Финское школьное образование в последние годы вызывает огромный интерес в России. Высокие результаты финских школьников в международных рейтингах сделали его предметом внимательного изучения и даже зависти. О финских школах ходят легенды, ими восхищаются, о них пишут в блогах и снимают видеосюжеты.
Но действительно ли все так радужно, как пишут в СМИ и интернете?
Главный редактор портала Материнство Анна Хрусталева приняла участие в образовательной поездке в Хельсинки, чтобы поближе познакомиться с системой финского образования и изучить слагаемые успеха. Но, погрузившись в тему на практике, пришла совершенно другим выводам, чем могла ожидать.
Считается, что финское образование базируется на семи «китах», которые обеспечивают его успех: равенство, бесплатность, доверие, самостоятельность, индивидуальность, практичность, добровольность. Остановимся в каждом из них подробно.
Схема системы образования в Финляндии
Равенство в финских школах – правда или миф?
Принцип равенства распространяется на все: школы, учителей, учеников, родителей и школьные предметы.
Официально считается, что все школы одинаково хороши и учиться можно в любой, лучше всего ближайшей к дому. Никаких рейтингов школ не существует.
При поступлении в школы не проводится тестирование, в школу можно прийти, не зная букв, не умея читать и считать.
Учителя и ученики равны, поэтому к учителю обращаются по имени и на «ты» (этот момент более всего поразил моего сына, попавшего на урок русского языка у финских третьеклассников).
Все школьные предметы одинаково важны, поэтому классов и школ с углубленным изучением какого-либо предмета не существует. Однако в старших классах (8-9) индивидуальные склонности учащихся все же учитываются: у них есть возможность дополнительно взять 4 предмета по выбору.
Принцип равенства также подразумевает равные права на получение образования для всех учеников, независимо от их физических и интеллектуальных особенностей.
Финские школьники пишут карандашом
А на самом деле?
На самом деле школы, конечно, разные. Хотя бы потому, что они находятся в разных районах – одна среди элитного жилья, где живут обеспеченные люди, другая на окраине города, где в небогатых кварталах проживает большое количество мигрантов. Кстати, в Хельсинки очень много беженцев из Сомали, которых Финляндия принимала с 1990 года (сомалийцы составляют 0,4% населения страны).
Официальных рейтингов школ нет, но «сарафанное радио» никто не отменял. Кроме того, многие средние школы объединены с lukio (лицеем), куда ребята поступают после 9 класса. А вот у lukio как раз есть рейтинг, по нему абитуриент выбирает, куда пойти учиться. Неудивительно, что данные этого рейтинга ассоциируются и со школами. Так, школа SYK считается одной из самых сильных в Хельсинки, поскольку лицей SYK занимает второе место в рейтинге lukio. На первой строчке рейтинга – лицей Ressu, соответственно и школа Ressu считается элитной.
Отбор в школы не проводится, но в детских садах есть тестирование готовности к школе, которое обязательно для всех, если только детский сад не отказался от его проведения. Тест длится три часа без перерыва и включает большой объём заданий, с которыми дети, не привыкшие заниматься дольше часа, не могут справиться. Целесообразность этого теста подвергается сомнению в финской прессе.
Вышеупомянутая школа SYK проводит набор учеников в 3 класс по итогам большого и сложного письменного теста (1 и 2 классов в этой школе нет). Так что тестирования и отборы все-таки бывают.
Финские школьники ездят в школу на такси
Бесплатность образования в финских школах – правда или миф?
Образование в Финляндии бесплатное, это действительно так. Более того, бесплатно питание в школах, бесплатны учебники, тетради, учебные пособия и карандаши. Каждому школьнику бесплатно предоставляют планшет или ноутбук, который можно брать домой.
Если ученик живет дальше 2 км от школы, его бесплатно обеспечивают проездным билетом. А если он не может пользоваться общественным транспортом (например, ребенок-инвалид или просто живущий далеко от школы в сельской местности), его бесплатно возят в школу на такси.
Школьная форма не нужна, ходить можно в чем угодно. Сменная обувь тоже не обязательна, большинство детей ходит по школе в носках. Поэтому перед началом занятий (которое приходится на один из дней в середине августа, единой даты нет) родители не носятся по магазинам с вытаращенными глазами. Покупать вообще ничего не нужно.
А на самом деле?
На самом деле школьная система финансируется, разумеется, из средств налогоплательщиков. А налоги в Финляндии жесткие. Начать с того, что прогрессивный подоходный налог пожирает значительную часть зарплаты.
Вот рассказ одного отца: «Сын на уроке в 9 классе решал задачу: учитель получает зарплату 3200 евро в месяц и платит налог 19%, директор школы получает зарплату 5200 евро и платит налог 32%. На сколько больше получает директор? После того, как сын решил, он прибежал к нам и говорит: не понимаю тех, кто хочет работать директором школы!
Я привёл пример задачи по математике в финской школе. Это о примерном уровне зарплат и получаемых денег. Но коммуналка дороже в разы! И дополнительные налоги выше в разы: за одну машину (двигатель бензин 2000 см3) дорожный налог 250 евро в год».
В приведенном примере директор все-таки получает на руки больше учителя (разница в зарплате составляет 944 евро). Но бывает и так, что после повышения зарплаты за счет возросшей ставки налога работник начинает получать меньше, чем до повышения.
Кстати, бесплатны в Финляндии только школы, лицеи и университеты. А детские сады оплачивают родители, и стоит это недешево: пребывание в группе пять дней в неделю с 8:00 до 16:45 обойдется родителям в 1000 евро в месяц.
Финские школьники решают примеры на планшете
Доверие (отсутствие контроля) в финских школах – хорошо или плохо?
Доверие подразумевает отсутствие контроля. В финских школах нет спускаемых сверху контрольных и проверочных работ. Школы не обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями (огромное число контролирующих инстанций в сфере образования упразднили ещё в 1970-е годы). Никто не сравнивает учеников между собой, не составляет рейтинги школ. Не проводит срезы успеваемости, не отслеживает поступление выпускников в престижные лицеи, институты и университеты. Такая система позволяет избавиться от бюрократии, снимает с учителей и школ массу бумажной волокиты. Высвобождается время для главного – учебного процесса, работы с детьми.
Учителя в финских школах – профессионалы высокого уровня, со степенью магистра как минимум. Педагогам дана полная свобода в выборе методов обучения. Каждый учитель может самостоятельно составить учебную программу заниматься по ней. Он сам же составляет тесты по пройденному материалу. Тестирования проводятся довольно часто, но они имеют своей целью не сравнение учеников и оценку успеваемости, а проверку, насколько хорошо усвоен материал, где остались пробелы и какие моменты нужно отработать дополнительно.
А на самом деле?
В теории все это звучит прекрасно, а вот на практике случается по-разному. Далеко ее все учителя рвутся писать собственную программу. Ученица одной из лучших школ Хельсинки рассказывала: «Не хочу, чтобы наша учительница английского выходила из декрета. Она делит учеников на пары, велит читать параграф и задавать друг другу вопросы, написанные после него. Это скучно. А сейчас ее замещает другая, она разговаривает с нами на английском и дает интересные задания».
Слепое доверие к учителю и полная свобода преподавания приводит еще и к тому, что учителя старших классов наталкиваются на пробелы в знаниях, допущенные в предыдущие годы. Пример: учитель объясняет, как вычислить площадь сегмента, а ученики не знают название частей круга.
Программа по математике вообще построена неравномерно. Семь лет школьники упражняются в четырех арифметических действиях, зато в 8 классе уровень сложности возрастает стремительно. Впервые вводится понятие неизвестных, появляются уравнения и системы уравнений, возведение в степень и извлечение корня и т.д.
Финские школы имеют большие спортивные площадки и много зелени вокруг.
На фото - школа Viikinmäen в Хельсинки, построенная в 2015 году
Самостоятельность как принцип воспитания финских детей
В детском саду финские дети очень много гуляют. В их расписании две прогулки по три часа каждая. Во время прогулок дети часто ездят на общественном транспорте, в том числе на другой конец города с пересадками. Мы много раз наблюдали группы из 10-12 детей в светоотражающих жилетах, под руководством двух-трёх взрослых направляющиеся в музей, в парк, играющих у водопада. В Хельсинки не держат дошколят за заборами, их активно знакомят с городом. И в том числе с транспортом, так что к первому классу они могут перемещаться по городу самостоятельно.
В школах тоже заботятся о том, чтобы дети много бывали на воздухе. Каждая перемена проходит на улице, независимо от погоды (и желания детей), также и уроки физкультуры.
Финские школьники сами решают, что хотят съесть
Еда в школьной столовой простая и здоровая: хлебцы, овощи, биточки, рыба или мясо. Из напитков – молоко, кефир и вода. Школьная столовая устроена по принципу «буфета» (финский аналог нашего понятия «шведский стол») – каждый ребенок берет себе то, что хочет, и в том количестве, в каком хочет. Детей приучают не брать лишнее, чтобы не выбрасывать еду. Лучше сходить за добавкой. На выходе из столовой стоит электронное табло для оценки обеда: насколько было вкусно.
А на самом деле?
Честно говоря, по этому пункту придраться не к чему. Я за то, чтобы внедрять в наших школах все: перемены на воздухе, шведский стол в столовых и учебу без участия родителей.
Финские школьники много занимаются творчеством
Индивидуальность
Если ребёнок не справляется с некоторыми заданиями, проболел, отстаёт по какому-то предмету, ему оказывают помощь – дополнительные занятия, домашнее задание, объяснение пропущенного материала.
Финская школа заточена на помощь отстающим. Неуспевающего ребенка не клеймят позором и не стыдят на классных часах и родительских собраниях (на собраниях вообще не обсуждают успехи детей, там решают более общие вопросы).
С ними занимаются дополнительно (эти дополнительные часы педагогу оплачивает государство). Им могут назначить тьютора по какому-то предмету (например, если у ребенка плохо с математикой, на эти уроки тьютор будет брать его к себе для индивидуальных занятий). Наконец, их могут на время перевести в коррекционный класс. Кстати, все иностранцы, не владеющие финским языком, сначала попадают в коррекционный класс, где с ними занимаются в маленькой группе (4-5 человек) на протяжении года или даже дольше, пока они не смогут влиться в обычный финский класс по своему возрасту.
Детям с тяжелыми отставаниями в развитии или ментальными отклонениями разрабатывают индивидуальный учебный план, так что даже они могут окончить школу на доступном им уровне.
А на самом деле?
Но и тут есть оборотная сторона. Тьютора предоставят только в том случае, если у школы есть ресурсы для этого. А они есть не всегда, особенно на фоне начавшегося сокращения финансирования.
Финские учителя пишут не мелом, а фломастерами
Практичность
Наверное, многие из нас в детстве задавались вопросом: «Зачем мне это изучать? Разве это пригодится мне в жизни?» Многие слышали подобные вопросы от своих детей. И наверняка попадали в неловкое положение, не зная, что ответить.
Если в российской школе дети часто «проходят» совершенно абстрактный материал, то в Финляндии школьники изучают прежде всего то, что нужно в реальной жизни.
Вот пример задачи по математике: «Маша живет в 2 км от школы, а Петя в 5 км. На каком расстоянии друг от друга живут дети?» Российский школьник от такой задачи скорее всего растеряется, ведь не сказано, в каком направлении находятся дома детей. А финским детям такие задания дают для того, чтобы они, поразмыслив, определили, что ответ будет не числом, а областью значений – от минимального до максимально возможного.
Финские школьники очень любят готовить
Самый популярный у финских школьников предмет – домоводство. В 7 классе им занимаются все – и мальчики, и девочки. А в 8 и 9 классах его можно изучать по выбору, и многие отдают ему предпочтение. Учатся готовить, изучают кухню разных народов. Кстати, традиционно «мужским» трудом занимаются и девочки тоже: работают на станках, мастерят полезные в хозяйстве вещицы (табуретки, ковшики для сауны).
Выпускники финских школ свободно владеют английским языком. Языковая среда окружает их в жизни (все англоязычные фильмы по телевизору идут без перевода, с финскими субтитрами). Чтобы преодолеть языковой барьер и увеличивать словарный запас, учителя используют открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ (да или нет), а необходимо рассуждать, объяснять.
Этот же принцип применяется и в других дисциплинах. Например, учитель задает вопрос: «Почему рыба не может жить вне воды?» - и дети начинают размышлять, искать ответы. На уроках в финской школе детям дают не готовые решения, а мотивируют на самостоятельный поиск.
А на самом деле?
На верхней ступени средней школы (в лицее) тоже оказываются студенты, имеющие проблемы по одному или нескольким предметам. Чаще всего это иностранные языки и математика. Причем проблемы по математике порой доходят до смешного: студенты профессионального училища (отделение туризма) испытывают проблемы с переводом евро в доллары, не умеют составлять пропорцию. И даже тем, кто сумел поступить в лицей, требуется тьютор, чтобы разобраться с этих несложных математических действиях.
Финские школьники ходят по школе в носках
Добровольность в финской школе – каков результат?
Финские родители с малышами не занимаются. Они не учат их читать, не показывают развивающих книжек, не обучают счету. Считается, что все это ребенок освоит в школе.
В детском саду тоже нет никакой «подготовки к школе», а на коротких ежедневных занятиях дети занимаются творчеством (лепка, рисование, аппликация, пение) и физкультурой. Букв не изучают, считать не учат, во всяком случае, нет специальных занятий для этого, хотя развивающая среда имеется – на стене висит алфавит.
В подготовительном классе (который обязателен для всех детей 5-6 лет) дети выполняют очень простые задания, наподобие «найди лишнее» среди четырёх синих и одного красного шарика.
Финские школьники могут сидеть на полу или даже в картонном домике
В начальной школе, с 1 по 4 класс, оценок нет. В личном кабинете ученика есть шкала с градациями от «надо ещё тренироваться» до «отлично поработал», на которой учитель отмечает персональные достижения ребенка за каждый урок. С 5 класса появляются оценки по 10-балльной шкале, но учеников не делят на отличников и троечников, избегают любой соревновательности. Дети не знают оценок друг друга, все выставляется в электронном дневнике, куда есть доступ у ученика и его родителей.
Больше всего меня интересовал вопрос, как при столь свободной системе у детей хватает мотивации учиться. Не то чтобы я считаю возможной учебу только из-под палки, но по опыту знаю, что отсутствие рамок и обязательств расхолаживает и мешает достичь сколько-нибудь значимого результата.
На этот вопрос нет однозначного ответа. Я видела детей, которые не торопясь брели в школу, уткнувшись в телефон, между тем как занятия начались минут 10 назад. Я слышала от нескольких учеников разных школ, что школу они терпеть не могут. Слышала и восхищенный рассказ ученицы пятого класса, переехавшей в Финляндию меньше года назад, о том, что в финской школе учиться очень здорово и гораздо легче, чем в российской.
Финским школьникам все выдают бесплатно, от карандаша до компьютера
Учеба в финской школе – это обучение без стресса. Психологи предупреждают, что на фоне страха и стресса познавательные способности мозга блокируются. К сожалению, в российской школе много моментов, вызывающих стресс: страх двойки, боязнь контрольной работы, запугивание ЕГЭ. В финских школах всего этого нет. Казалось бы, познавательные способности должны активизироваться, а успехи – зашкаливать. Но на самом деле это не так.
Повсюду, от Управления образования Хельсинки до школы на окраине города, нам говорили, что система прилагает максимум усилий, чтобы помочь детям, имеющим трудности с учебой. Разработана целая система, от разовых дополнительных занятий до индивидуального учебного плана, чтобы дать возможность всем освоить программу в минимальном объеме.
А вот для сильных детей возможностей развития почти нет. Если только родители не озаботились поступлением в продвинутую школу и дополнительными занятиями (например, с помощью приложений и интернет-сайтов).
Сами учителя и директора школ признают наличие такой проблемы и необходимость ее решения.