Если вы все-таки решили стать наставником и идете в некий проект поддержки сирот, то вас обязаны обучить, научить, подготовить к тому, что именно и как вы будете делать в рамках проекта. Это не только ваша личная безопасность, но и безопасность того, ради кого вы поднимаете свой Хоругвь. Почему Хоругвь? Да, поскольку настаничество более всего напоминает крестный ход, в котором кто-то несет ориентир, а кто-то по нему ориентируется.

Поразмышляем. Вот некоторые мысли и наблюдения для тех, кто желает стать наставником для ребенка-сироты:

1. Доброволец-наставник должен для начала понять - зачем он начинает помогать тому или иному ребенку-сироте (или ему должны подсказать его миссию).

2. Будущий наставник должен по мере сил и возможности изучить СИСТЕМУ воспитания и образования детей-сирот (что, к примеру, «4» для ребенка-сироты, равна «2» относительно «4» ребенка из семьи, по умолчанию). Понять, почему сироты отвратительно учатся. Почитать литературу, которой нынче море.

3. Будущий наставник просто обязан понять, с чего надо начать свое общение и какие границы расставить с ребенком из детского дома, что он может, чего нет, что может реально сделать, чего не сможет при любом раскладе. Уметь отвечать на иждивенческие провокации типа «Дай мне то, что тебе не жалко, ты же друг». (Кстати извечный вопрос о «ты» и «вы» тоже сразу должен быть решен, советую не спешить с выбором первого варианта)

4. Будущий наставник должен знать все виды иерархии в детском доме, внутренние воспитательские и административные течения, как впрочем и детские. Найти контакт с теми, кто будет ему не мешать, а помогать.

5. Будущий наставник должен подготовиться к возможному неадеквату со стороны ребенка-сироты, знать причины неожиданного гнева, ярости, обозления ( как способ решить быстро образовавшуюся проблему).

6. Будущий наставник обязан составить перспективный план взаимодействия с ребенком (ступени, этапы, уровни), чтобы идти от самых малых до больших результатов. К примеру, не ставить перед собой задачу письмами и посылками подтянуть его учебу, а организовать его интенсивное обучени на каникулах, в гостевом режиме. Важнее ставить перед ребенком некоторые цели и задачи, которые бы давали ему навыки и знания необходимые в жизни.

7. Будущему наставнику желательно вести дневник участия, чтобы через какое-то время оценить успешность или не успешность той или иной технологии (вида, способа) сотрудничества.

8. Будущий наставник обязан знать ответы на самые провокационные вопросы со стороны ребенка (к примеру, на вопрос о родителях) и иметь четкую непоколебимую позицию по этому ВАЖНОМУ вопросу.

9. Будущий наставник обязан уметь заранее проигрывать в голове разные «тонкие» ситуации, которые могут происходить в рамках взаимодействия с ребенком (к примеру: обнимать или не обнимать его, или целовать, в каком возрасте, без спроса или от личного желания и т.д.). Таких нюансов очень много.

10. Будущий наставник не должен давать обещаний, даже краткосрочных, не говорить о планах, которые возможно будут не реализованы (чтобы не пробуждать у ребенка излишних эмоций и надежд).

11. Будущий наставник просто обязан понимать свою роль в жизни ребенка и ее пределы (до конца учебы или уж до могилы).

12. Будущий наставник, будучи женатым или замужним человеком, просто обязан приезжать в детский дом с обручальным кольцом. Это важно для сотрудниц детского дома, да и ребенку можно объяснить, что Вы человек с некоторыми обязательствами и перед другими людьми. К взаимодействию с ребенком желательно подключать своего супруга.

13. Будущий наставник просто обязан обучатся и искать новые технологии в работе с ребенком сиротой, потому что с подрастанием сироты, начнут расти и его проблемы (жилье, работа, родители и т.д.).

14. Если наставник верующий человек, то если есть такая возможность из просто наставника стать крестным для ребенка-сироты, чтобы вместе нести обоюдный крест проблем и будущих успехов - было бы лучшим вариантом. Крестный это другой НАСТАВНИК, Божий.

15. Если будущий наставник не готов к тому, что придется жить в ином ритме и режиме, чувствует себя неуверенно, тогда лучше вообще не начинать то, что может навредить ему и его подопечному. А плюс может отразиться и на близких наставника.

16.И еще, наставник обязан делиться своим опытом с другими, тогда больше шансов будет и у сирот обрести надежного помощника и наставников-коллег не наломать безнадежных дров.

17. И помнить о своих близких и родных людях, не делая их сиротами без своего участия.

18. Наверное, самое главное. В крестный путь наставничества не забудьте пригласить с собой опытного священника, который будет маяком и для вас, и для того, кого повели за собой...

Пишите, если будут вопросы.