После подъема рождаемости в нулевых годах Россия вступила в очередную демографическую яму. В 2018 году смертность населения превысила рождаемость почти на 200 тысяч человек! И рождаемость продолжает снижаться: по данным Росстата, в 2018 году в России на свет появилось на 5% меньше младенцев, чем годом ранее.
Виной этому, прежде всего, прошлый демографический кризис 1990-х, когда в силу экономической и политической нестабильности детей рождалось очень мало. Сейчас молодым людям, рождённым в «лихие 90-е», исполнилось 20-29 лет, то есть они вступили в возраст, когда время заводить детей. Но тут выступает на первый план ещё одна проблема: молодёжь откладывает рождение потомства на более позднее время.
Тенденция к поздним родам (после 30-35 лет) имеет место во всем мире, теперь она становится все ощутимее и в России. Молодёжь старается сначала получить образование, сделать карьеру, обзавестись собственным жильем и обеспечить себе финансовую стабильность, а уж затем думать о детях. Безусловно, это серьезный и ответственный подход, но у него есть обратная сторона.
Конечно, современные репродуктивные технологии предлагают помощь парам, которым не удаётся стать родителями естественным путём. Рынок услуг ЭКО стремительно расширяется в последние годы, и все больше семей вынуждены прибегать к услугам репродуктологов. Но следует помнить, что далеко не все попытки экстракорпорального оплодотворения оказываются удачными. При высокой стоимости процедуры, такая беременность часто прерывается. Правда, государство ввело ЭКО в перечень услуг, которые можно получить по ОМС, но воспользоваться этим правом пока довольно сложно и доступно не всем желающим.
Ещё одна проблема поздней беременности – повышение риска рождения ребёнка с отклонениями, в частности с синдромом Дауна. Современные методы пренатального скрининга позволяют диагностировать хромосомные нарушения у плода ещё во время беременности. В таких случаях врачи рекомендуют аборт, и многие женщины решаются избавиться от желанного ребёнка. Причём процент прерванных после скрининга беременностей в последние годы растёт. По словам главного внештатного специалиста по медицинской генетике департамента здравоохранения Москвы профессора Наталии Демиковой, семь лет назад при выявлении у плода синдрома Дауна 38% женщин шли на аборт, сейчас этот процент составляет 60%. Демикова отметила, что синдром Дауна стали выявлять чаще, что связано, по её мнению, именно с тенденцией «отложенного материнства», при которой беременность откладывается до 30-35 лет.
Следует отметить, что бывают случаи, когда скрининг ошибается, и женщина, не прервавшая беременность, в итоге рожает здорового ребёнка. Результат пренатального скрининга – это ещё не диагноз, а лишь оценка вероятности рождения ребёнка с отклонениями. В любом случае, это трудный выбор, перед которым никто не хотел бы оказаться.
На фоне все более раннего полового созревания подростков (сейчас менархе у девочек наступает, как правило, в 11 лет), возраст первой беременности, наоборот, откладывается. Таким образом, если у наших предков между половым созреванием и рождением первенца проходило всего несколько лет (и следовательно, несколько десятков циклов созревания яйцеклеток), то в наши дни эта система работает вхолостую лет 20 и больше. Поэтому, когда ее, наконец, используют по назначению, она уже может не сработать должным образом.
Физиологически организм женщины приспособлен работать в режиме периодических беременностей и родов. В это время яичники отдыхают от выработки новых яйцеклеток. Если же беременность годами не наступает, то система изнашивается быстрее.
Ещё хуже действуют на женский организм аборты. При наступлении беременности вся система настраивается на ее вынашивание, выработку соответствующих гормонов, и если процесс искусственно прерывают, организм испытывает мощный стресс.
В силу всех этих причин специалисты рекомендуют женщинам использовать возможность родить первенца в более молодом возрасте. Конечно, не у всех жизненная ситуация приспособлена для этого. Но определённые экономические меры могли бы стимулировать женщин рожать раньше. Так, директор НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова Геннадий Сухих считает, что повышение выплат материнского капитала для тех, кто рожает до 25 лет, могло бы способствовать решению проблемы.
В феврале президент России Владимир Путин предложил с 1 января 2020 года увеличить выплаты за первого и второго ребенка до двух прожиточных минимумов. РФ должна добиться возобновления естественного прироста населения в 2023–2024 годах, подчеркнул глава государства. Путин также упомянул о необходимости снизить налоговую нагрузку на семьи по принципу «больше детей — меньше налогов».
Окажутся ли принятые меры эффективными и удастся ли выбраться из демографической ямы через 5-6 лет, покажет время.
Фото - фотобанк Лори