— Есть люди общительные, компанейские. Мне кажется, что им и с детьми легче общаться. То есть, нет понятия «заниматься с ребенком». Когда родители дома, то для них вполне естественно общаться, разговаривать с детьми. А как у вас? Приходится планировать время для общения с детьми или все непосредственно происходит?
Василий:
- С одной стороны, многое происходит непосредственно. С другой стороны, мы, например, последние 10 лет устраиваем семейные чтения. Мы уже много книгочасов начитали, такие вечера вошли в традицию. И многое оттуда впитывается. Сейчас, поскольку нагрузка школьных и других занятий высока, свободное время остается только в субботу и воскресенье. В другие дни не вставишь уже: школа, музыка, бассейн, вечерние занятия в котором заканчиваются довольно поздно. А когда мы читаем вместе, то здесь же начинаются разговоры, размышления.
Наталья:
- Мы стараемся все обсуждать. Если кино посмотрели, то обязательно стараемся поговорить.
Василий:
- Не просто стараемся, а мы не можем не поговорить.
— А как в реальности все организовывается? Например, вы смотрите фильм (не мультики), а дети-то разновозрастные, чем в это время младшие занимаются?
Василий:
- Во-первых, у нас формируются маленькие сообщества: Шура с Аней бегут в детскую и там сами играют. А большая часть семьи смотрит фильм вместе, вместе радуются, переживают. Много раз бывало, что я не хочу смотреть, но они просят: «Папа, папа, посмотри с нами! Нам с тобой интереснее!» И действительно, когда я включаюсь, меня что-то затрагивает, то живая реакция, комментарии в адрес героев делают просмотр эмоциональней. И вот такой просмотр домашнего фильма по телевизору (в сущности, не по телевизору, а на телеэкране) вызывает обсуждения в течение нескольких последующих дней. У меня сейчас особенно со старшей дочкой много общих тем, может быть, учеба в университете подталкивает к размышлениям, влияет на ее формирование.
— Как вы относитесь к детскому саду? Ваши младшие дети в детский сад не ходят. Это ваша принципиальная позиция или просто ритм жизни семьи такой, что удобнее их оставить дома?
Наталья:
- Сразу скажу, что не считаю детсад чем-то ужасным. Но для нас, во-первых, просто неудобно с бытовой точки зрения: отводить-забирать.
Во-вторых, я боюсь, что они будут болеть, приносить инфекцию домой, и у нас, таким образом, образуется постоянный лазарет.
Кроме этого, я, например, связь с детьми ощущаю как живую. Когда у меня Маша (старшая дочь) пошла в садик, я чувствовала, что в те часы, пока она в саду, с ней что-то происходит, а потом мы уже плоды пожинаем, и, порой, понять, откуда что взялось, уже невозможно. Часы, проведенные с бабушкой, няней, еще можно восстановить, расспросив, а воспитатель вряд ли подробно расскажет, что изменилось за день в твоем ребенке и почему. Считаю, что ребенок должен наследовать родительские ценности. Младший возраст очень емкий. Моя покойная прабабушка была учителем начальных классов, и считала, что вообще все закладывается в ребенке до 5 лет, а потом только приумножается.
— Не могу удержаться от вопросов о быте. Наташа, Вас уже можно назвать многоопытной многодетной мамой. Думаю, что в многодетной семье есть специфика ведения домашнего хозяйства. Есть ли какие-то секреты?
Наталья:
- Часто спрашивают, что важнее: занятия с детьми или порядок. Я считаю, что все-таки порядок играет важную роль. Потому что дети приходят из школы, и, например, когда дома все раскидано, эта неорганизованность раздражает. Они и так раздраженные, уставшие. А хочется, чтобы именно дома дети чувствовали уют, чистоту и тепло. Это я существую практически дома, в четырех стенах, а ребенок приходит из мира, который порой агрессивный, жестокий, и он должен прийти домой и почувствовать, что его здесь ждут, его встречают домашние приятные запахи, и, самое главное, здесь его никто не обидит. Дом — это место, где ребенок может отдохнуть и расслабиться. Да и заниматься чем-либо трудно, когда все разбросано.
Но когда порядок становится самоцелью, то здесь приоритеты меняются. Когда аккуратизм становится препятствием добрым отношениям между людьми, между детьми — это неправильно. Но я стараюсь хотя бы на элементарном уровне порядок поддерживать. Не могу сказать, что у меня дома все начищено до блеска. Но подобрать игрушки …не трудно.
А что касается повседневного быта, то тут как в игре “Ну, погоди”. Во времена моего детства пользовалась популярностью такая электронная игрушка. Там волк корзиночкой падающие с полок яйца ловит, а заяц их скатывает все быстрее и быстрее. Я часто с этой игрой свою домашнюю работу ассоциирую. Там под конец, когда эти яйца часто летят, если будешь сильно думать, что раньше ловить, то просто не успеешь и проиграешь. Основной принцип – что падает, то и надо ловить. Так же и дома. Если есть дела – делай.
Также и дети, если они могут уже помогать – пусть помогают, иначе у мамы просто не останется времени на более квалифицированную работу. Грубо говоря, если ты посуду не помыл, то у нас на ужин будут макароны. Потому что мама придет, будет мыть посуду, а на то, чтобы приготовить повкуснее-поинтереснее у нее просто времени не останется. Присутствует принцип разумной необходимости.
— Ребенок подрастает, он уже не маленький малыш. Как привлекать его к домашним делам? Как определить грань, когда ребенок перегружен, или наоборот излишне избалован?
Наталья:
- У нас распределены дежурства по кухне. Но мы не бьемся за эту очередность так, что, вот ты непременно должен убрать, иначе не ляжешь спать. Мне закинуть посуду в посудомойку не обидно, но, бывает, просто до нее никак не дойдешь. И детей я стараюсь приучать к тому же. Валя сегодня не может, тогда Маша, подмени, пожалуйста. 10 минут — загрузил посудомойку, и ушел.
Все. Дело сделано. А можно из этого сделать проблему. Тогда дети начнут бесконечно препираться: чья очередь, кто меньше устал, кто больше… Демократию такую у нас и папа не любит, в общем, она все портит, эта демократия… Дети ни при каких условиях не должны препираться с родителями.
— Но какие-то четкие правила есть? И если кто-то не хочет, то ты, как мама, можешь настоять?
Наталья:
- Одно дело не хочет, другое дело — не может. Если ребенку надо делать уроки, или он поздно приехал, или просто рано уснул, или плохо себя чувствует, то, конечно, я сама все сделаю. Мне проще сделать самой, чем ходить и выяснять, почему он не может… И последнее время я замечаю, что это хорошо работает, потому что и старшие дети уже так же стали относиться: подумаешь, он не сделал – я сделаю сам. То есть, я стараюсь из мелкой работы не делать подвига. А в идеале, хорошо, если ребенок заметит непорядок и сам приберет, а не пойдет выяснять – кто сегодня дежурный и почему он не подмел… Это то, к чему я стремлюсь…
И мне как-то трудно пока представить, что ребенок что-то принципиально откажется делать, что я считаю нужным. Дети эту уверенность всегда чувствуют, и попусту не спорят. У меня, наверное, просто дети хорошие.