18–19 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится общеобразовательный форум «Пластичность мозга ребенка 2021», основная цель которого – сконцентрировать усилия, знания и опыт ученых, врачей, педагогов и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития нервной системы. О способности к восстановлению детского мозга рассказала Виктория Ефимова - организатор форума, психофизиолог, кандидат педагогических наук и руководитель клиники «Прогноз».
От зачатия до того момента как ребенок становится взрослым человеком, происходит масса событий, потенциально опасных для мозга. В период самого интенсивного развития мозг очень уязвим, но в тоже время у него есть огромные возможности для самовосстановления.
Пластичность мозга (или нейропластичность) – это способность мозга к динамическим изменениям под воздействием опыта. Все, что мы делаем, видим, слышим формирует наш мозг. Хотя анатомически мозг разных людей выглядит одинаково, но функциональные возможности у всех разные. Они во многом зависят от жизненного опыта.
Пластические изменения продолжаются всю жизнь. Невостребованные связи между нервными клетками постепенно исчезают. Это происходит и с детьми, и со взрослыми. Именно поэтому важен опыт. Работа вашего мозга зависит от того, как и для чего вы его используете.
Photo by Fakurian Design on Unsplash
Но мозг ребенка - еще незавершенный проект, поэтому детский мозг значительно более пластичен по сравнению с мозгом взрослого. Развивающийся эмбрион, а позже ребенок постоянно сталкивается с различными инфекциями, подвергается травмам, может страдать от гипоксии – недостатка кислорода. Несмотря на это большинству детей удается в итоге стать взрослыми, которые живут совершенно обычной жизнью, их мозг функционирует нормально.
Что это за ресурсы?
- Избыточное количество нервных клеток у младенца. Это запас «на всякий случай». Если дополнительные нейроны не понадобились, мозг сам избавляется от них в возрасте от 2-х до 6 лет. Такое самоуничтожение нервных клеток называется апоптоз.
- Кроме запаса нейронов есть еще и запас связей между ними – это резервные «тропинки» для передачи нервных импульсов, которые можно пустить в дело, если что-то пошло не так. Если эти связи оказались не востребованными, они тоже будут со временем уничтожены в результате синаптического прунинга (обрезки лишних связей). Синаптический прунинг активно происходит, начиная с 2-х лет и окончательно завершается к подростковому возрасту.
- Мозг ребенка пластичнее, чем мозг взрослого, потому что еще не завершился процесс миелинизации. Миелинизация – это обволакивание длинных отростков нейронов жироподобным веществом – миелином. Это работает также, как изоляция электрических проводов: импульс по миелинизированным путям передается быстрее, тропинка превращается в скоростную автомагистраль. Процесс миелинизации в основном заканчивается к 7 годам.
Но каким же образом все это помогает мозгу ребенка восстанавливаться? Даже если в результате болезни, травмы или операции повреждается часть ткани мозга, другие клетки перестраивают свою работу, образуя новые внутренние связи и обучаясь выполнять функции утраченных. Это умеет делать и мозг взрослого человека, но у детского мозга гораздо больше возможностей для реорганизации нейронных связей.
Подтверждением являются случаи, когда дети продолжали успешно развиваться, потеряв значительную часть мозга. Один из самых известных примеров: врачи были вынуждены практически полностью удалить левое полушарие маленькой девочке из США, которую звали Джоди Миллер. Такое решение было принято из-за тяжелой формы эпилепсии, которая угрожала жизни ребенка. Последующие 20 лет Джуди периодически проходила медицинские обследования. К удивлению врачей девочка развивалась почти без особенностей, закончила школу, утроилась на работу. Единственное, что ее беспокоило – незначительная мышечная слабость правой руки и правой ноги.
Все было бы иначе, если бы такую операцию провели взрослому человеку, ведь принято считать, что именно в левом полушарии находятся области, которые отвечают за речь, понимание речи и логическое мышлении. Но Джоди была маленьким ребенком, когда ей сделали операцию, избавившую от непрерывных приступов эпилепсии. Удаление части мозга стало для нее спасением. Это не единственный случай, описанный в научной литературе. Детей, которые по тем или иным причинам успешно развивались с необычным мозгом, немало.
Не всегда анатомические изменения связаны с хирургическим вмешательством. Иногда дети уже рождаются с мозгом, не таким как у всех. Часто родители и врачи даже не подозревают, что у ребенка отсутствует часть мозговой ткани. Такие случайные «находки» стали возможны благодаря методам нейровизуализации, таким как УЗИ мозга и МРТ, позволяющим увидеть мозг как на картинке. У некоторых детей с необычным мозгом возникают нарушения развития, а у других нет. Пока нет ответа на вопрос, почему детский мозг не всегда справляется с трудностями.
Бывает и так, что анатомически мозг ребенка выглядит совершенно здоровым, проблемы возникают с функционированием. Если провести аналогию с компьютером, то анатомия – это «железо», а функционирование – «софт».
Но надежда есть всегда. Важно понимать, что мозг развивается под влиянием опыта, а это значит, что у мозга любого ребенка независимо от диагноза есть возможности для развития. Мы можем менять опыт ребенка и помогать мозгу работать более сбалансированно и эффективно. Нейропластичность дает надежду на восстановление многим детям с нарушениями работы нервной системы.
Что помогает мозгу ребенка развиваться?
- Свободные движения. Чем больше у ребенка возможностей исследовать свое тело и окружающий мир с помощью движений, тем лучше для развития мозга.
- Сенсорный опыт. Мозг ищет эффективные ответы на информацию, которая поступает от всех органов чувств и при этом строит внутренние связи.
- Социальные контакты, которые приносят радость. Прикосновения, улыбки, разговоры – все это необходимо для развития мозга ребенка.
- Сбалансированное питание. Белки и определенные жиры – это строительный материал для миелинизации.