Вопросы и ответы


Искоренение телесных наказаний детейСовет Европы, систематически проводящий кампании по избавлениюЕвропы от смертной казни, сейчас также добивается осуществлениясвоей мечты о том, чтобы освободить европейский континент от телесных наказаний. Бить людей преступно, тем более детей.Дети так же, как и взрослые, имеют правo на уважение их человеческого достоинства, на физическую неприкосновенность и на равнуюсудебную защиту. Сорок семь государств-членов Совета Европы взялина себя безотлагательные обязательства по обеспечению соблюденияправ человека. Эти обязательства предполагают проведение законодательных реформ с учетом международных и региональных правозащитных инструментов, а также принятие мер воспитательного и иногопорядка с целью повсеместного запрещения и искоренения всех телесных наказаний детей, в том числе, и в семейном кругу.В 2006 году эта задача стала всемирной. В докладе, составленномна основании исследования Генерального секретаря ООН по вопросуо насилии в отношении детей и представленном на рассмотрениеГенеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, устанавливается плановый срок: 2009 год должен стать годом достижениявсеобщего и повсеместного запрещения применения телесных наказаний в отношении детей. Таким образом, Европа идет верным путем:к октябрю 2007 года более трети государств-членов Совета Европыввели у себя такой запрет, и, по меньшей мере, еще восемь стран взялина себя обязательство провести соответствующие реформы в полномобъеме.

Что следует понимать под телесными наказаниями детей?


Одним из определений телесного наказания может быть следующее:это любое предпринятое с целью наказания ребенка действие, которое– будучи совершенным в отношении взрослого человека – рассматривалось бы как противоправное нападение. Взрослые имеют широкий арсенал разного рода особых словечек, используемых для того,чтобы не чувствовать себя неудобно в тех случаях, когда речь идет обизбиении ребенка: нашлепать, всыпать, устроить баню (в русскомязыке), smacking, spanking (буквально «звонко, смачно нашлепать» – ванглийском), donner des fessées («надавать по попе» – во французском),picchiare («пикировать» – в итальянском), dar un azote («задать розги»– в испанском). Но от этого суровая действительность для ребенка остается неизменной – все сводится к насилию над ним.

Являясь органом по контролю за соблюдением Конвенции ООН о правах ребенка, Комитет ООН по правам ребенка подчеркивает, что соб-людение прав человека предполагает ликвидацию любых жестоких иунижающих человеческое достоинство наказаний, включая все, дажелегкие, телесные наказания. В Общем замечании к Конвенции, выпущенном Комитетом ООН по правам ребенка в 2006 году и содержащемофициальное толкование обязательств государств в свете предъявляемых им требований, дается следующее определение:телесное наказание – это любое наказание с применением физической силы и намерением причинить наказуемому физическуюболь любой степени интенсивности или же неудобство, даже еслионо незначительно. В большинстве случаев подобные наказаниядетей включают в себя побои (в виде «шлепков», «подзатыльников»,«порки»), осуществляемые рукой или же с помощью соответствующих орудий, как то: прут, трость, ремень, тапок, линейка и т.д. К телесным наказаниям также относятся пинки, встряски, толкание ребенка, нанесение ему царапин, щипки, сдавливание, укусы, таскание заволосы, оплеухи, вынуждение ребенка сохранять продолжительноевремя неудобную позу, прижигания, ошпаривание, принуждение кпринятию внутрь, например, слишком горячих, острых продуктовпитания или же промывание рта ребенка мылом.С точки зрения Комитета ООН по правам ребенка, телесные наказания неизменно унижают человеческое достоинство. Кроме того,существуют и другие формы наказания, которые – не будучи физическими и телесными – все же являются жестокими и унизительными, а поэтому они несовместимы с Конвенцией ООН о правахребенка. Они наносят удар по самооценке ребенка и направлены нато, чтобы унизить его, оскорбить, очернить, внушить чувство виновности, запугать, терроризировать или же высмеять.

Почему мы должны искоренить телесные наказания детей?


Существует немало весомых причин, по которым телесные наказания детей следует искоренить, поскольку они

  • являются нарушением прав ребенка на соблюдение его физическойнеприкосновенности, человеческого достоинства, а также его правана равную судебную защиту. Во многих случаях телесные наказаниямогут подорвать права ребенка на образование, развитие, охрануего здоровья и даже само право на жизнь;
  • могут принести серьезный вред физическому и психологическомусостоянию ребенка;
  • приучают ребенка к тому, что насилие – вполне приемлемый и подходящий метод решения спорных вопросов и получения от другихжелаемого;
  • неэффективны как мера дисциплинарного воздействия. Существуютпозитивные методы обучения, исправления поведения или же дисциплинарного воздействия на ребенка. Они в большей степени способствуют его развитию и построению отношений с внешним миром, основанных на доверии и взаимоуважении.

Ко всему вышесказанному следует добавить следующее соображение:трудно оградить детей от телесных наказаний в том случае, если ониостаются узаконенными. Подобное положение вещей подразумевает,что некоторые формы и степени насилия допускаются в отношенииребенка.

Работа Совета Европы основывается на соблюдении правовых норми принципов, предполагающих, что все люди в равной степенипользуются правами человека и основополагающими свободами.Ратифицировав Европейскую Конвенцию о защите прав человекаи Европейскую социальную хартию или обновленную Европейскуюсоциальную хартию, государства-члены Совета Европы взяли на себяюридические обязательства по соблюдению прав человека применительно ко всем людям – в том числе и к детям – в рамках своей госу-дарственной юрисдикции. Последние два десятилетия органы СоветаЕвропы с нарастающей силой выступают против телесных наказанийдетей.

В ряде рекомендаций, принятых начиная с 1985 года, КомитетМинистров Совета Европы осудил телесные наказания и предложилзапретить их. Это рекомендации по вопросу о насилии в семье (1985 г.),о социальных мерах в отношении насилия в семье (1990 г.), о медико-социальных аспектах насилия в отношении детей (1993 г.), а также ополитике в поддержку позитивных методов воспитания детей родителями (2006 г.).

В 2004 году Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала КомитетМинистров в срочном порядке развернуть во всех государствах-членах скоординированную и согласованную кампанию за полнейшееискоренение телесных наказаний детей. Отмечая успешные результаты, которых Совету Европы удалось достичь в деле отмены смертнойказни, Ассамблея призывает сегодня сделать все необходимое, чтобыЕвропа как можно скорее стала пространством, свободным от телесных наказаний детей.

Собравшись в 2005 году на третьем саммите Совета Европы, главыгосударств и правительств этой организации подтвердили свою приверженность принципам соблюдения прав ребенка. Программа СоветаЕвропы «Строительство Европы для детей и вместе с детьми» сталадостойным вкладом в реализацию поставленной перед Советом задачи обеспечения комплексного подхода к укреплению прав ребенка, атакже в осуществление решения третьего саммита о начале кампании,охватывающей социальные, законодательные, образовательные имедицинские аспекты последствий применения различных форм насилия в отношении детей.

В 2006 году Томас Хаммарберг, Комиссар Совета Европы по правамчеловека, опубликовал специальный доклад, посвященный вопросутелесных наказаний и озаглавленный «Право на сохранение физической неприкосновенности – это также право и ребенка». Обращаясьв 2007 году к Парламентской Ассамблее, он, в частности, заявил, что«первым шагом, который необходимо сделать, должно стать законодательное запрещение применения любых форм насилия в отношениидетей вне зависимости от того, используется ли оно в школе, в разногорода учреждениях или же в кругу семьи».

Оглавление:
Искоренение телесных наказаний детей
Телесные наказания в свете европейских норм в области прав человека
Как искоренить телесные наказания?
Позитивное воспитание
Запрет наказаний: вопросы, ответы и ложные истины