Продолжение. Начало читайте здесь.
Генисаретское озеро имеет несколько названий. По Библии оно нам знакомо также под именем Тивериадского озера и Галилейского моря; а на современных картах обозначается как озеро Кинерет.
Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 метров ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина озера — 45 метров.
С севера в Генисаретское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе Иордан, который вытекает с южной стороны. Генисаретское озеро является источником третьей части всей пресной воды, потребляемой в Израиле. Побережье озера представляет собой обширную курортную зону, это излюбленное место отдыха израильтян.
Тивериадское (Генисаретское) озеро
Капернаум
На северном берегу Генисаретского озера находится город Капернаум, где произошли многие евангельские события. Здесь Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24)
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Господь предрекает гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения в гордыне и вследствие внешнего благополучия и благосостояния. Господь сравнивает Капернаум с греческими Содомом и Гоморрой, истребленными Богом за нечестие серным дождем и огнем. Все эти города, действительно, скоро постигла кара Божья: они были до основания разрушены римлянами в ту же войну, что и Иерусалим».
Капернаум на берегу Галилейского моря
Игумен Даниил пишет о своих впечатлениях от Капернаума XII века: «Город Капернаум большой, жителей в нем было много. Ныне же город этот пуст. Находится он близ великого моря Средиземного. Из этого города ожидался выход антихриста, поэтому жители (латиняне) и покинули Капернаум».
Капернаум. Археологические раскопки, развалины синагоги. Фото с сайта "Мой Израиль"
Расположение евангельского Капернаума обозначено археологическими раскопками, открывшими развалины синагоги. Сейчас это не заселенное место, окруженное банановыми плантациями; среди зелени издалека видны ярко-красные купола греческого монастыря Двенадцати Апостолов.
Монастырь Двенадцати Апостолов в Капернауме
Стены храма покрывают росписи, посвященные Евангельским событиям с участием святых Апостолов.
Интерьер храма Двенадцати Апостолов
Исцеление бесноватого, в котором был легион бесов и явление Воскресшего Господа на Тивериадском озере
Воскрешение дочери Иаира и хождение по водам
Усмирение бури
На западной стене помещена композиция «Страшный суд», радостная, на золотом фоне – потому что Апостолы не страшились Суда, но с нетерпением ожидали Второго Пришествия Христова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20)
Фреска "Страшный суд" на западной стене
Растения на территории монастыря столь прекрасны, что кажется, будто находишься в потаенном уголке райского сада.
Именно здесь, в Капернауме, Господь Иисус Христос начинает Свое служение.
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:12-17)
Многие ученики Господа были родом из Капернаума.
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
(Мар.1:16-20)
В Капернауме состоялась первая проповедь Иисуса, после которой о Нем разошлась молва по всей Галилее.
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мар.1:21-28)
После этого события, как повествует евангелист Лука, Иисус ненадолго возвращается в Свой родной город Назарет.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:14-30)
Назарет. Гора Свержения
Гора, с которой хотели сбросить Иисуса обиженные жители Назарета, хорошо видна из долины Израэль. Ее крутой склон спускается в долину, а на другом, пологом склоне, видны домики на окраине Назарета.
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
(Лук.4:31,32)
В Капернауме произошли и многие другие чудеса: исцеление слуги сотника, сказавшего: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Матф.8:5-10), исцеление расслабленного, которого несли четверо, и прокопав кровлю дома, положили перед Иисусом (Мар.2:1-12), исцеление сына царедворца, жившего в Капернауме, и пришедшего в Кану Галилейскую к Иисусу просить о своем больном сыне (Иоан.4:46-54). В Капернауме был дом Симона Петра и Андрея, где произошло исцеление тещи Симона от горячки, и многих других людей: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос». (Мар.1:32-34)
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.