Педагог-психолог сети клиник интегративной медицины Дмитрия Раевского, куратор психотерапевтического проекта для родителей детей с особенностями развития «Такой как мы» Татьяна Виноградова рассказала, как правильно выстраивать денежные отношения с ребёнком.
Для начала нужно обозначить важный момент: мы живём в обществе потребления, где взаимодействие между людьми базируется на товарно-денежных отношениях. Когда мы учим маленького ребёнка читать, писать, считать и получать другие навыки, то делаем это не просто так. Эти навыки необходимы ему для комфортной коммуникации с окружающим миром. Он может отправить сообщение, посчитать сдачу в магазине, понять, сколько денег ему нужно скопить, чтобы купить ту или иную вещь. Поэтому учить обращаться ребёнка с деньгами, конечно, необходимо.
Другое дело, с какой позиции выстраиваются эти отношения. Чаще всего родители выстраивают их намеренно для своего удобства, то есть с позиции главного человека, который даёт возможность ребёнку зарабатывать деньги. Делается это с целью его мотивировать. Родители ставят условия, которые должен выполнить ребёнок, чтобы заработать определённое количество денег. Однако такая постановка отрицательно сказывается на отношениях родителей и детей, исключает доверительный элемент. Более того, в таких отношениях ребёнок может вырасти расчётливым, холодным и эгоистичным.
Photo by Andrey Zvyagintsev on Unsplash
Если же мы говорим с позиции равенства, что «я взрослый, делюсь с тобой этими средствами, чтобы ты тоже научился ими управлять». Ребёнок таким образом выстраивает свои личные границы, он понимает, что его, а что не его. Учится соблюдать личные границы других людей. Зная о значении денег в современном мире, что они зарабатываются, ему намного легче понять, почему нельзя отбирать у детей игрушки или личные вещи, которые ему понравились. Также, возможно, у него есть что-то своё личное, приобретённое за скопленные деньги.
В обучении счёта денег и их накоплении родитель должен выступать как друг и помощник, объяснять, что такое бережливость. Чтобы понимать ценность денег, ребёнку в возрасте примерно 7-10 лет важно ощущать их в руках, а не в виде каких-то готовых покупок. Тогда не будет капризов и спонтанных желаний иметь какую-то игрушку. У ребёнка появятся осознанные цели и правильная мотивация копить и приобретать вещи для каких-то своих целей.
Также если родители вместе с детками считают школьные пятёрки или четвёрки, вместе переживают за эти оценки, вместе планируют покупки, то это ведёт ребёнка к пониманию дружбы и экономии.