консервативны по своей природе. Кроме того, все персонифицировано. Есть люди, которые могут развиваться, интересуются тем, как это устроено за рубежом. А есть те, кто считают, что менять ничего не надо», – добавила она.
«Взрослые одиноки, потому что родители умирают и болеют. И не всегда есть братья и сестры и условия, чтобы опекать таких людей дома. Совместная опека необходима как воздух», – сказала она, отметив, что в законопроекте подробно урегулировано, как сделать так, чтобы не нарушались права и подопечных, и третьих лиц.
Начальник отдела гражданского законодательства департамента экономического законодательства Министерства юстиции Константин Гультяев подтвердил, что Минюст давно вовлечен в работу над законопроектом на основании президентского поручения о необходимости углубленного разрешения вопросов, связанных с распределенной опекой. Сейчас поправки в третий раз внесены в Правительство. Все министерства, которых касается законопроект, их согласовали. «7 февраля вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова доложила президенту, что работа продолжается. И она должна быть доведена до логического завершения Министерством юстиции с Государственно-правовым управлением Президента. Соответствующие встречи уже назначены. Мы надеемся, что все замечания мы уже устранили или сделаем это в рабочем порядке, чтобы проект поправок был в ближайшее время внесен в Госдуму», – сказал Гультяев.
Механизм распределенной опеки позволит также заложить правовые основы для широкой организации в стране сопровождаемого проживания. Эта тема очень волнует родителей, напомнила на круглом столе председатель ВОРДИ Елена Клочко. Она привела данные анкетирования 1452 человек из 72 регионов. По словам Клочко, больше половины родителей начинают задумываться о сопровождаемом проживании для своего ребенка еще до того, как ему исполнится 12 лет. 48,6% родителей считают, что их ребенку подойдет форма проживания в малой группе с сопровождением от 2 до 4 человек, 43% хотят, чтобы это была городская квартира. Сопровождающий, по мнению 47,6%, может не иметь профильного образования, достаточно желания работать, и 57% родителей готовы к тому, чтобы в группе с их ребенком жил человек с более выраженными нарушениями.
Также Елена Клочко привела актуальную статистику: в настоящее время в России живет 665 тысяч семей с детьми-инвалидами, из них, по данным Минздрава, до 60% обременены интеллектуальными нарушениями. Сколько взрослых людей с ментальными нарушениями живет дома, точно неизвестно, но Минздрав оценивает их число в 800 тысяч человек. Таким образом, напоминает Клочко, поскольку за инвалидами должен кто-то ухаживать, общая численность людей, причастных к проблеме, достигает 4 миллионов человек.
Участники круглого стола поставили свои подписи под письмом-обращением об ускорении принятия законопроекта о распределенной опеке. Письмо, размещенное на сайте Всероссийской организации детей-инвалидов (ВОРДИ), адресовано российскому президенту, Госдуме и Совету Федерации. На данный момент его подписало больше 650 представителей родительских организаций и организаций, оказывающих помощь в данной сфере. Кроме того, резолюция по итогам круглого стола, за основу которой решено принять текст обращения ВОРДИ, будет доработана и разослана в государственные институты власти.