Нынешней весной театрам, музеям и библиотекам пришлось стремительно осваивать новые форматы работы.
За последние несколько месяцев культура переживает онлайн-трансформацию. Вынужденные, но оправданные меры стимулировали культурные учреждения активизировать свою работу в новом режиме и выстроить нестандартные формы коммуникации с аудиторией. Сейчас, когда режим самоизоляции отменен, онлайн-афиша культурных событий пополнилась интересным и разнообразным и контентом. Особое место в этом списке занимает акция «Ночь в музее – 2020», которая объединила множество мероприятий и собрала 849 983 виртуальных гостя. Вспоминаем наиболее яркие события акции и приоткрываем музейное закулисье.
В этом году акция «Ночь в музее» впервые проходила онлайн. 53 московских музея и галереи, подведомственные Департаменту культуры города Москвы, приняли участие в акции. Онлайн-события развернулись на официальных сайтах учреждений, их YouTube-каналах, а также на страницах в соцсетях. Помимо публикаций видео материалов, включающих фильмы и спектакли, концерты и творческие встречи, прошли десятки виртуальных экскурсий, онлайн-трансляций, выставок, лекций и перформансов. Большой популярностью пользовались мастер-классы, викторины и квесты. Кроме этого, были подготовлены специальные праздничные программы для детей и взрослых. Онлайн-формат существенно расширил аудиторию акции «Ночь в музее».
Переход в «сеть» ставил своей задачей, прежде всего, заинтересовать, увлечь, а также подготовить к походу в музей новых посетителей. Так, директор Музея космонавтики – Наталья Артюхина считает, что возможно «не только заинтересовать людей, но и заставить их мечтать о посещении музея, когда самоизоляция закончится!»
Музей. Photo by Micha? Parzuchowski on Unsplash
Ещё задолго до «музейной ночи» (начиная с 17 марта) на сайте учреждения был запущен уникальный онлайн-проект «Не выходи из космоса», в котором могли принять участие взрослые и дети. Лекции, игры и экскурсии набрали большое количество просмотров в социальных сетях и на сайте. Прямо из дома можно было узнать программу каждого дня, которая публиковалась на сайте музея в виде «бортового журнала». А в цикле встреч в Zoom «Поехали вместе!» для тех, кто соскучился по путешествиям, – принимали участие целые семьи. Онлайн формат дал возможность музею познакомить своих посетителей с партнёрами в других городах: музеем вулканов «Вулканариум» в Петропавловске-Камчатском, Северо-Западной организацией Федерации космонавтики в Санкт-Петербурге и др. День космонавтики был отмечен 14-часовой прямой трансляцией, которая была осуществлена в коллаборации с Роскосмосом и соцсетью ВКонтакте; трансляция набрала более 2,7 млн просмотров! Для музея – это настоящий рекорд! Во время проведения акции «Ночь в музее» Музей космонавтики стал самым популярным! А мероприятие «60-ые: наш космический квартирник» – посетили 114 186 человек. Событие готовилось заранее, вместе с Российским движением школьников. Подписчикам музея настолько понравилась встреча, что сотрудники уже думают над продолжением этой истории!
Практически все музеи Москвы во время подготовки акции «Ночь в музее» не останавливали свою работу с посетителями и переводили свои наиболее важные проекты в онлайн формат. Среди них такие лидеры «Ночи в музее», как Музей Москвы, Музей Булгакова, Музея истории ГУЛАГа, Музей зоопарка, Мультимедиа Арт Музей, Музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей А. С. Пушкина, Музей К. Г. Паустовского, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино» и многие другие.
Пользователи соцсетей благодарили музеи на сайтах, YouTube-каналах и в соцсетях за возможность не только заранее выбрать интересующее событие, но и посетить сразу нескольких мероприятий в разных музеях. Много положительных отзывов – о виртуальном посещении привычных музейных форматов – экскурсий, выставок, лекций, а также спектаклей, концертов и творческих встреч онлайн.
Общая оценка «Ночи в Музее-2020» включает хорошие отзывы об оригинальности, уникальности проектов и о качестве проведения онлайн событий. Пользователям сетей особенно понравились «проекты с вовлечением»: мастер-класс «Сэмплирование. Постмодернизм. Гипертекст» курса Ableton Quarantine (Объединение «Выставочные залы Москвы»); «Тени перформансов арт-лаборатории «Клетка» (Государственный Дарвиновский музей); zoom-конференция с сурдопереводом «Большое видится на расстояньи» (Музей Сергея Есенина); онлайн-квиз, раскрывающий тайны особняка на Тверской, связанные с писателем Н. Островским (Государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Н. Островского).
Специально для акции Департамент культуры города Москвы в коллаборации с социальной сетью «ВКонтакте», аудитория которой составляет 97 млн активных пользователей в месяц, также провел несколько онлайн трансляций в социальных сетях таких столичных музеев, как Мемориальный музей космонавтики, Музей истории ГУЛАГа, Музей Москвы и Музей Булгакова.
Большой интерес вызвали мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: видеоэкскурсия в Музей Владимира Высоцкого; дистанционное путешествие в Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», а также видео экскурсии в Музей обороны Москвы.
Музей обороны Москвы, как отмечают сотрудники учреждения, в юбилейный год работает в сложных условиях: в период самоизоляции создается много нового тематического видео контента, а незадолго до акции «Ночь в музее» музей масштабно проводил в онлайн формате День Победы. Но, тем не менее, специально к «Ночи в музее» сотрудники сумели подготовить две новые видеоэкскурсии. Первая – посвящена медицине в годы Великой Отечественной войны; видео снималось заранее, на материалах основной экспозиции музея. В соцсетях и на сайте люди благодарили за экскурсию, интересно раскрытую тему, которая довольно тесно перекликается с сегодняшней ситуацией в мире. Вторая видеоэкскурсия стала для сотрудников музея своеобразным «первым опытом» в таком роде: она готовилась в фондах Музея обороны. Хранители выборочно показали интересные предметы; рассказали о том, в каких условиях и как они хранятся; насколько строго, например, охраняется фонд оружия, какие нужны приспособления, чтобы сохранять коллекцию живописи, а также письма фотографии и документы военного времени. Съемки тоже производились заранее. Для обычного посетителя это совершенно новый формат музейного посещения, тем более, что экскурсии в фонды – всегда ограниченные.
Практика посещения музейных фондов используется сейчас многими странами и уже становится нормой. Российские музеи тоже довольно часто «открывают» свои запасники. Ранее, все акции подобного рода проводилось оффлайн, но теперь, в связи с переходом в «Сеть», музеи решаются на новые необычные проекты, хотят удивить своих посетителей, чтобы посещение музея стало для них ярким, познавательным и запоминающимся.