Как я провел летоНачало учебного года. Цветы, улыбки, чистые тетрадки и сочинение на тему «Как я провел лето» – примерно такие ассоциации связаны у нас с первыми сентябрьскими деньками. Но если цветы и улыбки возражений не вызывают, то повторяющееся из года в год сочинение о лете стало едва ли не символом косности, рутины, педагогической неизобретательности. Пожалуй, сегодня ни один учитель, считающий себя творческим человеком, так год не начнет. А может быть, зря?

Для начала нужно признать, что традиция имела свои основания. Каждый учитель знает, что первые несколько уроков в году проходят под несмолкаемый гул рассказов о совершенных за долгие каникулы подвигах и открытиях. Сочинение о лете позволяло детям выговориться, поделиться впечатлениями, так сказать, «в официальном порядке» и закрыть тему. Кроме того, сразу, без подготовки, самостоятельная работа по созданию текста выполняла роль экспресс-диагностики состояния дел (для учителя), а заодно и шоковой терапии с целью приведения в рабочее состояние (для детей). Кстати, умные педагоги никогда плохие оценки за это сочинение в журнал не ставили.

По сути, сочинение «Как я провел лето» было ритуалом, символическим актом, означавшим: отдых закончен, впереди большая работа, пора собраться и приступить к делу. Очень полезная с психологической точки зрения вещь. Минус в том, что у детей задание энтузиазма обычно не вызывало: удовольствие от рассказа другу под его ахи и охи никак не сравнить с удовольствием от выписывания разболтавшимся за лето почерком прилизанных фраз, а что там в сочинениях других ребят – не узнаешь, в лучшем случае два-три в классе прочтут. Шоковая терапия же вообще никому никогда не нравится. Поэтому реакция на задание была обычно разнообразно негативной: от возмущенного «у-у-у-у» (в смысле: «опять это дурацкое сочинение») до ехидного: «а мы снова будем про лето писать?» (в смысле: «ничего поинтереснее придумать не можете?»). Придумать между тем очень даже можно.

Итак, прежние цели остаются в силе: провести инспекцию содержимого основательно проветренных летними ветрами голов и обозначить переход к рабочим будням. Прибавим к этому еще несколько: хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

УЧИМСЯ СЛУШАТЬ


Все знают, как трудно в наше время найти человека, умеющего слушать. Помните, как Толстой про Наташу Ростову говорил, что она именно слушала, а не обдумывала в это время, что сама потом расскажет? Умение это и в самом деле непростое. Сегодня человек постоянно должен думать о самопрезентации, о том, как подать себя, что сказать, как реагировать. Поэтому слова и проблемы других людей мы воспринимаем обычно словно сквозь марево собственных мыслей и установок: а как думаю я, а что это значит для меня, а что он ждет, чтобы я сказал в ответ? В результате никто никого толком не слышит и не понимает. Хорошо было Наташе Ростовой с ее умением слушать – Толстой сразу так и сочинил, а большинству людей этому умению нужно учиться. И по большому счету это должно быть одной из основных задач уроков родного языка. Во всяком случае в жизни это умение намного больше значит, чем удвоенные н. Попробуем поставить перед собой эту цель на нашем уроке (разумеется, предлагаемые виды работы и с любой другой темой тоже будут очень полезны).

Вариант самый простой: пишем обычное сочинение, но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары (если ребят нечетное число, один образует пару с учителем). За пятнадцать минут участники пары должны рассказать друг другу о своем лете, ответить на все уточняющие вопросы. Затем каждый пишет сочинение «Как я провел лето» от имени своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его «лирический герой», он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Потом учитель может собрать работы и проанализировать ситуацию с правописанием в классе (как легко заметить, информации у него при этом будет больше, чем при традиционной работе: не только способность человека писать без ошибок, но и умение видеть ошибки при проверке текста). Несколько работ хорошо бы разобрать вслух таким образом: читает тот, кто писал, а тот, о ком речь, комментирует: что было понято неверно, какие важные детали упущены, переданы ли в целом его настроение, чувства. Можно попросить поднять руки тех, кто очень доволен сочинением о себе, и тех, кто совершенно разочарован непониманием, и именно эти работы разобрать подробно. Идея сама по себе очень простая, работа мало отличается по форме от общепринятой, а проходит все совсем иначе – никаких «у-у-у-у» вы не услышите, да и цель «выпускания пара» достигается намного более эффективно, особенно если не пожалеть времени на чтение сочинений в классе.

Есть вариант более сложный, он особенно хорош в старших классах и в классах с небольшим числом учеников (в пределах двадцати).
Учитель выступает в роли ведущего. Он призывает ребят быть очень внимательными и последовательно задает вопросы о прошедшем лете классу: «Где вы были? Что там видели интересного? С кем проводили время? Чем любили заниматься? Что запомнилось? Удалось ли хорошо отдохнуть? Были ли огорчения?» и т.п. На каждый очередной вопрос отвечают по очереди все присутствующие. Затем возможны варианты: если для вас важно получить письменные работы, то все развивается так, как уже было описано выше: каждый пишет сочинение за одного из своих одноклассников, если вы предпочитаете уложиться в один урок, можно выполнить задание устно. Задача многократно усложняется по сравнению с работой в паре с соседом, поскольку во время ответов на вопросы никто не знал, на чьи ответы следует обратить особое внимание. Распределять по парам можно по жребию или как-то иначе, например, первый в списке – с последним, второй – с предпоследним и т.д. В первый момент задание может шокировать своей сложностью, многие заявят, что они вообще ничего не помнят. Важно обратить внимание ребят на этот факт: вы призвали их вначале к вниманию, ничего особенно сложного в ответах одноклассников не содержалось, прозвучали они громко и внятно буквально пять минут тому назад – а в памяти не отложились. Почему? Чем были заняты мысли? Многие ребята уже способны достаточно хорошо осознавать свое состояние и признаются, что во время ответов одноклассников предавались собственным воспоминаниям, или обдумывали особенно остроумную форму ответа, или обменивались комментариями с приятелем, хотя им казалось, что они слушают. Многие из них заметят (не обязательно сказав об этом вслух), что ответы своих близких друзей, или симпатичных им одноклассников, или самых ярких людей в классе они все же помнят хорошо. Не стоит впадать в морализаторство по поводу невнимательности ребят к словам товарищей – надо признать, что сама организация учебного процесса в нашей школе вовсе не способствует развитию навыка внимательного слушания: что слушать-то – пересказ учебника, правила наизусть? Не так уж часто на стандартных уроках ученики говорят вещи, стоящие внимания и запоминания. Поэтому не говорите ничего назидательного, просто удивитесь вместе с ребятами (положа руку на сердце – вы бы сами с заданием справились?), умные люди сделают для себя выводы. Очень хорошо было бы повторять эту игру время от времени, выбрав любую несложную тему: любимая книга, кем я хочу стать и т.п.

ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОЧИЙ РИТМ


Внимание и быстрота реакции, а также способность делать несколько дел одновременно – тоже качества, крайне полезные в деле обучения. Привести их в боевую готовность можно следующей игрой. Вы так же задаете вопросы о прошедшем лете, но отвечать должен не тот, кого спросили, а его сосед, например, справа или сзади (если человек сидит с краю, то соседом справа окажется крайний в противоположном ряду, если на задней парте – отвечать должен тот, кто сидит на первой). Следующий вопрос – и снова отвечает сосед. Тот, кто порывается ответить на адресованный ему вопрос сам, или тот, кто должен отвечать, но замешкался, выбывает из игры (это нужно как-то обозначить, например, выбывшие должны держать руки скрещенными на груди). Кто продержится дольше всех, тот выиграл. Получается очень забавный диалог:

– Где ты провел лето?
– У моего дедушки, в деревне.
– Что там тебе больше всего запомнилось?
– Кремль и метро.
– Что же ты там делал?
– Плавал, нырял с маской.

На первый взгляд простая, эта игра заставляет мобилизоваться: ведь нужно одновременно «прокручивать» в голове свой собственный рассказ, чтобы вопрос учителя не застал врасплох, и внимательно следить за перемещением по классу «эстафетной палочки» ответов. По мере выбывания игроков ситуация еще более усложняется, ведь в какой-то момент твоим соседом справа может оказаться … сосед слева, если вся остальная «горизонталь» уже сидит, скрестив руки. Тут нужен глаз да глаз, да еще и смеяться успевай! Такой первый урок прекрасно подходит ребятам пятых–седьмых классов и будет очень уместен в момент встречи с новым, напряженно замершим классом.

ВСПОМИНАЕМ ГРАММАТИКУ


Любой вид работы, даже совершенно типовое сочинение о лете, можно обогатить дополнительными заданиями. Например, вызываем одного из учеников читать свое сочинение, а всем остальным даем задание: по мере чтения выписывать все замеченные существительные, определять их склонение и падеж. (Варианты: выписываем глаголы, определяя спряжение; подмечаем служебные слова и разносим по столбикам предлоги, союзы и частицы; выписываем грамматические основы всех предложений; ищем сложные предложения и записываем их схемы). После проверим, что получилось, и дадим новое задание: а кто теперь сможет пересказать сочинение одноклассника как можно ближе к тексту? Удалось ли за поиском грамматических «деревьев» увидеть «лес» повествования? Сразу станет ясно, кто из ребят «Юлий Цезарь», – этому историческому персонажу приписывают способность одновременно делать несколько дел, требующих внимания. Кстати, есть люди, которые просто плохо себя чувствуют в ситуации «недогруза» восприятия и внимания, например, могут вязать или строгать, только слушая при этом радио или разговаривая, а во время обсуждения важной темы обязательно должны рисовать узоры или чертиков. Так что не стоит слишком строго пресекать побочную деятельность на уроке: кого-то это отвлекает, а кому-то, наоборот, помогает сосредоточиться.

Еще больше активизируют грамматические познания творческие задания с ограничениями: например, написать сочинение о лете, не используя глаголов первого спряжения. Можно задействовать сразу несколько тем, распределив задания по рядам: первый обходится без существительных в именительном падеже, второй – без двусоставных предложений, а ребята из третьего обязаны использовать в своем сочинении все одиннадцать глаголов-исключений. Конечно, такая работа требует больше времени и ее лучше дать на дом. Зато на повторение пройденной в прошлом году темы уйдет меньше времени.

Напоследок один общий для всех вариантов совет: участвуйте в выполнении заданий и в играх вместе с детьми, рассказывайте о своем лете – получите удовольствие и атмосфера в классе будет лучше.

* * *

Известно: как новый год (в нашем случае – учебный) встретишь, так его и проведешь. Обдумывая первый урок года, каждый учитель явно или нет выбирает путь на весь год: как я буду общаться с детьми, с каким настроением я пойду в школу, какова будет моя сверхзадача на этот год? Первый урок – это и большая ответственность, и уникальный шанс изменить то, что не устраивает, освоить новое. Попробуем?