Учиться с удовольствием и с высокими результатами ребенку могут помешать не только незнакомая обстановка, дисциплинарные моменты, общение в новом коллективе, необходимость привыкать к требованиям учителя, но и состояние здоровья. Специалисты Европейского медицинского центра, педиатр Виктория Власова и детский психиатр, психотерапевт Екатерина Кузьмина рассказали, почему нужно проходить полное медицинское обследование дважды: за год до школы и непосредственно перед началом обучения.

Как проходит диспансеризация перед школой?

Ребенок должен пройти осмотр узких специалистов – невролога, офтальмолога, ортопеда, хирурга, дерматолога, психотерапевта, логопеда. Важно не забывать про обязательные обследования – общий анализ крови, мочи, ЭКГ и другие. По результатам диспансеризации педиатр составляет общее заключение о готовности ребенка к школе и дает рекомендации по коррекции выявленных отклонений. Любые нарушения состояния здоровья могут влиять на выносливость, внимательность ребенка, возможность усваивать новый материал и справляться с нагрузками.

Для начала врач оценивает антропометрические данные – рост, вес, размер грудной клетки в соответствии с возрастом дошкольника. Зачем? Ребенку, который существенно меньше или гораздо крупнее сверстников, некомфортно использовать стандартную школьную мебель, что может затруднять концентрацию внимания и вызывать значительные неудобства. Доктор может предложить решение проблемы, исходя из индивидуальных параметров ребенка. Также важный тест, который проходят дети – филиппинский тест. Каждый взрослый без труда выполнит его, в отличие от ребенка. Задача в том, чтобы правой рукой дотянуться до левого уха, проведя руку над головой. Справившийся с этим заданием с биологической точки зрения является зрелым. Но далеко не все дети до 6-7 лет могут выполнить такой тест. Почему это принципиально? Это говорит о том, что ручки ребенка коротки, поэтому выполнение определенных физических упражнений и развитие некоторых школьных навыков будет затруднено.

Педиатр также оценивает общее состояние ребенка: часто ли он болеет, много ли будет пропускать, сможет ли он успевать за сверстниками; есть ли у него аллергические реакции, пищевые привычки, возможно, ему необходим индивидуальный режим и особая диета. Очень важно вовремя выявить хронические заболевания, которые требуют наблюдения и лечения. Также педиатр обязательно оценивает анамнез – чем же ребенок болел ранее? И весь объем ранее проведенных прививок. Ведь попадая в новый коллектив, ребенок подвергается риску встретить новую инфекцию. Поэтому крайне важно вакцинировать ребенка до того момента, когда он попадет в новый коллектив. И не забыть про пробу Манту или диаскин-тест.

Зачем проходить врачей узкой специализации?

Одной консультации педиатра недостаточно. Комплексно оценить готовность ребенка к школе педиатру помогает целая группа специалистов. Невролог, психотерапевт и логопед – оценивают психоэмоциональное состояние и речь ребенка, его навыки в области мелкой моторики, бытовые навыки, без которых обучение в школе невозможно. Ортопед оценивает осанку, формирование верхних и нижних конечностей. Консультация хирурга не менее важна, ведь необходимо исключить наличие новообразований, убедиться, что половые органы у мальчика сформированы правильно. А без офтальмолога просто не обойтись – нарушения зрения напрямую влияют на успеваемость. Все выявленные заболевания обязательно заносятся в карту школьника, чтобы учителя учитывали особенности ребенка и уделяли, если это необходимо, больше времени такому малышу и корректировали нагрузки. В соответствии с выявленными заболеваниями ребенку присваивается определенная группа здоровья.

Как проходит диспансеризация перед школой и что значат группы здоровья Фото - фотобанк Лори

1 группа здоровья – это полностью здоровые дети. Таких деток сравнительно немного: всего 20-25%. Они могут учиться в любой школе. Но стремиться любыми путями попасть в I группу здоровья не надо. В таком случае ребенок будет получать нагрузки, не соответствующие его возможностям.

2 группа здоровья – это дети, у которых могут быть несущественные отклонения от антропометрических стандартов или неосложненные патологии, не приводящие к длительным госпитализациям и не требующие постоянного поддерживающего лечения. Например, дети с миопией, сидящие за первой партой и в правильно подобранных очках, могут прекрасно учиться; дети с гипертрофией аденоидов также не испытывают проблем в обучении вне периодов острых вирусных заболеваний. В эту группу также относятся дети с нарушениями осанки, плоскостопием; часто болеющие дети. И таких детей большинство: 50-60%.

3 группа здоровья – это дети, у которых есть заболевания, требующие поддерживающего лечения и регулярного наблюдения, но которые не мешают ребенку адаптироваться к школьным условиям. Например, гастрит, астма, недостаток гемоглобина в крови (анемия), заболевания почек, хроническая форма бронхита, нарушения речи (заикание), первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие и др. Вне обострения ребенок может посещать школу и усваивать программу в полном объеме, но успеваемость может снижаться в период обострения, если требуется домашний режим или госпитализация.

4 группа здоровья – сюда входят дети с наличием не угрожающих жизни, но неизлечимых заболеваний. Это cepьeзныe вpoждeнныe пopoки paзвития, хронические заболевания или последствия травмы.  Oбocтpeния этиx нapушeний paзвивaютcя чacтo, oбычнo c ocлoжнeниями. Ocтpыe нapушeния лeчaтcя тяжeлo, пocлe ниx требуется длительный период для восстановления и ocoбыe уcлoвия peaбилитaции. Чacтo тaкиe дeти испытывают проблемы с социализацией, т.к. иx заболевания нaклaдывaют oтпeчaтoк и нa xapaктep, и нa миpoвocпpиятиe, и нa физичecкиe вoзмoжнocти. Чтo кacaeтcя умственного paзвития, тo oнo мoжeт быть aбcoлютнo нopмaльным. Oднaкo нepeдки и oтклoнeния, oт нeзнaчитeльныx дo тяжeлыx. Xapaктepeн дeфицит мaccы тeлa, pocтa, мышeчнoй cилы. Oчeнь чacтo тaким peбятaм тpeбуeтcя oбучeниe в cпeциaлизиpoвaнныx зaвeдeнияx или на дому. И дaжe ecли этo нe тaк, в любом случае у них есть знaчитeльныe oгpaничeния пo учeбным и физичecким нaгpузкaм. Пpaктичecки вceгдa oбязaтeльнa кaкaя-либo постоянная пoддepживaющaя тepaпия (мeдикaмeнты, ЛФK и т.п).

Cтoит нaпoмнить, чтo присвоение гpуппы здopoвья нe oбязывaет poдитeлeй oтдaвaть ребенка в cпeциaлизиpoвaнноe учpeждeние. Ho ecли тaкoй coвeт пpoзвучaл, стоит к нeму пpиcлушaтьcя. Boпpeки pacпpocтpaнeннoму мнeнию, нe coвceм здopoвый ребенок, нaxoдящийcя в oбщecтвe “oбычныx” cвepcтникoв, нe идeт нa пoпpaвку быcтpee. Haoбopoт, oн нaчинaeт ocoзнaвaть нeкую нeпoлнoцeннocть, paзвивaютcя кoмплeкcы, он зaмыкaeтcя в ceбe (a ecли oн eщe и пoдвepгaeтcя нacмeшкaм?). Нaxoдяcь в ocoбoм учpeждeнии, гдe c ним зaнимaютcя пoдгoтoвлeнныe пeдaгoги, oн мoжeт дeлaть бoльшиe уcпexи. И никтo нe cкaзaл, чтo чepeз пapу лeт тaкoй мaлыш нe cмoжeт учитьcя в pядoвoй шкoлe.

5 группа здоровья -  к этoй кaтeгopии oтнocят дeтoк, имeющиx oчeнь cepьeзныe oтклoнeния. Это могут быть тяжeлыe xpoничecкиe зaбoлeвaния c peдкими пepиoдaми peмиccии (oтcутcтвиe cимптoмoв), или aнoмaлии paзвития. Эти мaлыши в большинстве своем ужe имеют инвалидность. У тaкиx дeтeй чacтыe инфeкциoннo-вocпaлитeльныe пpoцeccы c бoльшим кoличecтвoм тяжeлыx ocлoжнeний. Зa гoд oни бoлee 8-10 paз oбpaщaютcя зa мeдицинcкoй пoмoщью. K этoй жe гpуппe oтнocятcя дeти, пepeнecшиe тяжeлыe кaлeчaщиe oпepaции, тpaвмы, зaбoлeвaния. B oбязaтeльнoм пopядкe пятaя гpуппa здopoвья включaeт oнкoлoгичecкиx бoльныx. Таким детям требуется индивидуальный подход.

В соответствии с определенной группой врач дает заключение о возможности начала обучения, виде образовательного учреждения, режиме, диете, допустимым физическим нагрузкам. Цель таких рекомендаций в индивидуальном подборе учебного заведения и учебной программы для каждого ребенка. Учиться с интересом, легко, без физического перенапряжения лучше получается у детей, которым предлагаемые нагрузки по силам.

Что должен уметь дошкольник?

Существует список основных движений, которые у ребенка должны получаться без затруднений (например, бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание). Кроме того, есть нормы развития мелкой моторики. В возрасте от 4 до 7 лет организм перестраивается из детского в более взрослое состояние, но руки и ноги могут быть еще не полностью сформированы. Врач оценивает, умеет ли ребенок перекладывать мелкие предметы, работать с ними, делать простые поделки из бумаги, как ребенок держит карандаш, может ли раскрашивать, вести прямую линию.

Если ребенок испытывает проблемы с письмом, это необязательно связано с патологиями нервной системы, причина может быть в том, что кисть или рука не полностью сформирована.

Немаловажны гигиенические навыки. Дошкольник должен  самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться, застегиваться, завязывать шнурки (хотя, не все дети даже в 7 лет могут это сделать), пользоваться кухонными приборами. Кроме того, он должен уметь организовывать свое рабочее место, начинать/заканчивать процесс обучения (разложить свои вещи и точно так же собрать).

Психологическая готовность к школе

Психологическая составляющая готовности ребенка к школе не менее важна, чем физиологическая. Для сохранения психоэмоционального состояния ребенка родителям дошколят и первоклассников следует соблюдать некоторые рекомендации.

Прежде всего, не стоит перегружать ребенка ожиданиями и прогнозами. Не давите, не пугайте его возможными неудачами. Кроме того, не переделывайте детскую комнату сразу в рабочий кабинет и помните, что ученик начальной школы – все еще ребенок. Первое время разрешайте брать с собой в школу любимую игрушку, если она действительно успокаивает его и позволяет чувствовать себя более комфортно.

Если до школы ребенок занимался в секциях, бросать эти занятия не стоит. Если же вы только планируете новые активности, лучше вводить их последовательно и только после того, как ребенок адаптируется к учебной программе.

Вместе с ребенком составьте четкий распорядок дня. Организуйте режим так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Не стоит забывать о важности сна (не менее 10 часов в сутки): укладывайте ребенка в одно и то же время.

Будьте внимательны к ребенку и всегда реагируйте на его жалобы. Вечером обсуждайте прошедший день: что хорошего произошло, какие были неудачи. Начинайте с себя, расскажите о своем дне, а потом спросите, как прошел его.

Если ребенку задают домашние задания, не стремитесь скорее помочь ему в выполнении. Покажите, что вы верите в его способность справиться самостоятельно. Включайтесь в работу только в том случае, если ребенок испытывает серьезные затруднения и сам просит помочь.