Периодически в СМИ появляются шокирующие новости об очередной смерти школьника на уроке физкультуры. Неужели школьные нагрузки настолько велики, или современные дети слишком слабы, чтобы заниматься спортом? Может быть, при диспансеризации неверно назначена группа здоровья? Или учитель требует больше, чем положено по возрастным нормам? Главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства, руководитель Центра синкопальных состояний и сердечных аритмий у детей и подростков Леонид Макаров в интервью телеканалу «Звезда» назвал главную причину внезапных детских смертей на уроке физкультуры.
По данным Росстата, главной причиной смертности в России являются заболевании сердца и сосудов. К сожалению, эта проблема касается не только пожилых людей, но и молодых, и даже детей. Именно сердечные приступы являются одной из основных причин внезапной смертности школьников на уроках физкультуры.
Частота смертей в российских школах ежегодно составляет 1,4 случая на 100 тысяч учеников. При этом 70% случаев происходит на уроках физкультуры. Так, в 2017/2018 учебном году на уроках физкультуры умерло более 200 российских детей.
Как сообщил главный детский кардиолог ФМБА РФ Леонид Макаров, в России число сердечных приступов у школьников в год не сильно превышает статистику многих цивилизованных стран. Разница лишь в том, что на Западе при сердечном приступе половину детей успевают спасти. А в российских школах никто не может оказать первую медицинскую помощь ученику.
«В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника на 100 тысяч. Но это цифра не смертей, а остановок сердца. Половину детей в развитых странах спасают», - пояснил Макаров.
Вторая проблема – отсутствие в школах необходимого оборудования для реанимации. В случае остановки сердца квалифицированная помощь должна быть оказана незамедлительно, только тогда пострадавшего можно спасти. К сожалению, этого не происходит.
В то же время в столице Казахстана Нур-Султане после нескольких летальных случаев власти решили оснастить все школы города автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД) и научить персонал ими пользоваться. В России же, даже если бы в учебных заведениях имелись АНД, учителя не смогли бы ими воспользоваться, поскольку оказание первой помощи людьми неврачебных специальностей не закреплено законодательно.
В статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прописано, что первую помощь при наличии соответствующей подготовки (или) навыков могут оказать «другие лица». Но кто именно относится к этим «другим лицам», не указывается.
«У нас хромает федеральный закон о первой помощи. И даже врач, выйдя и сняв халат, уже не имеет права оказать медицинскую помощь. Такой парадокс. Это 323-й закон, который не один раз ходил туда-сюда в Госдуме. В мире существует закон доброго самаритянина*, когда человек, добросовестно оказывающий помощь, даже если она была неудачной, не имеет риска подвергнуться последующим претензиям, судебным искам и так далее. А у нас был такой случай: приехал самолет с молодоженом, там была остановка сердца, ему начал оказывать помощь врач-реаниматолог, который находился рядом, так его потом по судам затаскали», - привел пример Макаров.
Третий важный момент – грамотная диспансеризация и своевременное выявление заболеваний. Многих детских смертей, произошедших после физической нагрузки, можно было бы избежать, уверен Леонид Макаров. Он отметил, что перечень обследований, входящих в стандартную диспансеризацию школьников, в России довольно высок. Но проблема в том, что не все врачи умеют правильно интерпретировать полученные данные.
«У нас в отличие от многих стран диспансеризация проходит на очень высоком уровне. В США вообще не делают никаких кардиограмм детям, которые занимаются спортом. У нас же ЭКГ делают всем детям. Но у нас не знают, что на них смотреть. Я, к сожалению, достаточно часто участвую во многих судебных медэкспертизах после случаев таких смертей. Мы с судебными медиками разбираем предыдущие медицинские документы, обследуем семью и видим, что там были очевидные заболевания, которые не то что врачи пропустили, они их не увидели, не выявили», - констатировал кардиолог.
Сразу несколько громких случаев остановки сердца на уроках физкультуры в школах произошли в 2018 году. В мае прошлого года в Смоленской области 15-летнему подростку стало плохо во время разминочного бега. Учителя вызвали скорую помощь, мальчика доставили в больницу, но спасти его не удалось. Другой случай произошел в сентябре в Пермском крае. Ребенок умер до прибытия скорой помощи. В октябре 13-летнему мальчику стало плохо на уроке физкультуры. Учитель оказал первую помощь и вызвал медиков, но ребенок умер. А в марте 2019-го в Костроме 15-летняя школьница потеряла сознание на уроке физкультуры. Скорой помощи удалось реанимировать девочку и госпитализировать в лечебное учреждение, но в больнице она умерла.
«От внезапной смерти не застрахован ни один школьник»
В сентябре 2018 года в интервью изданию МК Леонид Макаров рассказал об исследовании данного вопроса специалистами ФМБА России.
*Закон доброго самаритянина (самарянина) основан на Евангельской притче о милосердии к ближнему: один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если ты истратишь на него больше, я, когда возвращусь, отдам тебе».