"Как это - где я взялась? Ты же сама родила меня своими собственными руками."
Утро. Тепло и солнечно по-весеннему. Настроение соответствующее и у Саши видимо тоже. Идем в направлении детской площадки вооруженные ведром, лопатой и граблями. Болтаем.
- Mама, я совсем маленькая и стучу ножками у тебя в животике. И мы в больнице у дяди доктора лежим, так здорово - завела Саша старую песню.
-Ага, - как всегда в 101 раз подтверждаю я.
Но разговор на этом, как это бывает обычно, не заканчивается и Саша не унимается.
- А как же я оттуда вышла?! - вдруг спросила моя детка, сделав круглые глаза. И застыла в ожидании ответа.
- Из живота, - сказала я "содержательно" от неожиданности.
- А кто же меня оттуда достал, доктор?- подсказала мне Саша.
- Да, - все ,что могла я ответить, т.к. фантазия моя начисто отключилась в самый неподходящий момент. Но тут Саша переключила свое внимание с вопроса о деторождении на песочницу.
И приходят же мысли в голову в 3 года?!
Как вы своим деткам отвечаете на этот вопрос?
У меня доча тоже недавно спросила а как я из живота вылезла. Я сказала что ей врач помог. Еле переключились на другой разговор. Как и что ей говорить сейчас?
моя думает, что из пупка вылезла ну не буду же я ее пока разубеждать
а ее подружка Катя родилась путем кесарева.... ну и моя боится, что живот резать больно - я, мол, рожать не буду, боюсь я
А у нас Анат в садике просветили В четыре года. Поэтому когда она спросила , что то в ее тоне меня насторожило и я решила сказать правду. Оказалось правильно сделала ,так как ее не ответ интересовал , а конкретно соврет ли мама. У нее вид такай был довольный и она мне ответила- знаете что- она ответила - НУ ЛАДНО, развернулась и пошла. Шок был у меня , а не у нее.
мама anat
А как ты сказала... хоть примерно какими словами???
А мне вообще родители не рассказывали. Мы недавно с матерью разговаривали, и они сказала, что всегда очень удивлялась моей незаинтересованности в этом вопросе На что я ей сказала, что узнала всё сама Правда, сначала я думала, что дети появляются из пупка =) :devil: Вспомнилось, как я спросила в детстве у друга на даче, который был на пять лет старше: "Паш, а Паш, а почему мальчики рожать детей не могут?" У Паши округлились глаза на вопрос пятилетнего ребенка, и он только неразборчиво буркнул "Потом что у женщин специальное отверстие есть" А вот в вопросах...этого самого... я просвятилась в подробностях недавно... *Вспомнила, сколько мне лет. Ужаснулась.*
логично
леляя вот и я про тоже
с девочками более или менее понятно, а вот как мальчикам объяснять?
Спихнуть на папу
Jovik
очень актуальный вопрос
а ответов по делу, как всегда, нет
О, мы тут с Маней (ей скоро 4 года) активно обсуждали всю эту тематику, т.к. ждали появления братика. Я придерживаюсь того принципа, чтобы объяснять как на самом деле, но без особого загруза.
Так, мы выяснили, что лялечки сначала живут у мамы в животике, в специальном мешочке, плавают там в воде и кушают не через ротик, а через такой типа шнурочек, который присоединен у них к пупку. Когда они подрастают, им становится тесно и они вылезают наружу через такое особое отверстие, которое специально для этого пошире открывается Причем такое возможно только у девочек - у мальчиков другие дивайсы (ну, какие именно, было продемонстрировано на примере новорожденного братика). Вопрос, как же лялечки изначально попадают в животик, мы пока не поднимали
В принципе Маня осталась очень довольна таким разъяснением, но сделала вывод: "Когда я буду взрослой, я рожу девочку и мальчика, а Дима тоже себе родит девочку и мальчика". Пришлось уточнить, что Дима не сам родит своих деток, а женится на какой-нибудь девушке, будет ее очень любить и вот она-то и родит ему деток.
Короче, как почетче объяснить роль папы во всем процессе, я пока не знаю А то получается, что мужчины тут вроде и ни при чем...
Sonnette
мне вот надо объяснить именно, КАК ребенок, который сейчас у меня в животике, родится... думаю, Ваш вариант вполне подойдет
Sonnette
Да уж.....
Нам тоже скоро предстоит объяснение. Кто, откуда и как?
Моей дочке 7 лет, в аиста который приносит деток она уже не верит. Мы с мужем еще думаем в какой момент лучше ей сообщить, что скоро появится братик или сестренка.
Своего варианта я пока еще не придумала, а Ваш мне очень нравится!
Ну дерзайте мамы
Меня во всех подробностях просветили в 5 лет А папа с мамой наверное до моей свадьбы думали, что я маленькая и ничего не знаю Папа еще перед свадьбой такую "воспитательную" беседу со мной провел
nefertAki
я тоже к пяти годам рассказала все "как на духу" Рассказывала, конечно, постепенно, по мере возникновения вопросов и очень строго следила за своими интонациями и выражением лица (боялась показать сыну, что смущена или мне стыдно... и прочие "взрослые" заморочки). Реакция сына была просто замечательная - он принял информацию к сведенью и побежал по своим делам.
Мне кажется, что деткам постарше легче объяснить... а этой козявке мелкой я как начну "про отверстие специальное" говорить она еще и показать попросит
Пока не спрашивает ну и ладно у нас тут сестричка двоюродная недавно родилась, так что вопросы были я говорила что врачи помогли достать... мда я кажется уже это писала...
Tatishka, а если сказать, что ты вэто время спала
Tatishka Cейчас попробую рассказать.Изначально я была сразу откровенна с ребенком.То есть не пряталась, когда переодевалась, или в бане, когда ходили семьей -не одевала купальник. Как устроены девочки ребенок знал и кстати, мальчики -тоже, на примере папы,который тоже не прятался до определенного возраста / возраста дочери то есть / Я например сама помню из своего детства момент бани- мама ,папа, я-- мы голенькие меня папа моет ,но я не помню технических деталей .Точно не скажу ,но когда спросила первый раз, я сказала что папа и мама очень сильно любят друг друга и поэтому они целуются, обнимаются гладят друг друга и от такой большой радости появляется у мамы в животике малюсенький человечек. Я не помню , говорила ли я откуда человечек появляется, но если был задан вопрос сказала бы ласковым словом честно.Детки на этом не зацикливаются На первый раз оказалось достаточно Ну а вторая бесседа была с деталями... кто что делает, что нужно делать , что бы у лялички был и папа и мама , а не только мама ,дедушка и бабушка.Термины были не медицинские, а уменьшительно -ласкательные. в общем судят по результату, а моему результату 24 года и Вы на форуме общаетесь Всем привет
Мама Таня
ага, лягла вздремнуть на часок, а тут гляжу, ты дочка у меня на пузе лежишь неее надо что-то другое...
мама anat
Да я тоже вроде стараюсь так поступать, т.е. не стеснятся ребенка и проч. просто не знаю как бы то самое отверстие назвать из которого дети выходят что бы не испугалась она... ну и не начала бы всем направо и налево про это говорить, она ж еще маленькая
Мы с ребенком недавно ехали мимо роддома, где он родился и я ему показала - вот дом, где ты родился. Он сделал серьезную физиономию и сказал "ты туда ходила? и принесла меня домой?" Я сказала, что да. На что ребенок сказал очень серьезно, чтобы я больше в этот дом не ходила и что не надо больше малышей домой приносить
А я пока решила без рассказа про спец. отверстия обойтись, у меня Саша любознательная и логические цепочки выстраивает хорошо, боюсь в подробности ударимся. А она песни собственного сочинения любит исполнять на улице и поет обо всем , что видит и знает . Так что пока остановились на рассказе про кесарево сечение.
леляя
А родила ты ее как?
Я могу пример своей знакомой рассказать. Она сыну рассказывала года в 4-5. Для этих целей есть детская энциклопедия, где написано специально что б ребенок понял, ну и ничего лишнего. Я уж подробно не помню, но про половой акт там тоже было и про сперматазоиды, прием с картинками. Звучит дико, но ребенок не заострял внимание особо, да еще и кошки помогли, у них кот, так к ниму как раз кошку принесли для случки (или ка это называется), и ребенок понял, что сперматозоид кота попал к кошке и у нее будут детки.
Я вот думаю, что надо будет эту книжку уже просить начинать, самой ее просмотреть для начала.
Эстерель, ничего себе! не по годам мудрый молодой человек. а почему он не хочет братика/сестренку?
я вчера с Аней разговаривала: "Ты знаешь, откуда дети берутся?" - "Знаю." - "Ты откуда взялась?" - "Из живота, ты меня родила". - "А как ты попала ко мне в живот?" - "Мама хорошо кушала, молочко пила." "Хорошо, а папа тогда при чем?" - "Чтобы маме помогать. Только у нас папа черт, не помогает."
Он как то очень плохо к малышам относится. На вопрос почему, отвечает, потомучто они маленькие и носят памперс. На фотках месяцев до 5-6 себя не признает, говорит, что это не он и не был он никогда таким малышом...
да, надо же, какие они все разные... надо как-то с этим бороться, вроде будущий папа как-никак....
Aug Хорошая книга, я ее читала -много полезного
Tatishka, естественным путем. Но пока она не концентрируется на этой теме , а будет взрослей , расширим познания. У меня где-то книжка есть на эту тему специально для детей, а ее помощь расчитываю
Нам 3,2 года. Из них говорим всего 2 месяца. Но с интересом в зеркале рассматриваем свои титечки (простите) и сравниваем их с мамиными и папиными. Для верности я открыла книгу "Мать и дитя", там все разделы в картинках, первый посвящен перинатальному периоду, все рассмотрели обсудили, где кто лежит, как появился. Причем разговор шел в о тетеньке и ее сыночке. Потом Андрюшка сам листал книжку, но особого интереса не проявлял.
А я однажды по телевизору смотрела программу, там детям взрослые задавали вопросы, откуда ты и как туда попал, а что папа делал для этого. Вывод был таков, что если с двух лет не начать рассказывать, то к шести дети такие подробности выдают, что животик и дырочка - это просто цветочки.
Зачем же бороться?! Я тоже в года 3-4 не признавала,что была маленькой именно потому, что мне часто говорили, мол, маленькие не соображают, маленькие ходят под себя. Я потом тоже истерила, когда мне показывали мои младенческие фото. Говорила, мол, это вы были маленькими, а я не была
не знаю... мне кажется, они добрее, если им нравятся малыши... и потом не будет неприязни к младшему брату/сестре... но все разные, конечно
А у нас новый рассказ.
- Мама, мы с тобой в больнице, там так хорошо. Дядя доктор открыл животик, достал меня, потом закрыл. А потом я у тебя на животе лежала. А потом на тележке поехала
Я уже сама забыла эти подробности, не может же ребенок их помнить
Очень хорошая статья была в Домовом как-то. Сексологи говорят, что врать и стесняться нельзя - это может привести к комплексам, что это грязно и плохо (и роды, и секс). Советуют не перегружать ребенка информацией, т.е. в 3 года на вопрос откуда я?, достаточно ответить из специальной клеточки в животике у мамы. Для детей постарше, необходимо употреблять не обиходные названия половых органов, а именно научние, т.е. пенис, вагина, как бы вам не было странно говорить их ребенку. Дети забывают всю ненужную информацию и трудные термины, но объяснить с помощью этих терминов можно.
леляя
По телевизору увидела
Tatishka, если б она увидела по телевизору процесс рождения , то наверное мне бы вопросы уже не задавала по этому поводу
Поддерживаю Домового. Только, к сожалению, не все родители знают, что такое здравый смысл. И либо ханжествуют, либо нагружают детей информацией, которая им не по возрасту. И не умеют причинно-следственные связи показать. Послушать потом, что тебе ребенок расскажет - уши в трубочку.
Есть похожая тема в "Воспитании", давайте попросим модераторов свести их вместе.
Вичка, думаю, не "бороться" надо, а просто не надо выставлять малышей в неприглядном свете. Я вот вроде переросла свою "боязнь младенчества"
Готовы ли родители к сексуальному воспитанию?
Однажды моя взрослая подруга прочитывала своему 6-летнему ребенку "о этом", в начале 90 годов был целый курс лекций в газете "Моя семья"... Мальчик слушал с должным вниманием. В статьях были умные слова, вроде "влагалище" и "пенис"... Виталька долго думал, а потом задал всего один вопрос :"Мама, я все понял, но ... не понял одного - А как сперматозоид попадает во влагалище ?". И моя подруга не нашлась, что ответить. Моему Димке в ту пору было 4 годика, я не смогла повторить ему урок моей подруги. Сейчас дочери столько же лет, сколько было Диме тогда. Вопросы она уже задает, но у меня есть книга с более щадящими ребенка картинками ( а для нее сейчас важнее картинки ), просмотрела она всю книжку, особенно ее заинтересовали малыши в животике. Каверзных вопросов еще не было...
Ура, нашла эту статью в сети:
ТРОГАТЕЛЬНЫЕ
АЛЕКСАНДР ФАДИН
Даже Фрейд не знал, как реагировать на детские сексуальные выходки, будь то публичный аутоэротизм, матерщина, провокационные вопросы или преждевременные влюбленности, доводящие до трагедий. Но зато он официально зафиксировал, что детская сексуальность существует и что дети - это маленькие кипящие котлы с гормонами. И с этим нужно что-то делать. Причем с нуля лет! И до бесконечности. (Подростки, впрочем, отдельная тема, и мы обязательно к ней вернемся.)
Да, собственно, и не с нуля. А с минуса. Потому что ультразвуковые исследования показали: гормональная свистопляска начинается еще в утробе и в первые часы после рождения. У плодов-мужчин эрекция происходит за несколько недель до рождения. Мало того, плод в утробе уже вовлечен в сексуальные отношения родителей - он реагирует на материнский оргазм беспорядочным сердце6иением, а иногда даже аритмией. Есть мнение, что он отзывается и на мужской оргазм, но этого никто толком объяснить не может. У многих новорожденных мальчиков эрекция отмечается еще до перерезания пуповины. У новорожденных девочек в это время часто замечают эрекцию клитора и увлажнение влагалища.
Все это важно. Но проблемы, конечно, возникают позже. И дело не в том, что делают дети, а в том, как на это реагируют взрослые. Как отнестись, например, к тому, что пятилетняя девочка в детском саду просит мальчиков стегать ее прыгалками? Или семилетний мальчик надолго запирается в ванной и выходит оттуда изможденным и отстраненным? Или замечены приставания к брату/сестре? Или к тому, что двухлетняя девочка просит папу "погладить там"? Или что мальчика во время "тихого часа" находят в постели другого мальчика? Не говоря уже о классических вопросах, откуда берутся дети и "чем это вы тут с мамой занимаетесь?"
Вопросы эти становятся актуальными лишь после того, как дети обнаружили: у них нет того, что есть у других, "инопланетян". Им приятно трогать себя за половые органы. Родительские прикосновения не только психологически комфортны, но и физиологически приятны. И есть негласные запреты, которые невозможно не нарушить! Вот тут-то и хочется что-то им объяснить, что-то сделать.
Степень наших заблуждений
Сейчас многие родители не только не отказываются разговаривать с детьми на темы секса, но даже навязывают им такие разговоры, сопровождая их демонстрацией фотографий, фильмов или своим примером. Такой подход часто вызывает у детей еще более негативные реакции, чем отказ родителей обсуждать "вопросы". Если раньше все было понятно - "мал еще", - то теперь никто точно не знает, как себя вести. Поэтому, в порядке постановки проблемы, назовем четыре основных типа отношения родителей к вопросам пола:
Репрессивный: родители строго внушают детям, что секс - это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди, пока выйдешь замуж".
Избегающий: родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Для них это явление скорее полезное, чем вредное. Однако они теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах, и избегают прямого обсуждения темы или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, неотъемлемой от понятия сексуальности.
Навязчивый: родители смотрят на секс как на полезное явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности, и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что это приводит детей в недоумение. Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности.
Экспрессивный: родители рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей. Они внушают детям, что сексуальность - это положительное явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.
Никогда не рано
Говорят, что проблемы надо решать по мере их поступления. То есть когда ребенок задает неудобные вопросы. На самом деле начинать лучше "с пеленок". Основное условие в это время - слаженная сексуальная жизнь родителей. В первый раз ребенок узнает о сексе не тогда, когда спрашивает: "Откуда я взялся?", а когда мать и отец испытывают положительные эмоции не только от младенца, но и друг от друга. Впрочем, это в идеале. Реальность сложнее. До двух лет основные сексуальные реакции ребенка реализуются, когда родители держат его на руках, прижимают, кормят, купают... Возможно, для того Господь и придумал нежную младенческую кожу, удивительный запах (в мире ему нет аналогов), сладкие "ручки-ножки-попки", чтобы взрослому хотелось взять ребенка на руки. Ведь человек, лишенный в первые два года жизни телесного контакта с родителями, потом чаще испытывает трудности в интимных отношениях или не получает удовлетворения от половой жизни. Такие дети вырастают с проблемами в самооценке, не умеют любить ни себя, ни других, а к сексу относятся лишь как к приятным фрикциям.
Как только у младенцев развивается необходимая координация движений, они начинают исследовать собственное тело, не обходя вниманием и половые органы. Прикосновения к гениталиям вызывают у них приятные ощущения. Мастурбация детей до 1 года - обычное дело. Такая самостимуляция повторяется несколько раз в день, и дети крайне раздражаются при попытке ее прервать. Это нормально. Не волнуйтесь.
2-3 года
ребенок не только ходит и говорит, но и ощущает себя мальчиком или девочкой, и исследует себя уже с этих позиций. Если он ходит в детский сад или имеет братьев/сестер, игры с половыми органами могут стать взаимными или групповыми. Но приятные ощущения от этого не воспринимаются ими как эротические. Из негативной реакции родителей на игры с гениталиями ребенок может сделать вывод, что его тело "плохое" и сам он тоже "плохой". К этому же результату приводят насильственно прививаемые навыки гигиены. И это может послужить причиной развития сексуальных расстройств. Лучшее, что могут сделать родители, - это просто не волноваться. Необходимые же навыки социального поведения (не раздеваться и не трогать половые органы на людях) и личной гигиены должны прививаться ненавязчиво, при этом доминирующие эмоции ребенка должны быть положительными. В это же время ребенок начинает подглядывать за родителями в душе, туалете, спальне. Если отреагировать негативно, то ребенок опять может решить, что он "недостаточно хорош" или родители занимаются столь постыдным делом, что на него даже нельзя смотреть. Конечно, не стоит заниматься сексом на глазах у ребенка, но не будет ничего страшного в том, что ребенок застанет родителей в одной кровати или увидит их обнаженными. Не стоит запираться в комнате, если есть опасность, что ребенок при этом будет переживать свое одиночество. Дети в детских садах часто оказываются участниками сексуально окрашенных ситуаций. Из воспоминаний воспитательницы: Дима и Миша постоянно получают замечания, потому что целуются во время игры. В той же группе Коля забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья. ("Так я вижу их трусики", - объясняет он, хихикая.) И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать "грязные" слова, наблюдая за реакцией старших. Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие моменты. Надо быть готовыми к таким ситуациям. К примеру, вы пришли в магазин, а ваша дочка задирает платье и начинает тереть себя между ног. Вместо отчаянного: "Что ты делаешь?!" - дайте ей в руку пакет и попросите нести его. Отрывая таким способом ребенка от "неприличного" занятия, вы заставите его изменить поведение, не показывая, что недовольны им.
4-5 лет
- стадия образования понятий. В это время ребенок учится отличать мужчин от женщин, вырабатывает отношение к себе как к девочке или мальчику. На этой стадии, собственно, все и закладывается. Известно, что более 60% мужчин-гомосексуалистов до 7-8 лет не были твердо уверены в том, к какому полу принадлежат. Подобные затруднения нередко связаны с неправильным поведением родителей: ждали девочку, а родился мальчик, а мама с папой не сумели перестроиться и относятся к нему как к дочке. Конечно, со временем они выработают другой алгоритм, но упущенные годы могут больно отразиться на взрослой жизни ребенка. Тогда же они узнают название половых органов и их непристойные обозначения, особенно если посещают дошкольные учреждения. Значение и смысловые нюансы всяких словечек или шуток они чаще всего не понимают. Вот тут-то, похоже, и нужно начинать серьезные беседы, используя вполне солидные слова типа "вагина", "пенис", "клитор" и т. д. Все, что ребенка не заинтересует, он благополучно забудет. Но это будет основой нормального "полового" лексикона, который в противном случае он освоит слишком поздно либо никогда. А главное, он быстро почувствует разницу между "чистой" шуткой и "грязной". И поймет, когда можно говорить эти слова, а когда нельзя.
К четырем годам большинство детей начинают задавать вопросы о том, откуда берутся дети. При этом все родители без исключения испытывают неловкость. Дети хорошо улавливают, что именно вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы. Либо засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство.
Четырехлетки иногда вкладывают в понятия пола и рождения магический смысл. Многие верят, что их "приносит аист", и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение, интерпретируют его самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семечко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие, они убеждены, что в животе матери есть кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать. Для них лучше всего ознакомиться с символическими картинками в детской энциклопедии секса.
В школе: проба себя, а не извращение
К 6-7 годам дети уже представляют себе анатомическое строение половых органов своего и противоположного пола. К этому времени начинает появляться стыдливость. Но это не мешает продолжению сексуального экспериментирования - как в одиночку, так и в однополых или разнополых группах. Это экспериментирование обычно заключается в осмотре наружных половых органов, прикосновениях к ним, поцелуях и введении различных предметов во влагалище и прямую кишку. Психологи видят две цели подобного поведения. С одной стороны, это приобретение знаний. Ребенок стремится узнать, чем он отличается от других людей своего и противоположного пола. С другой - к этому возрасту дети уже знают о негативной реакции на это взрослых и стремятся испытать запретное. Отношение родителей к участию школьника в сексуальных играх нередко исходит из двойного стандарта. Девочек строго предупреждают о необходимости воздерживаться от таких игр, особенно с мальчиками. А мальчиков предостерегают и даже наказывают за участие в экспериментах, но в этих наставлениях проскальзывает снисходительное отношение и чувство гордости: "мальчики должны быть мальчиками". Один отец, рассказывая о сексуальных эскападах своего семилетнего сына и его одноклассницы, заметил: "Слава богу, он рано начал". Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство (исключая гомосексуальные ситуации) общество редко распространяет на девочек. С наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении к сексуальным проявлениям мальчиков и девочек становится еще более заметным.
Детские сексуальные игры обычно психологически неопасны и, с точки зрения развития ребенка, даже полезны для формирования навыков психосоциального общения. Опасность может представлять резкая реакция родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании, легко улавливает отрицательную реакцию родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка, игра есть игра, но родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене только ярко горящее слово СЕКС.
Зловещие предсказания родителей, что такое поведение будет иметь ужасные последствия, пугают ребенка. Слова о том, что "это грязно", могут быть истолкованы буквально, и в душу ребенка будут брошены семена, из которых вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем.
К 8-10 годам
сексуальный опыт детей может быть неупорядоченным и не столь существенным, как другие события в их жизни, но может тем не менее вбирать в себя весь набор возможных действий, вплоть до попыток полового сношения, иногда успешных. Дети занимаются мастурбацией в одиночку или в гетеросексуальных и гомосексуальных парах и группах, отмечены сексуальные игры с животными и предметами, а также случаи орального и анального секса. Нет сомнения, что к восьми-девяти годам дети уже осведомлены об эротическом элементе такого поведения, поэтому нельзя рассматривать их только как "игру". Целью становится половое возбуждение, которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к влюбленности. (Нереализованное гормональное напряжение может привести к серьезным драмам, включая попытки самоубийства. Если влюбленность случилась, с ребенком придется проводить больше времени, беседовать, отвлекать и никак не реагировать на признаки мастурбации.) Все это учит детей доподросткового возраста строить отношения с окружающими. Так к этому и нужно относиться.
Основные проблемы
Родительская постель.
Мальчики, которые спали вместе с родителями в возрасте до 5 лет, потом обладали большей самооценкой, легче вступали в сексуальные контакты и испытывали при этом меньше проблем по сравнению с другими мужчинами. То же и с девочками. Никаких отдаленных отрицательных последствий сна с родителями отмечено не было.
Голые родители.
Спор о том, нужно ли видеть ребенку родителей голыми вечен. Но пока никто не доказал, что это плохо. Даже наоборот, мальчики, которые до 5 лет видели обнаженными своих родителей, легче налаживали интимную жизнь, когда становились молодыми людьми. Однако, если подобный опыт наблюдался в возрасте 6-11 лет, в дальнейшем у них отмечалась склонность к случайным половым связям.
Девочки, наблюдавшие обнаженными своих родителей, потом становились более сексуальными по сравнению со сверстницами. Но, как и у мальчиков, если этот опыт был в возрасте 6-11 лет, отмечалась склонность к раннему началу половой жизни и ее беспорядочному характеру.
Мастурбация.
Если бы Монтекки и Капулетти были знакомы с достижениями современной сексологии, то Ромео и Джульетта были бы скорее всего живы. Сегодня сексологи дают массу адекватных рекомендаций: например, мастурбация как средство снятия гормонального напряжения теперь не порицается. Никто сейчас не будет рассказывать, что у мальчика из-за "рукоблудия" ладони обрастут шерстью, а девочка из-за своих экспериментов с гениталиями никогда не выйдет замуж. Тревожность и чувство вины по этому поводу, отравлявшие жизнь бесчисленным поколениям мужчин и женщин, отходят в прошлое. Многие взрослые, благополучно женатые, не только дополняют ею свою партнерскую практику, но и считают ее самоценной формой сексуальной активности.
Гомосексуальные и другие игры.
Многие родители не знают, что гомосексуальные игры детей (так же как и гетеросексуальные) - нормальный элемент их развития. Гомосексуальные игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления. Не менее 20% девочек впервые "по-настоящему" поцеловались не с мальчиком, а с лучшей подругой... Конечно, бывают дети, у которых какие-то нарушения психики или неправильное воспитание стимулируют нездоровый интерес к противоположному или собственному полу, но таких мало.
Секс среди детей одной семьи.
Другой формой сексуального поведения в детстве являются сексуальные контакты между детьми одной семьи. В конце 80-х установили, что 17% из 600 опрошенных студентов испытывали до 13 лет сексуальный интерес к братьям и/или сестрам. Средний возраст, в котором случались такие контакты, - 8 лет. Ученые не считают, что такой опыт в предподростковом возрасте имеет отрицательное воздействие на формирование сексуальности в зрелом возрасте, даже когда имеют место генитальные контакты. Кроме того, принуждение в сексуальных играх между детьми одной семьи - достаточно редкое явление. По опросу, только в 2% эпизодов применялась сила и только в 6% - угрозы. И лишь в 4% случаев зарегистрировано половое сношение. Среди детей младшего возраста взаимное рассматривание и тактильное исследование наружных половых органов - основная форма сексуальной игры. Не следует вместе купать детей, если разница в возрасте между ними превышает два года. Желательно также, чтобы старший ребенок и его значительно меньшие по возрасту брат или сестра спали в разных комнатах.
Детская влюбленность, 6-12 лет.
Привязанность в этом возрасте может оказаться настоящим серьезным чувством и сохраниться в течение всей жизни. Дети очень болезненно реагируют на разлуку с объектом любви, например, при переходе в другую школу или отъезде из летнего лагеря. Они еще не настолько самостоятельны, чтобы продолжать часто видеться, а переписка или обмен телефонными звонками не может заменить личного общения. Ребенок может целыми днями думать о своем "объекте", ходить в школу только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые скажет при встрече. Часто дети влюбляются в старших - учителей, братьев и сестер своих друзей или даже в их родителей. Девочки и мальчики по группкам обсуждают, кто в кого влюблен, пишут любовные записки и заполняют самодельные "анкеты", чтобы побольше узнать друг о друге. Начинается пора первых ухаживаний. К концу этого периода в общих чертах формируется стратегия поведения с людьми противоположного пола, которая в дальнейшем будет только корректироваться в зависимости от приобретаемого опыта.
Дети самостоятельно анализируют свои чувства и чувства других, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а не у соседа по парте - значит, любит! На этом этапе родители могут вместе с ребенком подробно разбирать допущенные ошибки, искать пути примирения после ссоры с возлюбленным или придумывать, как привлечь его внимание. Это научит ребенка в будущем хорошо разбираться в себе и в людях. Беседы с родителями в это критическое время приобретают особое значение.
"Фильмы для взрослых".
Идеальный вариант - не прятать от детей фильмы эротического содержания, не запрещать говорить о них и не стыдить их за это. Тяга к эротической информации во время детской (а тем более подростковой) гиперсексуальности естественна, и, если накладывать вето, дети посмотрят фильм у друзей, да еще с не всегда удачными комментариями. Самое лучшее в этом смысле - смотреть детям такие фильмы вместе с родителями. Во многих странах на кассетах такого рода часто так и пишут: "Запрещается просмотр подросткам в отсутствие родителей". Разумеется, в этом случае важно, как реагируют родители. На этом просмотре они нужны для того, чтобы дать происходящему здоровую оценку и ответить на возникшие вопросы.
Книги в помощь.
Вообще, если трех-пятилетнему ребенку подарить детскую переводную "Энциклопедию сексуальной жизни", то вопросов у него может и вовсе не возникнуть. Есть несколько томов энциклопедии, каждый для соответствующего возраста. Это тот самый принцип, когда информация идет по нарастающей - для каждого возраста своя степень подробности. Это, впрочем, не отменяет необходимости ваших пояснений.
Правила обсуждения вопросов пола с детьми
Эти пункты могут показаться вам слишком простыми. Но не поленитесь прочитать их до конца. Отнеситесь к ним серьезно. Их автор - Игорь Кон, самый известный сексолог в России. *Главное правило: информация должна быть доступна, но не избыточна. Трехлетке на вопрос: "Откуда берутся дети?" достаточно ответить: "Из животика". Шестилетнему придется рассказать, что ребенок развивается из специальной клеточки. А более старшие дети уже вполне могут узнать, каким образом эта клеточка в животике появляется.
Если маленький ребенок спросит, чем отличаются мальчики и девочки, можно ему сказать, что бывают мужчины - как папа, и женщины - как мама. Женщины вырастают из девочек, а мужчины - из мальчиков. И это просто два разных вида людей. Ребенку постарше, когда он сможет рассматривать картинки в специальных детских книжках, можно уже показать, как отличается строение половых органов мальчика и девочки.
*Не стоит менторским тоном заявлять: "Пришло время тебе узнать о сексе". Не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас за чем-то неприличным. Не надо отговариваться фразами типа: "Это тебе еще рано", "Подрастешь - узнаешь" или "Где ты этого нахватался?!" Нельзя возводить секс в культ, навязывая ребенку информацию, которая его еще не интересует. Постарайтесь вести беседу в естественной манере. Избегайте длинных лекций по половым вопросам. Ребенок не может оставаться внимательным долго, ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
*Рассказ не должен ограничиваться биологическими фактами. Ребенок должен узнать о вашем к ним отношении.
*Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти выветрится все, что он не понял.
*Если ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет неприятно это слышать". Помните, что злость или шутки по поводу детской "матерщины" чаще всего побуждают его повторять эти слова.
*Старайтесь правильно называть половые органы, избегая таких слов, как "пиписька". Как бы ни было странно и смешно произносить слова "пенис", "член", "мошонка", "вагина" и "клитор", они должны употребляться на равных с их просторечными аналогами. *Даже дошкольники должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым. Вот пример беседы с 4-5-летним ребенком: "Ты знаешь, что взрослым бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(-на) ответить "нет" и обо всем рассказать мне".
*Беседы о половом созревании нужно начинать еще до подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
*Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этом из других источников, что пробуждает естественное любопытство.
*Расскажите о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но нет никакой необходимости запугивать 5-6-летнего ребенка фатальным исходом. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до подросткового возраста, это вряд ли принесет пользу. *Ребенок не должен испытывать смущение, задавая вам вопросы на половые темы. Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме. Если вы не можете ответить, не бойтесь признаться в этом. Скажите, что вам нужно "уточнить".
Эта стсатья не совсем про то, как объяснять детям про их появление на свет, но и про детскую сексуальность. Честно говоря, меня многое шокировало.
Только начала читать, общих выводов не могу делать, но звучит, конечно, забавно: подумать только, кто согласился быть подопытным кроликом в поиске реакций на материнский оргазм! И изучение гениталий новорожденных на предмет эрекции и увлажнения, это, конечно, круто. Хотя, может быть, это я, несчастная мать, невнимательно смотрела, потому что не о том думала ( не о том - это, значит, о ребенке, а не об увлажнении ее гениталий )