Не секрет, что кухня – самое опасное для детей место в доме. Поэтому многие педагоги сходятся во мнении, что ребенку до 3 лет в этой части дома делать абсолютно нечего, если только он не зафиксирован на стульчике или не находится на руках у мамы. Это, конечно, здорово, но только в том случае, если у вас есть свободная пара рук и глаз, которая может приглядеть за малышом, пока мама готовит ужин или моет посуду. А что же делать, если рядом никого нет?

Приучаем к самостоятельности


Конечно, держать ребенка до трех лет вдали от кухни – это хорошо и, главное, безопасно. Однако, делая так, мы не задумываемся о том, как после трех лет мы будем приучать ребенка к навыкам бытового самообслуживания. Конечно, малыш еще не в состоянии понять, что от него требуется, но он в состоянии отследить, как мама готовит, как моет посуду после обеда, куда и как расставляет вещи на кухне. Дети очень любят подражать взрослым, поэтому ребенок, взрослея, будет делать так же, как делали его родители. Видя, как каждый раз после еды и готовки моется посуда, он будет привыкать к тому, что так должно быть. Девочка, мама которой умеет и любит готовить, вероятнее всего вырастет хорошей хозяйкой, хотя, конечно, бывают и исключения. Так что наблюдение за родителями на кухне в будущем избавит вас от необходимости специально приучать ребенка убирать за собой. Фактически, малыш, что называется, с молоком матери впитает в себя некоторые правила поведения в доме.
Совместное приготовление пищи, кстати, поможет наладить отношения ребенка с едой. Это очень важно, особенно если малыш плохо кушает. Самостоятельно приготовленное блюдо стимулирует аппетит. И пускай все участие ребенка в приготовлении обеда заключается в перекладывании капусты из кастрюли в сковородку – для него это очень важный и ответственный шаг. И потом, психологи утверждают, что совместное творчество на кухне сближает людей, не только детей, но и родителей.

Катерина, мама четырехлетней Алисы:
«Моя дочка с рождения очень плохо ела. Доктора были в ужасе, у ребенка кости отовсюду выпирали, мне все время говорили «что же вы, мамочка, так плохо ребенка кормите». Я стала искать выход. Сначала мы сдали кучу анализов, чтобы выявить патологии, которых, к счастью, не обнаружилось. Потом начались шаманские пляски в стиле «скушай, деточка кусочек», «давай покормим мишку», «покажи зайке, как ты хорошо ротик открываешь». Ничего не помогало. Чем больше я старалась, тем хуже ела Алиса. Но однажды я варила борщ, а дочка крутилась рядом на кухне и вдруг попросилась помочь. Вся ее помощь в итоге свелась к помешиванию борща, но в результате Алиса съела две тарелки совместно приготовленного блюда! С тех пор у нас так и повелось, вместе готовим, хорошо кушаем и даже учимся мыть посуду!»

Кухонные игры


Если ваш малыш не проявляет желания помогать вам по кухне, то не стоит его заставлять. Предложите ребенку заняться каким-нибудь другим делом. Можно усадить его рядом за стол рисовать, лепить или играть во что-нибудь.

Рисовать можно не только красками, карандашами и ручками, можно насыпать на стол немного муки или соли и поучиться рисовать ими прямо на столе. А если нанести на лист бумаги с рисунком из обычной поваренной соли клей (самый безопасный – ПВХ), то когда он высохнет, получится настоящая картина.

Лепить можно не только из глины и пластилина. Сделайте вашему малышу крутое тесто, из которого он сам слепит все, что захочет. Результаты этой лепки можно запечь. Рецепт соленого теста очень прост: 1,5 стакана муки, половина столовой ложки соли, четверть стакана воды и четверть стакана растительного масла. Все тщательно перемешать. По желанию можно добавить в комочки теста пищевые красители. Только смешивайте красители сами.

Помимо веселых и увлекательных, многие кухонные игры можно превратить в развивающие. Например, для развития мелкой моторики отлично подойдут игры с горохом или фасолью. Их можно смешивать и рассортировывать, можно залить водой и вылавливать из миски, можно с их помощью выкладывать разные рисунки. Можно взять обычную банку, облепить ее пластилином и предложить малышу наклеить поверх горошины, камушки, сухоцветы – да что угодно, что подскажет ваша фантазия! В результате может получиться оригинальная вазочка для цветов. Чтобы сохранить эту вазу надолго, можно покрыть ее лаком или купить специальное жидкое стекло.

Художественное и эстетическое воображение ребенка можно развивать с помощью выдумки украшений для разных блюд. Пусть малыш сам придумает, как разнообразить простой салат или пирог, а для наглядности, помогите ему, придумав первое украшение. Для этих целей отлично подойдут мелко нарезанные разноцветные овощи, зелень, маслины и оливки, а торты и пироги можно украшать не только с помощью крема, но и с использованием живых цветов.

Расширить знания ребенка об окружающей среде можно с помощью той же воды. Выберите предметы, которые будут плавать и предметы, которые будут тонуть. Пусть малыш сам проверит, какой из предметов сможет удержаться на плаву.

Ирина, мама двухлетнего Алеши:
«Я с удивлением обнаружила, что мой ребенок просто обожает переливать воду из одной посуды в другую. Он может часами возиться с водой, а я в это время успеваю сделать все необходимые дела! Поначалу, конечно, он проливал почти все мимо, но со временем стало получаться лучше. И вообще Алеша – мальчик экстравертный, увлечь его чем-то очень сложно, а тут он как будто поставил себе цель – научиться переливать воду, не проливая мимо. Через несколько дней я перестала вытирать стол, за которым он играл. Теперь Алеша учится разливать воду из большой чашки по нескольким маленьким, а я за это время успеваю приготовить ужин!»

Безопасность на кухне


Если вы все-таки решили, что ребенку в возрасте до трех лет на кухне есть, что делать, тогда первое, что необходимо сделать вам – это позаботиться о его безопасности. Страшно сказать, какое количество травм ребенок может получить на кухне. И, прежде всего – это ожоги. Поэтому в каждой «маминой» аптечке должен всегда быть Пантенол или любое другое средство от ожогов.

Итак, как создать на кухне максимально безопасное пространство для ребенка? Вот несколько советов, которые помогут обезопасить вашего малыша:


  • Кастрюли, стоящие на плите, нередко падают, малыш может ее просто опрокинуть на себя, об них можно обжечься, поэтому старайтесь готовить на дальних конфорках, чтобы ребенок не смог дотянуться до горячего;
  • следите за кипящей кастрюлей и за маслом на раскаленной сковородке, не подпускайте ребенка близко, чтобы на него случайно не попали брызги;
  • следите за газом, объясните, если это возможно, ребенку, что крутить ручки конфорок опасно, если же объяснить не получается, то выключайте газ каждый раз, как закончили готовить или купите плиту с газ-контролем;
  • бытовая химия очень опасна для детей, даже обычное мыло может вызвать сильное отравление, поэтому убирайте всю химию подальше и следите, чтобы малыш до нее не добрался;
  • то же самое касается и аптечек, средств против тараканов и грызунов, алкогольных напитков: убирайте их подальше от малышей, лучше всего в ящик, который можно закрыть на ключ;
  • не оставляйте без присмотра ножи, ножницы и другие колюще-режущие предметы, убирайте их подальше от малышей. Объяснить ребенку, что эти предметы опасны можно будет, когда он немного подрастет;
  • не оставляйте в розетках вилки электроприборов и сами работающие приборы без присмотра;
  • установите автоматические пробки и закрывайте розетки специальными блокираторами;
  • не подпускайте малыша к горячему чайнику, и вообще поставьте чайник подальше от края, чтобы ребенок не смог до него дотянуться.


Марина, мама трехлетнего Саши:
«Саша очень упрямый мальчик, объяснить ему что-либо почти невозможно, он все хочет попробовать сам. Поэтому, когда он начал проявлять интерес к чайнику, мы с мужем были сильно озабочены вопросом, как без потерь объяснить Саше, что трогать чайник опасно, он горячий. Испробовали все: увещевания, уговоры, игру «зайчик обжегся», даже наказывали, но ничего не помогло. Ребенок продолжал настырно лезть к чайнику. После долгих совещаний мы все-таки решились на жесткий эксперимент. Разогрели чайник не до кипятка, конечно, но чтоб был очень горячим, и дали Саше до него дотронуться. Слез было много, но больше к чайнику ребенок не лез».