Американские эксперты рассказали об устройстве системы опеки и защиты прав людей с психическими нарушениями в США, ответили на вопросы российских коллег и родителей детей-инвалидов.
В вебинаре, организованном Центром лечебной педагогики «Особое детство», приняли участие содиректор Центра глобальных ресурсов инклюзивного образования Института интеграции сообществ при Университете Миннесоты Рената Тиха и содиректор Исследовательского и учебного центра по измерению результатов услуг, предоставляемых дома и в общинах, Брайан Абери.
Эксперты отметили, что главная задача опеки в США сегодня – это защита интересов и обеспечение достойного качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с психическими нарушениями. Еще 20 лет назад людей с психическими нарушениями лишали права на свободное волеизъявление на основании того, что они не могли выразить свои желания в доступной для понимания окружающих форме. Однако согласно Конвенции о правах инвалидов ООН это право должно быть у каждого человека. Людям с нарушениями развития необходима лишь дополнительная поддержка, которую должно обеспечить государство.
Photo by Joshua Fuller on Unsplash
«У нас нет интернатов в вашем понимании. С начала 60-х годов США отходит от таких типов учреждений. Их осталось очень мало. Как правило, туда помещают людей с нарушениями развития, если они представляют угрозу для себя или окружающих, – рассказывает Брайан Абери. – Однако сегодня 1,3 млн граждан США находятся под той или иной формой опеки».
В США существует несколько видов опеки: ограниченная, полная и чрезвычайная. При ограниченной опеке суд устанавливает пределы дееспособности человека с нарушениями развития на основе конкретных фактов и определяет полномочия опекуна, опекун обладает только теми полномочиями, которые закреплены за ним. Например, суд решает, что человек сам не может принимать решения при оказании медицинской помощи. В таком случае, это возлагается на опекуна. Такую опеку можно прекратить.
Полная опека сейчас используется крайне редко, и только в некоторых штатах. Она назначается по решению суда, если сделан вывод о полной неспособности человека принимать решения. Опекун в этом случае решает за подопечного абсолютно все и держит его жизнь под полным контролем. При полной опеке опекаемый лишается множества прав: права голоса, вступления в брак, отказа от медицинской помощи, репродуктивных прав. Прекратить полную опеку можно только, если человек с ОВЗ в суде докажет, что она больше не требуется.
Чрезвычайная опека применяется, когда человек не может самостоятельно принимать решения какое-то время, например, из-за прогрессирующего заболевания или травмы. Такая опека назначается на короткий срок.
В качестве опекунов в США выступают родственники или члены семьи. Если таких людей нет, опекуна назначает суд. Это может быть социальный работник, юрист или психолог. Работа опекуна, назначенного судом, оплачивается государством. Опекунов может быть несколько.
Главная задача опекуна – охрана интересов подопечного. Все решения опекуна должны приниматься от имени и во имя человека, который находится под опекой, с учетом его интересов и ценностей. Например, если подопечный хочет жить вместе с партнером, опекун должен помочь реализовать это желание. Ежегодно опекун отчитывается в суде о состоянии подопечного, чтобы продлить опеку. Также работу опекунов проверяют социальные службы.
В США появилась альтернатива опеке – система принятия решений с поддержкой. Это процесс поддержки взрослого человека с инвалидностью при принятии им решений, влияющих на качество его жизни: место жительства, работы, отдыха и т.д. При этом важно понимать, что принятие решения с поддержкой – это навык и не существует идеальной модели принятия решения с поддержкой.
Рената Тиха: «В нашей стране любой человек с физическими или психическими нарушениями старше 18 лет с достаточным уровнем сознания может заключить соглашение о принятии решений с поддержкой и даже самостоятельно назначить себе помощника. Обычно в помощники выбирают родственника, друга, близкого человека. Основная задача такого помощника – понять желания своего «клиента» и помогать ему принимать решения. Разумеется, в отличие от опеки, где все решения принимает опекун, система принятия решений с поддержкой – это тяжелая работа – помощнику нужно не только долго доносить и обсуждать с человеком с нарушениями развития разные варианты, но и убедиться, что они правильно понимают друг друга».
Поддержка каждого человека с инвалидностью в США начинается с момента его рождения. Семье с особенным ребенком сразу предоставляются психологи и социальные педагоги, которые учат родителей помогать себе и ребенку. При необходимости родителей даже знакомят со взрослыми людьми с аналогичными нарушениями, чтобы показать, чего может добиться их ребенок при грамотной абилитации.