Психолог-педагог Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Татьяна Виноградова рассказала, зачем сегодня, в эпоху цифровых технологий, родителям нужно читать детям книги.

Альберт Эйнштейн сказал: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были ещё умней, читайте им больше сказок». И тут хочется углубиться в вопрос, что такое книга и процесс чтения вместе с родными людьми для ребёнка? Конечно, это познание мира, воспитание морально-этических принципов. Через книги ребёнок учится строить причинно-следственные связи, почему такое событие привело к таким последствиям, например. Учится распознавать добро и зло, мечтать, фантазировать. Но, самое главное, что время, когда ребёнок проводит за чтением книги с родителями,  принадлежит только ему. И это не отнять и не заменить никакими телефонами, планшетами, мультиками. Здесь живое общение, живая мимика, живой и родной тембр голоса, мамины/папины руки скользят по строчкам, шелестят страницами. Это время, когда ребёнок напитывается любовью, он в абсолютной безопасности и не вступает в конфликт с внешним миром, не сражается за внимание и время мамы или папы. Это время, когда он может расслабиться.

Photo by Road Trip with Raj on Unsplash

Главные принципы жизни – это любовь, безопасность, забота, это те условия, которые необходимы, чтобы ребёнок рос и развивался здоровым, со здоровой психикой. И чтение книг – один из способов получить это. Особенно это важно для детей до трёх лет, когда мама читает книгу, ребёнок находится рядом, он полностью погружён не в процесс чтения, он погружён в родителя по сути, ему неважно, что написано в этой книге, ему важно как мама или папа читает эту книгу, какие чувства, эмоции, какие переживания возникают внутри близкого человека. Ребёнок это считывает, вслушивается и перенимает по естеству.

Поэтому самое главное, что я могу посоветовать как педагог и психолог, когда вы читаете книгу ребёнку, будьте увлечены этим чтением, уберите все ваши мысли, заботы, планы на будущее. Просто погрузитесь в этот процесс целиком, почувствуйте, как ребёнок тоже включится в этот процесс всецело.

В возрасте после трёх лет во время чтения книги ребёнок может быть занят своими «важными» делами, например, играет на ковре рядом с мамой/ папой, но при этом он слушает вас. И это является показателем, что он вас очень любит, что вы ему очень важны. Хотя он уже не малыш, а подросший ребёнок, но ему также важно знать, убеждаться, что вы ему принадлежите, а он принадлежит вам. Ни один мультик или компьютерная игра не смогут заменить этого живого общения, потому что именно здесь он чувствует любовь и безопасность. И по сути, именно это является главным двигателем прогресса, развития для ребёнка. Компьютер может научить, но он не может чувствовать.