Сегодня мы все чаще сталкивается с тем, что родители говорят: «У моего ребенка – расстройство аутистического спектра», хотя еще 15-20 лет назад о таком диагнозе мы практически не слышали. Создается впечатление, что аутизм – это своего рода «модный диагноз», да и других мифов вокруг аутизма немало. О том, что такое аутизм и как с ним жить, рассказывает логопед-дефектолог Европейского медицинского центра (ЕМС) Татьяна Каченовская.
Аутизм – это не болезнь?
Сегодня врачи ставят детям диагноз «аутизм» или «расстройство аутического спектра» (РАС), но это не болезнь. Это комплексное нарушение развития, и причины его досконально не известны. Скорее всего, большую роль в возникновении аутизма играет генетический фактор.
Чаще всего аутизм выявляют в детстве на основе результатов исследования с использованием шкалы диагностической оценки аутизма (ADОS). Его можно провести уже в возрасте 12 месяцев. Диагноз при этом может выставить только врач-психиатр, он же решает – нужна ли медикаментозная поддержка.
Photo by Vanessa Bucceri on Unsplash
Детей с аутизмом становится все больше, и это следствие прививок?
Здесь надо разграничить два мифа. Диагноз «аутизм» действительно ставится чаще. Реальность такова: детей, имеющих нарушения социального функционирования, трудности коммуникации и взаимодействия, становится больше, и цифры настораживают. Но диагноз «аутизм» относится к так называемым «зонтичным», он включает разные расстройства: это и детский аутизм, и синдром Аспергера, и синдром Ретта. Поэтому и проявления его у разных детей отличаются.
Что касается того, что аутизм развивается вследствие прививок, то здесь мы видим просто стремление родителей как-то объяснить, потому у их ребенка возникли нарушения. Отсюда и связь – мы сделали прививку, и теперь у малыша расстройство аутистического спектра. На самом деле никакой связи нет, и это подтвердило исследование, которое проводилось в Америке. Там смотрели семьи, где у одного ребенка уже был диагноз «аутизм», и второй ребенок, соответственно, имел высокие риски того же диагноза. Зависимости между развитием аутизма и наличием или отсутствием вакцинации установить не удалось.
При этом нельзя оставлять без внимания тот факт, что прививки безусловно оказывает влияние на иммунитет. И делать их нужно аккуратно, под присмотром и контролем специалистов. Особенно детям, имеющим особенности развития или ограниченные возможности здоровья.
Дети с аутизмом гениальны?
Достаточно часто можно слышать, что дети с РАС имеют какие-то сверхспособности, обычно говорят об их феноменальной памяти или склонности к математике. На самом деле, разброс в уровне интеллекта среди детей с аутизмом очень велик. Точных данных нет, но, к сожалению, нужно отметить, что большая часть детей имеет интеллектуальную недостаточность разной степени тяжести.
И, действительно, встречаются люди с диагнозом аутизм, имеющие выдающиеся способности к математике, рисованию, программированию. Часто это бывает связано с феноменальными способностями к запоминанию и точному воспроизведению, крайней степенью вовлечённости, склонностью действовать в рамках собственных интересов.
Дети с аутизмом не реагируют на окружающий мир и не могут общаться?
Достаточно часто дети, страдающие аутизмом, не могут общаться с миром с помощью речи, у них нарушена именно вербальная коммуникация. Но они сами или с помощью специалистов ищут другие возможности для общения. Другая сложность, с которой они сталкиваются, это то, что они недостаточно хорошо считывают и интерпретируют эмоциональные реакции окружающих, не могут подражать другим, имитировать их действия. А дети, особенно самые маленькие, учатся через подражание, так что с этой точки зрения детям с аутизмом тоже сложно наладить контакт с миром.
И наконец, у детей с РАС есть ряд особенностей, которые настораживают других людей. Например, они очень чувствительны к звукам, выполняют одни и те же действия, «зацикливаются» на них. Другим детям это кажется странным, и они начинают избегать ребенка с аутизмом.
Дети с аутизмом не могут учиться в школе?
Дети с аутизмом могут иметь нормальные или даже высокие интеллектуальные способности и вполне могут учиться и в школе, и в вузе. Особенно если у них будет поддержка в виде тьютора, который присутствует на занятиях и помогает им. Но нельзя привести ребенка с РАС в обычную школу и назвать это «инклюзивным образованием». Надо вместе с учителями подготовиться к обучению такого ребенка, может быть, выбрать класс, где будет мало учеников, адаптировать программу. В таком случае дети могут учиться, и учиться успешно.
Тем более если врачи помогут устранить симптомы, которые сопровождают РАС, например, тревожность, плохой сон, двигательные нарушения (расторможенность), уменьшить проявления агрессии и самоагрессии.
Детям с аутизмом помогает соблюдение специальной диеты?
Считается, что состояние детей с РАС улучшается при соблюдении безглютеновой диеты или при ограничении потребления молочных продуктов. Но улучшение наступает только примерно в 5% случаев. Если вы попробовали и видите, что существенных изменений в состоянии ребенка нет, то не мучайте его ограничениями и вернитесь к обычному питанию.
Детей с аутизмом сотни тысяч?
Сегодня в России, по данным 2020 года, проживает почти 33 тысячи человек, у которых установлено РАС. По сравнению с 2019 годом число таких людей выросло почти на 10 тысяч человек. Вероятно, истинное число людей с таким нарушением больше, не все обращаются за помощью к врачу. Но и говорить о сотнях тысяч или миллионах, наверное, ошибочно.