В последнее время о проблеме мигрантов в Европе пишут мало. Однако специалисты считают, что главные последствия миграционных волн еще впереди.

В 2015 году Евросоюз захлестнула мощная волна мигрантов: их численность составила около 2 млн человек. Основным источником беженцев стала Сирия, много людей также прибыло из Ирана, Афганистана и других стран Ближнего Востока и Южной Азии.

Четверть мигрантов подала прошение о предоставлении убежища в Германии, остальные распределились по другим странам Евросоюза. Волна докатилась и до Скандинавии.

Мигранты и беженцы в Финляндии. Фото Tapio Haaja Хельсинки. Фото Tapio Haaja

Беженцы в Финляндии: масштаб проблемы

В Финляндию в 2015-2016 годах прибыли свыше 38 тысяч беженцев, в основном граждане Ирака, Афганистана и Сирии. Только в 2016 году Миграционная служба Финляндии Migri рассмотрела в общей сложности 28 тысяч заявлений о предоставлении убежища. 51% из них получили отказ. Однако на родину были депортированы лишь 6,7 тысяч человек. Что стало с остальными?

С 2015 года порядка 7400 просителей убежища пропали из поля зрения финских властей. Кто-то незаконно остался в Финляндии, кто-то перебрался в другие европейские страны. В странах ЕС с 2016-го по 2018-й были обнаружены более 5100 человек, попросивших убежища в Финляндии. Европейские государства пытаются вернуть их обратно в Финляндию, поскольку отвечает за депортацию несостоявшихся беженцев страна, принявшая их.

Что делают мигранты, получившие отказ

Некоторые мигранты годами живут во временных лагерях, подавая апелляции на решение миграционной службы. Сейчас в Финляндии находятся почти 7900 просителей убежища, получивших отказ, но не теряющих надежды.

Если у просителя изменились обстоятельства, то заявление можно подать повторно. По закону число попыток не ограничено. Некоторые делают по три-четыре попытки в надежде все-таки остаться в Финляндии. Изменением обстоятельств может считаться, например, ухудшение положения на родине просителя. Но чаще всего в качестве таких обстоятельств указывается переход в христианство или нетрадиционная сексуальная ориентация.

Директор отдела по вопросам просителей убежища Иммиграционной службы Тирса Форсселл говорит, что смена религии происходит обычно после получения отказа. Депортация в мусульманскую страну человека, обратившегося в христианство, может быть небезопасной. Это достаточно веский аргумент для миграционной службы.

В основном просителей убежища интересуют пятидесятничество и христианские движения пробуждения. Традиционные конфессии, например Евангелическо-лютеранская церковь, преобладающая в Финляндии, пользуются меньшей популярностью.

Настоятель лютеранского храма Святого Михаила в Турку Йоуни Лехикойнен говорит, что с точки зрения церкви, просители убежища не обращаются в христианство только для получения статуса беженца. По его словам, многие интересовались церковной службой и христианством сразу по приезду в Финляндию и еще до получения отказа.

Лехикойнен, однако, признает, что ему встречались люди, в чьих религиозных убеждениях можно было бы усомниться. Встречаются адвокаты, которые используют религию в своих целях: «Они просят подписать заявление для людей, которые один раз были в церкви. Мы говорим, что это ни в коем случае не в интересах просителя убежища».

Некоторые «отказники» выходят на акции протеста. В феврале 2017 около 50 человек, получивших отказ в предоставлении убежища, разбили лагерь на площади перед зданием правительства Финляндии. Однако чиновники остались непреклонны. Основная причина отказа – наличие на родине прибывшего безопасных для жизни территорий.

Среди беженцев есть и те, кто потеряли надежду и отчаялись. В 2016 году в Финляндии пять просителей убежища покончили с собой, ещё 60 совершили попытку суицида.

В Багдаде не спокойно

Иракец Али вместе с семьей приехал в Финляндию в 2015 году, но получил отказ в статусе беженца и был депортирован обратно в Ирак. Вскоре после возвращения его застрелили на улице Багдада.

Дочь погибшего подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Дело было рассмотрено, и Финляндию признали виновной в нарушении второй статьи Конвенции, касающейся права каждого человека на жизнь. В решении ЕСПЧ говорится, что финские власти при вынесении отрицательного решения по ходатайству мужчины о предоставлении ему статуса беженца не учли в достаточной мере обстоятельства его жизни в Ираке. В частности, мучжина-суннит и его семья подвергались нападениям и попыткам похищения.

В ноябре 2019 года суд обязал Финляндию выплатить дочери иракца 20 тысяч евро в качестве компенсации. После этого случая финская миграционная служба решила пересмотреть решение о депортации еще 500 иракцев, сообщает издание Yle.

Во сколько обходятся беженцы

Расходы Миграционной службы Финляндии в 2016 году составили порядка 670 млн евро. Из этой суммы 77 млн евро ведомство потратило на оказание денежной помощи просителям убежища. Значительных расходов требовало содержание временных пунктов по приему мигрантов, а в дальнейшем – предоставление постоянного жилища тем, кто смог получить статус беженца.

В феврале 2019 года Финляндия увеличила финансирование программы по добровольному возвращению просителей убежища из Ирака, Афганистана и Сомали обратно на родину. Желающие вернуться домой могут получить бесплатный билет на самолет и до 5000 евро. Правда, столько большую сумму можно получить только товарами или услугами, а если возвращенец выбирает наличные, то получает на руки от 800 до 1500 евро.

Казалось бы, это огромные деньги, но на содержание переселенцев тратится еще больше. Люди, подавшие заявление повторно и ожидающие решения, могут на законных основаниях проживать во временных лагерях. В сутки на содержание одного человека в таком лагере тратится около 50 евро, то есть за 3,5 месяца уже набегает сумма в 5000 евро. И таких людей в Суоми на начало 2019 года насчитывалось около 7900.

В 2016–2018 годах Финляндия предоставила финансовую помощь 4181 человеку, согласившемуся добровольно вернуться на родину, на общую сумму 3,8 млн евро. Помимо этого Финляндия из госбюджета также оплачивает авиабилеты для репатриантов. За период с сентября 2016-го по август 2018 года эта сумма составила 1,5 млн евро. Несколько сотен полиция депортировала принудительно.

Размер «пособия репатрианта» с 2016 года вырос более чем вдвое, однако количество возвращенцев не увеличилось, а наоборот, сильно сократилось. Если в 2016 году на родину добровольно вернулись более 2100 человек, то в 2018-м — всего около 650.

История иммиграции в Финляндию

Население Финляндии составляет чуть больше 5,5 млн человек. 93% населения – этнические финны. Исконными этническими меньшинствами являются финские шведы, саамы, ромы (цыгане), евреи и татары. В последние десятилетия приехали значительные группы этнических русских и эстонцев.

С 1990 года Финляндия принимала беженцев из Сомали, численность которых к 2007 году составила 20 тысяч человек. Сомалийцы в Финляндии живут замкнутыми общинами, хотя их дети и посещают обычные финские школы. Безработица среди сомалийцев достигает 50%.

В 2018 году почти 500 россиян попросили политического убежища в Финляндии, но положительный ответ получили лишь 15 человек. Большую часть российских просителей убежища составили члены религиозной организации «Свидетели Иеговы» (в августе 2017 года включена в перечень запрещенных в РФ) и выходцы с Северного Кавказа.

Что думают о мигрантах местные жители?

В период пика миграции (осенью 2015 года) более половины финнов считали, что большинство прибывших в страну просителей убежища останутся безработными и станут обузой для общества, живя на социальные пособия. Такие результаты были получены в результате опроса компании Taloustutkimus (опросе участвовали 1001 человек в возрасте от 15 до 79 лет). В то же время две трети опрошенных заявили, что беженцы не являются угрозой для национальной идентичности или культуры Финляндии.

В феврале 2016 года состоялась первая немногочисленная демонстрация против принятия в страну мигрантов. В дальнейшем протестное движение стало расти.

В марте 2017 в центре Хельсинки, на площади у Центрального железнодорожного вокзала, прошли одновременно две демонстрации: с одной стороны, многочисленные противники депортации, получившие отрицательный ответ на просьбу о предоставлении убежища, с другой – финские националисты, протестующие против засилья мигрантов.

Демонстрации мигрантов в Финляндии. Фото Harri Kuokkanen Фото - Harri Kuokkanen

Несмотря на это, в октябре 2017 года практически половина финнов (47%) хотели, чтобы в Финляндию приехали новые мигранты. Такие данные были получены в результате опроса финской газеты Helsingin Sanomat. Против продолжения миграции в страну выступили лишь 41% респондентов.

По мнению Лены Няре (Lena Näre), доцента социологии, специализирующейся на вопросах миграции, граждане Финляндии положительно относятся к мигрантам не только из-за общечеловеческих ценностей, но и потому, что население страны стареет. Уменьшается число работающих налогоплательщиков работоспособного возраста, а стариков становится все больше.

Коэффициент рождаемости в Финляндии, как и повсюду в Европе, довольно низкий – он составляет 1,4 ребенка на женщину (для естественного воспроизводства населения эта цифра должна быть больше 2). Поэтому финны хотели бы видеть в своей стране больше работающих людей, пусть даже переселенцев из других стран.

67% финнов частично или полностью были согласны с тем, что у всех, кто хочет приехать в Финляндию жить и работать, должна быть возможность сюда приехать. «Этот результат показывает, как в Финляндии относятся к работе. Работу считают показателем того, что интеграция прошла успешно», — говорит Лена Няре.

Согласно тому же опросу, 54% финнов считают, что иностранцы, переехавшие в Финляндию, должны максимально ассимилироваться с финнами — в своих же собственных интересах. Однако в реальности этого не происходит. Мигранты прибывают такими большими группами, что образуют изолированные диаспоры и остаются чуждыми местной культуре и традициям.

Работают ли беженцы?

Как пишет Helsingin Sanomat, многочисленные просители убежища и нелегальные мигранты трудятся уборщиками, поварами и мойщиками посуды за минимальную оплату. Мигрант из Ирака, получивший отказ финских властей в предоставлении убежища, рассказал, что полгода проработал в ресторане в Хельсинки. Работая по шесть-семь дней в неделю, часто по 12 часов в день он получал почасовую оплату в 2,5 евро (что составляет около 200 евро в неделю).

«На каждую вакансию в центре по приёму беженцев найдется сто желающих. Работодатели могут найти новых работников в любое время», — рассказал собеседник издания. По мнению газеты, эксплуатация мигрантов может способствовать развитию нелегального рынка труда в стране.

Проблема трудоустройства беженцев зависит не только от их желания и трудолюбия. Большинство прибывших не имеют образования и квалификации, с трудом осваивают финский язык. Это создает препятствия при приеме на работу.

В финской прессе появились публикации о том, что беженцы и нелегалы всё чаще занимаются оказанием сексуальных услуг за деньги. Явление разрастается, так как для мигрантов секс за деньги – реальный способ заработать в Суоми. По данным Helsingin Sanomat, около 65-70% всех работников рынка сексуальных услуг – это прибывшие в страну иностранцы. Исследовательница Ниина Вуолаярви указывает, что на подобный шаг беженцев толкают материальные трудности. По её словам, у мигрантов в Финляндии нередко остаются всего две альтернативы: работать в теневой экономике за несколько евро в час или уйти в проституцию, которая оплачивается более щедро.

Страна с нулевой преступностью

Финляндия долгие годы считалась страной с крайне низким уровнем преступности. Но теперь, похоже, это уже в прошлом.

18 августа 2017 года в Финляндии был впервые официально зарегистрирован террористический акт. В городе Турку 23-летний марокканец Абдеррахман Буанан, которому отказали в статусе беженца в Финляндии, накинулся с ножом на прохожих. Прежде чем его обезвредили, он успел зарезать насмерть 15-летнюю девушку и 67-летнюю женщину, а ещё восьми прохожим нанести ранения. Непосредственно перед нападением террорист написал манифест в духе радикального исламизма, зачитал его на видео перед кафедральным собором Турку и выложил в интернете. В ходе судебного процесса Буанан признался, что планировал убить сперва двоих женщин и отрезать им головы, а потом намеревался скрыться – для того, чтобы продолжать совершать убийства. Финский суд назначил ему пожизненное заключение, в итоге он достиг своей цели – остаться в Финляндии.

В декабре 2018 года двое мигрантов, которым финские власти отказали в предоставлении убежища, напали на водителей автобусов в двух городах страны. К счастью, пассажиры сумели обезвредить нападавших и никто не пострадал.

В конце 2018-начале 2019 года Финляндию потряс скандал: в городе Оулу завели девять похожих уголовных дел об изнасилованиях и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. В некоторых из них — по несколько подозреваемых, большинству от 20 до 30 лет, все они приехали в Финляндию в качестве просителей убежища. Изнасилования происходили в квартирах, мужчины сближались со своими жертвами через Instagram или Snapchat, заманивая сигаретами и алкоголем.

Проблема сексуального насилия коснулась не только Оулу. В целом по стране количество заявлений об изнасилованиях в январе-марте 2019 выросло на 30%. 379 заявлений касались предполагаемого изнасилования, а 417 — подозрений в сексуальной эксплуатации детей. Властям пришлось задуматься над ужесточением законодательства и немедленной высылкой лиц, замешанных в сексуальных преступлениях.

Проблема тунеядства в Финляндии

Финляндия всегда считалась одним из образцовых европейских государств со стабильной экономикой, а главное – мощнейшими социальными гарантиями для граждан. Последнее обстоятельство вызывало скепсис у иностранных наблюдателей. И действительно, настал момент, когда протестантская этика перестала формировать трудолюбие.

В конце 2017 года в Финляндии разразился скандал: начинающий писатель Осси Ньюман издал роман о том, как не работать и жить на государственные пособия. Учебник по тунеядству он назвал «Наглость», а себя – идейным безработным. Книга пользовалась бешеным успехом и была раскуплена за пару недель, а сам новоиспеченный писатель стал получать письма от людей, которые десятилетиями вели такую же жизнь – с той лишь разницей, что открыто рассказать об этом боялись.

Расчет пособия в Финляндии зависит от того, работал ли человек ранее, состоял ли в профсоюзе и сколько зарабатывал. К примеру, если зарплата составляла 3000 евро в месяц, его пособие будет составлять около 1800 евро. Базовое пособие по безработице для тех, кто не работал ранее, составляет около 30 евро за рабочий день (это в полтора раза больше, чем можно заработать мойщиком посуды в ресторане, работая по 8 часов в сутки, о чем шла речь выше). Если есть дети, то также будут начисляться пособия на каждого.

Пособие можно увеличить, если посещать, например, специальные курсы по трудоустройству. При этом есть возможность подрабатывать на стороне. Пособие не отнимается, если заработок составляет до 300 евро в месяц.

Большая часть финских безработных — люди без специального образования и молодежь. Более 20% финских мужчин в возрасте от 20 до 24 лет не работают и не учатся. Безработица среди молодежи достигает 16%.

Коэффициент занятости населения (соотношение работающего населения старше 15 лет к общей численности населения) в Финляндии составляет 54. Для сравнения, в России коэффициент занятости населения 59,1, а в Канаде 61,4.

В 2016 году на пособия по безработице Финляндия потратила больше 5 млрд евро. Финские чиновники заявили, что это катастрофа и система господдержки безработных может закончиться.

Очередь за бесплатными продуктами в Хельсинки Очередь за бесплатными продуктами в Хельсинки. 19 ноября 2019

Финская экономика переживает не лучшие времена. В последние годы темпы роста ВВП снизились вдвое. Несмотря на это, правительство Финляндии планирует потратить немалые деньги на развитие образования, программ занятости, инфраструктуру и защиту экологии.

Оправдаются ли надежды на трудоустройство и интеграцию беженцев, начнут ли они приносить прибыль финской экономике, или так и останутся дополнительной обузой для системы, которая и без того уже едва держится?