Возраст от 3 до 7 лет - время командных игр, подвижных и настольных игр с правилами. Игры по правилам дисциплинируют ребенка, приучают его соблюдать определенный порядок, очередность. Ребенок знакомится с понятиями "выиграть" и "проиграть", учится справляться с неудачами, а не только испытывать удовлетворение и радость победы.
Подвижные игры
Жеребьёвки
Когда собираются играть в коллективные игры, которых участвуют две или более команд, то не обойтись без жребия: кому в какой команде быть. Чаще всего для этого используют жеребьёвки. Вожаки, предводители, главы будущих команд (их ещё называют матками, вероятно по аналогии с пчелиной маткой, которой подчиняется весь улей) договариваются, кто из них какой предмет олицетворяет. Каждому подходящему вожак задаёт вопрос. Подошедший на ушко отвечает вожаку. В зависимости от ответа подошедший остаётся в команде данного вожака или уходит в другую команду. Например, вожаки договорились, что один из них – вода, другой – шар; вожак спрашивает: «Шар катить или воду лить?» В зависимости от ответа будущий участник игры остаётся с «шаром» или уходит к «воде».
Другие варианты жеребьевок:
- Канат вертеть или с неба лететь?
- За печкой заблудился или в стакане утопился?
- Шар тесать или на воде плясать?
- Брать коня сивого или златогривого?
- Листочек или цветочек?
- Ниточка или иголочка?
- Сахару кусочек или аленький платочек?
- С неба стрельца или с земли молодца?
- Жеребёнок малый или конь бывалый?
- Идти пешком или ехать шажком?
- Синее или зелёное?
- Грудь в крестах или голова в кустах?
- Конь вороной или казак удалой?
- Золотое блюдце или серебряная ложка?
Командные игры во дворе. Photo by Ben Wicks on Unsplash
Зайчик
Играющие очерчивают широкий круг и выбирают Зайчика, чьё место внутри круга. Все становятся по окружности и быстро передают друг дугу мяч так, чтобы Зайчик этого не видел. Цель – попасть мячом в Зайчика. Это делает тот, к кому в данный момент Зайчик ближе всего находится. В случае промаха промахнувшийся становится Зайчиком, а тот занимает его место.
Вариант игры
Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком. Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, причем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки. Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями. Находящийся в кругу называется "водящий"; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины "водящего", т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место. Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями. В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.
Горячее место
На земле чертой обозначается «горящее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего снова его ловят. Когда все переловлены, игра начинается снова.
Салки на одной ноге
Дети расходятся по площадке, встают, закрыв глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и одному из игроков незаметно кладёт в руки маленький предмет. На слова «раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Ребёнок, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить.
Горелки
Одна из самых распространённых в России игр, хорошо укрепляющая тело.
Число игроков должно быть нечётным. Считалкой выбирается «горящий (горельщик)». Играющие становятся парами друг за другом. Каждая пара держится за руки. Впереди стоит горящий, в нескольких шагах от первой пары, спиной к ним. Как только он занял своё место, ему не разрешается оглядываться и смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют горящему песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горящий должен смотреть на небо. Как только закончилась песенка, последняя пара разъединяет руки и бросается бежать вперёд, один справа, другой слева от игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы пробежав мимо горящего, снова взяться за руки впереди или сбоку от него. Если бегунам удалось опять схватиться за руки, то они становятся первой парой.Горящий должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих, для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сближаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горящему достаточно запятнать (дотронуться до бегущего рукой). Если это ему удаётс, то он образует с пойманным новую пару и они становятся впереди других пар. А непойманный остаётся без пары и должен «гореть».Если горящий никого не поймал, он снова занимает своё место и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Вариант игры
Впереди стоит «горящий», а за ним две пары. Каждая пара держится за руки. «Горящий» бежит вперёд, а обе пары – за ним, отставая на несколько шагов. Вдруг «горящий» останавливается, оборачивается и хочет схватить кого-то одного из пары. Пара разлучается, разбегается в стороны. «Горящий» гоняется за ними, не давая им соединиться. Если ему удастся поймать кого-то из них, то тот становится «горящим». Если же им удастся снова взяться за руки, то «горящему» снова придется «гореть».
Вариант игры
Дети становятся попарно, одна пара за другой.Впереди спиной к остальным стоит игрок – мельник или козлёнок. Он трижды ударяет в ладоши и кричит: «Раз, два, три – последняя пара, беги».При этом восклицании последняя пара должна пробежать, один справа, другой слева, мимо остальных пар и, забежав впереди мельника, подать друг другу руки.Ловец (мельник, козлёнок) старается поймать одного из бегущих, т.е. запятнать, прежде чем они подадут друг другу руки.Если ему это удаётся, то он составляет с пойманным новую пару и становится впереди других пар, а оставшийся игрок становится мельником.Если он не поймает ни одного из бегущих, то остаётся мельником, а проворная пара становится впереди других.Ловец, произнося своё восклицание, не должен оборачиваться, он не смеет даже смотреть по сторонам, чтобы увидеть, кто бежит и который именно слева, который справа.
Пятнашки
Один из играющих – «пятнашка». У него в руках мяч. Как только все разбегаются, он должен попасть этим мячом в кого-либо из игроков, и тогда тот становится «пятнашкой».
Два круга
Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар.
Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.
Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
На прогулке: зимние игры
Верная рука
Для игры подойдет сугроб или снежный вал. Еще понадобятся одна или несколько палок одинаковой длины.
Вариант1. Кто сможет вонзить "копье" как можно глубже в сугроб?
Вариант2. Если сугроб высокий. Кто сможет воткнуть копье выше всех?
Вариант3. Кто сможет успешно проделать предыдущие действия отойдя от мишени дальше всех?
Тянем-потянем
Найдите во дворе невысокий столб, металлический турник или что-то другое крепко держащееся в земле. Привяжите к к такому столбу крепкую веревку ( по веревке на каждого игрока). Теперь усаживайтесь на санки и возьмите в руки другой конец веревки.
Кто, подтягивая к себе веревку, быстрее доедет до столба?
Кто кого перетянет?
На снегу чертят круг диаметром в метр. Связывают пару санок крепкой веревкой (длиной 3-4 метра). Санки нужно поставить так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от круга и чтобы веревка проходила через центр круга.
Соперники садятся на санки. Руками надо держаться за санки - не за веревку! А ногами упираться в снег. По команде игроки начинают отталкиваться ногами, пытаясь выйти из круга и, тем самым, втянуть соперника в круг. Проиграл тот, кто заехал в круг.
Снежные воротца
На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий-воротец, в которые могла бы пройти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки в 2-х метрах от нее. Водящий-сторож отбивает шайбу, которые другие игроки пытаются забить в воротца.
Вратари
Играть в эту игру хорошо на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг - примерно в метре друг от друга. В середине тот, кто оказался водящим. У ног его льдинка или шайба, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но сторожа-то льдинку не пускают, задерживают её ногами и отправляют назад водящему. А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинку справа от себя 3 раза, должен будет занять место водящего.
По мишеням
На заборе, на стене нарисуйте мишени по количеству игроков. Мишени могут быть как круглыми, так и другой причудливой формы. Теперь запаситесь снежками и с установленного расстояния начинайте бросать снежки в мишень.
Побеждает тот, кто первым сплошь залепит свою мишень.
Игры в дороге
Быстрая зарисовка
Ш. Фельдчер, С. Либерман
Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.
Совет путешественникам
Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать - поднос может послужить хорошим столом для рисования.
Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом - машины, на третьем - люди, на четвертом - деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.
Не забудьте!
Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.
Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?
Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: ‘Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?’, ‘Почему высокие дома строить выгоднее?’, ‘Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?’
Угадай мою песню
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.
Вспомни какой-нибудь случай
Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: ‘Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд’. Вы добавляете: ‘А тетя Джейн приготовила французские тосты’, и еще ваш сын вспомнит: ‘А ты пролила сироп на свою блузку’.
Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.
Сложные слова
Слова - это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.
Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только ‘телефонная’, потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово ‘будка’, то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.
Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.
Приметы времени
Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти ‘картины’, когда вы проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, и какими - вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.
Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.
Первая буква
Во время долгой поездки можно поиграть в ‘первую букву’. Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: ‘Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а:’ Или: ‘Под капотом автомобиля есть предмет на букву ‘М”, который заставляет машину двигаться. Это:’. Спросите ее: ‘Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?’ Когда иссякнет запас слов на ‘М’, можно перейти к любой другой букве.
Слова на букву Т
По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.
Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше - рисовать предметы, которые они видели.
Попробуйте начать игру с буквы ‘Т’ и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все ‘Т’, встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.
Начните с поиска десяти слов на букву ‘Т’ и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: ‘Я пошел на чердак и нашел:’ - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: ‘Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)’.
Второй повторяет: ‘Я пошел на чердак и нашел:’ При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Разновидность этой игры - ‘дедушкин рассказ’. Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: ‘Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку’. Затем следующий игрок повторяет слова на ‘а’ и ‘б’ и добавляет слово на ‘в’.
Эхо
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
Систематика
Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.
Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы - пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение - библиотека, почта, больница или школа.
Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.
Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.
И все эти путешествия останутся в семейной памяти как ‘поездка с коровами’ или ‘путешествие по церквам’.
Печальный вид
Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: ‘Загрязнение’ - и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.
Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.
Говори, как я
Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок ‘Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь’ читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя ‘е’ на ‘э’, как южане.
Развивающие игры
Предметы и материалы
Это задание тренирует навыки чтения, побуждая ребенка переходить от чтения отдельных слов к чтению словосочетаний. Одновременно оно расширяет понятия малыша об окружающем мире.
Определи, что из чего сделано? (нужно провести линии)
Жили-были
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Смысл игры - предположить дальнейшее развитие событий.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее. Мы приведем лишь некоторые примеры, дальше придумывайте сами, проявите фантазию!
Взрослый задает вопрос: "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
- "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
- "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару"
- "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
- "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...)
Какое что бывает?
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом? человек или столб?
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Третий лишний (классификация предметов)
В этой игре дети учатся классифицировать предметы. Например, взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают;
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Угадай предмет по запаху
Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Угадай предмет по частям
Играть с ребенком можно где угодно, например в дороге или в очереди.
Примеры:
- Четыре ноги, спинка, сиденье.
- Цифры, стрелки.
- Буквы, картинки, листы.
- Ствол, ветки, листья.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
- Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
- Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
- Лапы, хвост, ошейник.
- Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
Угадай предмет по описанию
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
- Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
- Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
- Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
- Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
- Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
- Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
Определи звук в словах
С 3 лет
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
С 4 лет
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.