Многие родители задаются вопросом: нужно ли летом заставлять ребёнка заниматься? На этот вопрос ответила психолог благотворительного фонда «Гольфстрим» Марина Соловей.

Мы с вами уже говорили о праве детей на отдых, но всё же многие родители переживают о том, что ребёнок за 3 месяца каникул забудет многое из того, чему научился за учебный год. Как же следует поступать?

Каникулы нужны, чтобы ребёнок отдохнул, восстановился и набрался сил перед следующим учебным годом. Ребёнку любого возраста обязательно нужны хотя бы две-три недели ничегонеделания: высыпаться, гулять, смотреть мультфильмы, общаться с родными и друзьями. Не стоит забывать о том, что и дети дошкольного возраста также нуждаются в отдыхе и оздоровлении.  

Если мы говорим о занятиях со специалистами коррекционного направления (дефектологами, логопедами, психологами) целью которых является развитие высших психических функций, наработка жизненно важных навыков, то основной задачей родителей в летний период является поддержание наработанных навыков, расширение общих представлений об окружающем мире. Смена обстановки, отдых в новых условиях очень этому способствует. 

Photo by Liana Mikah on Unsplash

В условиях отдыха можно придумать занятия, которые будут отличаться по форме от школьных уроков, занятий со специалистами, домашнего задания, но позволят поддерживать познавательный интерес ребёнка.

В любом случае – главное отдых!

Конечно, позволять ребёнку совсем ничего не делать летом и только играть в компьютерные игры не стоит.

Можно читать книги, которые нравятся ребёнку, обсуждать сюжет, поступки героев, это поможет развивать речь и мышление. Также есть много учебных платформ для закрепления пройденного материала онлайн. Занятия должны быть дозированными и восприниматься как игра. Обучение, особенно на этапе начальной школы, всегда можно встроить в обычную жизнь: это могут быть походы в магазин со списком, когда ребёнку нужно посчитать расходы, или распределение карманных денег на неделю. Можно делать массу выводов, наблюдая за природой, погодой, животными и насекомыми, записывать, зарисовывать, искать информацию в интернете. Это тоже учёба! Не обязательно концентрироваться на школьной программе.

Исключением может быть ситуация, когда действительно необходимо «подтянуть» знания по какому-то предмету. В этом случае, предварительно договорившись с ребёнком, можно запланировать короткий курс занятий с репетитором. Занятия со специалистом предпочтительней, чем самостоятельное изучение предмета, так как педагог сможет за короткий период обучения, определив общий объём недостающих знаний, распределить нагрузку, не допустив переутомления.

Точно не стоит лишать ребёнка отдыха и пытаться использовать это для создания мотивации «если не сделаешь, гулять не пойдешь»!

Постарайтесь создать условия, когда ребёнку выгодно заниматься. Присуждайте звёзды за каждое выполненное задание копите бонусы и награждайте за успехи. Главное – не превращайте каникулы в очередную учебную четверть. Заниматься нужно в меру.

Материал подготовлен в рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем».