Я никогда специально не изучала историю образования, но за годы опыта выяснила, что, помимо общеобразовательных школ, существуют ещё несколько альтернативных типов образования. Интересно, что все они распространились примерно в одно время, примерно в начале 20 века, на фоне накопившейся критики массового народного образования.
В Нидерландах к альтернативным школам относятся Далтон (пришло из США), Йенаплан (jenaplan) (пришло из Германии), Вальдорф, который в Нидерландах называют Свободная Школа, также из Германии, и Монтессори. Все эти альтернативные варианты имеют как общие, характерные для них, особенности, так и значительные различия.
Здесь необходимо уточнить, что в Нидерландах, уж если школа работает, значит, она соответствует стандарту и инспектируется наравне с обычными школами. То есть учащиеся и выпускники таких школ не обречены на вечную изоляцию внутри школы данного типа и не должны подтверждать свои знания дополнительными экзаменами. Свободные школы, или Вальдорф, наименее распространены. Их можно найти в основном в старых больших городах. Школы Йенаплан встречаются чаще, но только в виде начальных школ. Самый распространённый тип – Монтессори. Далтон, Монтессори и Вальдорф имеют и школы среднего образования, причём здесь лидер Далтон.
Фото с сайта школы https://www.enms.nl/
Как мы попали в школу Монтессори
Нашу семью, наверное, можно назвать энтузиастами в сфере образования, потому что нас никогда не отпугивали различные типы школ. Наша дочка успешно отходила в Вальдорфский садик, где была прекрасная опытная учительница и много свежего воздуха. Однако уже тогда мне стало понятно, что обучение в Вальдорфской школе – это не то, что нам нужно. В частности, я обратила внимание, что родители многих детей в этой школе имеют свой бизнес, соответственно эти родители не стремятся к академическим успехам, к высшему образованию и соответствующей карьере для детей. Также я слышала, что в школе много детей состоятельных родителей, также не слишком заинтересованных в традиционном школьном образовании, которое, однако, обязательно. Одним словом, в Вальдорф идут не за знаниями. Туда не идут те, кто любит и хочет учиться и делает ставку на высокооплачиваемую работу в будущем.
Изначально, я вообще хотела поместить дочку в интернациональную школу. Это обычная школа с преподаванием на английском языке. Из-за этих моих планов мы особо не интересовались другими начальными школами в округе и пропустили момент, когда нужно было записывать ребёнка в них. В итоге, когда стало понятно, что интернациональная школа отменяется, все ближайшие начальные школы уже были укомплектованы. Единственная школа поблизости, куда нас брали, была Монтессори.
Начальная школа в Нидерландах начинается с 4х лет, так что было вполне логичным во-первых, не обращаться в школы далеко от дома, во-вторых, не слишком вникать в детали образования, тем более что никаких духовных/эзотерических особенностей у этого типа школы нет. К тому же, методика Монтессори знаменита как раз тем, что подходит малышам. Ещё мне импонировал тот факт, что наша школа была первой и старейшей в Нидерландах Монтессори-школой, чья основательница ездила в Италию и стажировалась у самой Марии Монтессори, похороненной, к слову, тоже в Нидерландах. То есть это была школа с богатой историей и традициями.
Школа Монтессори в Нидерландах. Фото с сайта школы https://www.enms.nl/
Устройство Монтессори-школы
Ребёнок учится в начальной школе 8 лет, с четырёх до одиннадцати. Хотя можно и дольше, и меньше, в зависимости от индивидуальных способностей. Первые два года в одном классе, потом три года в другом классе, и последние три года в третьем. В каждом классе своя учительница, или две по разным дням. На начальной ступени дети в классе двух возрастов, на средней и старшей – трёх. То есть идёт постоянное взаимодействие как с младшими, так и со старшими детьми. В идеале старшие опекают младших, помогают им освоиться в классе, сделать задание. Однако на практике дружат дети одного возраста, а также девочки с девочками, а мальчики с мальчиками.
В итоге многие Монтессори-родители жалуются, что у детей нет друзей, потому что выбрать можно из трёх-четырёх одноклассников, вместо пятнадцати в традиционной школе. Опять же, если не задались отношения с учительницей, то сменится она не на следующий год, а через два или через три года.
Школа Монтессори в Нидерландах. Фото с сайта школы https://www.enms.nl/
Как построен учебный процесс
Большую часть времени дети проводят в своём классе. Бутерброды, принесённые из дома, едят там же. Там же смотрят детские телевизионные передачи на интерактивной доске во время дождливой погоды. Есть занятия физкультурой в зале и на улице, занятия музыкой с особым преподавателем и отдельно ручной труд (помимо того, что дети мастерят или рисуют в классе).
Дальше ещё интереснее. Школа старается по максимуму учитывать индивидуальные способности учеников, поэтому у каждого может быть “своя” математика, “своё” пособие по языку. Внутри группы выделяются более способные дети – они получают звание Звёздочек и могут делать более сложные задания.
Рабочая неделя расписана: когда именно учительница объясняет материал одной группе учеников, когда другой. Выделено время на самостоятельную работу в рабочих тетрадях в тишине, время на чтение. Кто закончил, может взять в так называемом Монтессори-шкафу дополнительное задание по методике Монтессори.
Дети могут уйти в другой класс в гости, там они могут либо что-то делать с более младшими детьми, либо знакомиться с учёбой в старшем классе.
Самое интересное – то, что происходит во время контрольных. Тест ребёнок делает в том темпе, в каком ей/ему удобно. А это может быть и неделя, и полторы. Некоторые даже берут тестовое задание домой (!), а потом сдают и получают оценку.
Школа Монтессори в Нидерландах. Фото с сайта школы https://www.enms.nl/
Почему мы ушли из школы Монтессори
Конечно, всё это мы узнали не сразу, а постепенно, за пять лет. Самыми лучшими для нашей дочки, обычной девочки, не имеющей никаких проблем с учёбой, были первые два года. Там ей нравилось всё, и учительница в том числе.
На средней ступени всё уже было не так радужно. Класс был большим, в нарушение всех Монтессори-рекомендаций. Старшие дети оказались не слишком дружелюбными. К тому же в классе был сложный мальчик (инклюзия), из-за которого происходила чехарда учительниц. В итоге на фоне отличных результатов наша дочка всё чаще говорила фразы типа «хочу в школу с умными детьми», жаловалась на примитивные уроки музыки, а ручным трудом она никогда не была особо увлечена.
Самым негативным фактором для неё было отсутствие качественного общения: после того, как её лучшая подруга уехала из страны, у неё не получалось дружить с оставшимися двумя-тремя девочками.
Одним словом, в конце пятого класса мы поняли, что для нас в Монтессори-образовании выявилось больше недостатков, чем достоинств. К тому же всё яснее становилось, что большинство учеников нашей школы не случайно оказались в Монтессори, а потому, что имели различные неврологические проблемы, и именно таким ученикам школа уделяла максимум внимания.
Последней каплей стало то, что школа отказалась перевести дочку на старшую ступень в тот класс и к той учительнице, куда дочка хотела. Нам, конечно, это было сложно принять, с учётом всего, что мы годами слышали о главенстве интересов ребёнка. Но изменить принятое кулуарно, без объяснений, решение нам не удалось.
Поэтому из Монтессори мы ушли, и сейчас дочка доучивается в обычной начальной школе.