Главным фактором стресса в период пандемии стала полная неопределенность: никто не знал, что нас ждет, насколько затянутся ограничения, какова вероятность заразиться и тяжело ли будет протекать болезнь, удастся ли уберечь пожилых родственников. Запрет работать, ухудшение материального положения семьи, переход школ на удаленное обучение вызвало множество тревог. Кому удалось выйти из карантина с минимальными потерями?

Уровень стресса у людей в начале апреля 2020 года вырос почти вдвое по сравнению с декабрем 2019. Такие данные были получены в рамках Всероссийского научного проекта #Исследуемдома. Заметно вырос также уровень тревожности. Но уже в мае, к концу периода самоизоляции, показатели стресса и тревожности вернулись почти к прежним значениям. А вот уровень самоконтроля и совладания со стрессом после самоизоляции стал даже выше, чем был до пандемии. Можно сказать, что шок, пережитый этой весной, сделал нас сильнее.

Изучая мотивацию к соблюдению ограничений, психологи работали с группой людей, отрицающих серьезность пандемии. Оказалось, что эти люди сами себя оценивали как наименее открытых новому опыту. И наоборот, те, кто склонен к принятию ситуации и прогрессивному переформулированию проблемы, довольно легко подчинились противовирусным мерам. Однако даже тех, кто чувствовал себя вполне комфортно, может «накрыть» через несколько месяцев, предупреждают специалисты.

Стресс и тревожность Стресс и тревожность. Фото - фотобанк Лори

Как перенесли карантин врачи

Исследования психологического состояния врачей показали, что их прежде всего тревожил риск заразить близких, затем неопределенность ситуации, и лишь в третью очередь – риск самим заразиться ковидом. Интересно, что уровень стресса у врачей, работающих в красной зоне, был ниже, чем у тех, кто непосредственно не лечил больных коронавирусом.

Как перенесли карантин дети

Самоизоляция негативно повлияла на детей дошкольного возраста, для которых очень важно общение со сверстниками. Компенсировать это в дистанционном режиме не представляется возможным, поэтому специалисты опасаются, что последствия детской самоизоляции проявятся осенью.

А вот в возрастной группе от 1 до 3 лет психологи наоборот заметили существенный прогресс, в первую очередь в речевом развитии, благодаря тому, что дети находились не в детских садах, а оставались один на один с родителями и много общались.

Как перенесли карантин подростки

Вопреки распространенному мнению, подростки не остались равнодушными к пандемии. Каждый второй подросток признался, что искал информацию о коронавирусе в интернете, каждый третий отметил недостаток информации.

Половине подростков стало тяжелее учиться с переходом на онлайн-режим. Сократилось количество дел, приносящих удовольствие, стало тяжелее общаться со сверстниками.

70% подростков тревожатся за здоровье близких, каждый второй переживает за материальное благополучие семьи, четверть отметили возросшее число конфликтов с близкими. Все это говорит о том, что подростки, так же как и их родители, испытали серьезный стресс в период карантина.

Какие качества помогают справиться с ситуацией

Психологи установили, что легче всех перенесли вызванный пандемией карантин люди с высоким уровнем жизнестойкости. Это те, кто не воспринимает ситуацию как катастрофу, а пытается найти решение, изменить положение, изменить самих себя.

Люди с высокой жизнестойкостью показали сначала умеренный рост тревоги (в марте-апреле), а затем ее снижение, в то время как у группы склонных к паническим настроениям тревога возросла очень резко и по мере прохождения времени лишь немного замедлила рост, но не снизилась.

Хорошая новость в том, что жизнестойкость – не врожденное качество, ее можно сформировать, и это – поле для работы психологов.

Жизнестойкость строится из трех компонентов:

  • Вовлеченность – убежденность, что если вы будете вовлечены в происходящее, это даст вам развитие личности, позволит приобрести новые навыки, обогатит новым опытом. Противоположно вовлеченности стремление отгородиться от ситуации, закрыться, спрятаться.
  • Контроль – уверенность, что усилия, которые вы прикладываете, могут повлиять на события, поэтому надо активно участвовать в происходящем. Противоположно контролю – ощущение беспомощности, нежелание что-либо предпринимать.
  • Принятие риска – это жизнь по принципу: то, что не убивает нас, делает нас сильнее.

Все эти компоненты вместе позволяют лучше противостоять жизненным трудностям. У людей с высокой жизнестойкостью выше уровень активности, ощущение эффективности в работе, выше уровень и качество жизни.

Тренинги по развитию жизнестойкости позволяют через реконструкцию ситуации найти возможные шаги по улучшению положения, а если это невозможно – то, по крайней мере, изменить отношение к происходящему. Человеку предлагают представить наихудший исход тревожащей его ситуации, затем наилучший исход, а потом постараться представить реалистичный исход – то, что произойдет скорее всего. Такие техники помогают снизить уровень тревоги и выработать решения, уменьшающие негативные последствия.

Приведенные в статье данные были озвучены представителями факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и ПМГМУ им. И.М. Сеченова на пресс-конференции "Психологические вызовы пандемии коронавируса: как с ними справляться" 29 июня 2020 в МИА "Россия сегодня"