Героем ХХI века обязательно будет человек быстро читающий и грамотно пишущий. Именно эти компетенции помогут ему чувствовать себя уверенно в молниеносно меняющемся виртуальном мире.
Ведущие нейропсихологи и психолингвисты считают, что современного человека можно назвать не разумным, а растерянным. Держаться на плаву в море непроверенной информации становится всё сложнее. Не случайно проблеме грамотности сейчас уделяют достаточно много внимания — создают новые методики раннего обучения чтению и письму, изучают причины неспособности писать без ошибок при сохранном интеллекте (дизорфографии), проводят тотальные диктанты.
Photo by Patricia Prudente on Unsplash
Мы действительно всё чаще публикуем сообщения в соц. сетях и личных блогах, превращаясь в писателей и журналистов. При большой читательской аудитории, доступной через интернет, допускать грамматические ошибки становится просто неприлично!
Мода на грамотность, безусловно, очень полезна, особенно для детей. Это стимулирует их осваивать сложнейшие навыки. Мозг привык лениться, точнее, экономно использовать ресурсы, тратить их только на действительно значимые, жизненно важные цели. Он будет осваивать колоссально энергозатратные навыки, какими являются чтение и письмо, только если убедится в их востребованности.
Ещё выдающийся отечественный нейропсихолог А. Р. Лурия замечал, что «…акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного “центра”; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».
Поэтому необходимо создавать вокруг ребёнка благоприятную речевую среду, побуждать его подтягиваться до вашего уровня, ежедневно тренироваться. Но обычная зубрёжка не подойдёт! Она лишь уничтожит всякие зачатки интереса.
Для формирования навыков чтения и письма нужен определённый уровень развития всего мозга, всех когнитивных процессов (память, внимание, восприятие, мышление). Лучше всего это достигается через обучающую игру. Иначе получится как в известном анекдоте:
«Мама! Я 100 РАС написал слово “ПОШЁЛ” и ПОШОЛ на рыбалку. Юра»
Прежде всего взрослые из ближайшего окружения ребёнка сами должны понять, насколько важно соблюдать правила орфографии и пунктуации. Ведь грамматические ошибки приводят даже к искажению смысла текста.
В ленте Фейсбука увидела пост одной мамы: «Ненавижу шотландцев!!! Егор чуть не плачет. Они мучают кОтят».
Оказалось, что мальчик читал текст о новогодних традициях разных народов. Про шотландцев было написано: «Поджигают бочки со смолой и кАтят». Вот хороший повод продемонстрировать ребёнку, для чего нужны правила орфографии!
Исследования показали, что количество детей, допускающих грамматические ошибки при написании диктантов, в начальной и средней школе различается незначительно: во 2 классе — 70,7%, в 8 классе — 81%. Очевидно, что проблема сама по себе не решается, а даже усугубляется в связи с растущим объёмом нагрузки и повышающимся уровнем сложности изучаемого материала.
Вы наверняка не раз задавали себе вопрос: почему кому-то грамотное письмо даётся легко, а кто-то зубрит словарные слова или правила русского языка, но всё равно допускает ошибки? Специалисты выделяют несколько групп зачастую взаимосвязанных проблем:
Сложности с запоминанием и вниманием. При письме задействуются разные виды памяти — зрительная, слуховая, моторная и тактильная. Иногда достаточно запомнить написание слова (словарные слова) и концентрировать своё внимание на правильном написании.
Трудности с пространственной ориентацией. Необходимо свободно ориентироваться на листе бумаги, определять право-лево, запомнить порядок написания букв, слов.
Нарушения в деятельности центральной нервной системы. К сожалению, растёт число детей, рождающихся с такими нарушениями. В школы поступает всё больше детей с общим недоразвитием речи и несформированностью лингвистических способностей.
Социальные и семейные причины. Мы очень мало разговариваем друг с другом. Идёт замена живого человеческого общения на взаимодействие с различными электронными гаджетами.
Как же помочь ребёнку научиться писать без ошибок?
Если у вашего сына или дочки есть нарушения речи, трудности в чтении и письме, то бывает снижен и познавательный интерес. Дети быстро утомляются, проявляется негатив в целом к учёбе.
Прежде всего следует создавать ситуацию успеха на каждом занятии. Детям должно было интересно! Отмечайте даже маленькие результаты и победы, ведите дневник успеха. Превратите занятия в интересную игру.
В книге «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность» мы предлагаем систему простых игровых упражнений, которые помогут вам активизировать память, внимание, мышление ребёнка, ресурсы его мозга для прочного запоминания словарных слов и орфографических правил. Простые и действенные приёмы мнемотехники обязательно подружат вас и ваших детей с русским языком, помогут ощутить, какое счастье – свободно владеть его неиссякаемыми ресурсами для выражения своих мыслей и чувств.
Причём начинать играть можно уже со старшими дошкольниками. Лучше сразу в процессе весёлой игры обращать внимание ребёнка на правильную форму слова, развивать чувство языка, чем потом с трудом переучивать. Желаю вам удачи на увлекательном пути к абсолютной грамотности!