«« Начало

Позитивное воспитание

Что нужно ребенку?

Для того чтобы помочь ребенку максимально реализовать свои способности, родители должны:

  • воспитывать ребенка, удовлетворяя его потребность в любви и безопасности;
  • прививать ребенку моральные ценности, способствовать полноценному развитию его личности. Это предполагает установление определенных норм поведения, в чем основополагающую роль играет личный положительный пример, подаваемый родителями. При обозначении того, что не соответствует нормам хорошего поведения, и при установлении ограничений чрезвычайно важно довести до сознания ребенка, что это делается, прежде всего, для его же безопасности и для становления его собственных жизненных ценностей;
  • удовлетворять потребность ребенка в признании его как личности. Ребенок нуждается в повышенном внимании к себе: он хочет, чтобы его замечали, чтобы к нему прислушивались, иными словами, – чтобы его ценили как личность. Необходимо, чтобы родители проявляли интерес к повседневной жизни своих детей, выслушивали их и пытались понять их точку зрения;
  • воспитывать самостоятельность, то есть укреплять веру ребенка в свои знания и умения, повышать способность контролировать себя и воздействовать на поведение окружающих.

Для того чтобы помочь детям научиться позитивному поведению, родителям необходимо:
 

  • постоянно уделять им внимание, интересоваться их отношениями со сверстниками и учебой в школе, по мере того, как дети взрослеют;
  • помогать детям понять возможные последствия тех или иных принимаемых ими решений;
  • поощрять особым вниманием и похвалой любые положительные моменты в поведении детей и игнорировать мелкие нежелательные проступки;
  • быть примером для детей в поведении, проявлять уважение в общении с ними и показывать конструктивные способы разрешения конфликтов.

Что нужно родителям?

Все родители хотят быть хорошими мамами и папами для своих детей. А это не всегда бывает легко. Наряду с приятными и радостными моментами, выполнение родительских обязанностей может сопровождаться определенными нервными нагрузками. Поэтому родители также нуждаются в помощи специалистов, чтобы научиться преодолеватьстресс, разрешать конфликтные ситуации и контролировать свои негативные эмоции.

Многие папы и мамы буквально «разрываются» между работой, детьми и своими собственными родителями. Но в этой гонке нельзя упускать из внимания главное: время, посвященное ребенку, бесценно, оно пролетает быстро, его не вернешь и ничем не возместишь. Позитивное воспитание требует, чтобы родители находили большевремени, когда они могут побыть вместе с ребенком. Это особенно важно в первые годы после его рождения. Но не следует забывать, что и подростки нуждаются в том, чтобыродители уделяли им время и внимание.

Кроме того, и у родителей должно быть время на то, чтобы заняться собою, чтобы побыть вместе, с друзьями и знакомыми, заняться любимым делом. Иными словами, родители нуждаются в такой политике занятости и в существовании таких детских воспитательно-образовательных учреждений, которые могли бы позволить им сочетать семейную и профессиональную жизнь. Родители могут многому научиться, делясь опытом с другими папами и мамами, со своими друзьями и членами их семей. Они могут такжевоспользоваться услугами учреждений, профессионально специализирующихся на оказании помощи родителям. Такая помощь может быть либо непосредственной (например, обучение навыкам воспитания ребенка), либо косвенной (например, занятия, направленные на межличностные отношения между самими родителями). При этомобращение за помощью вовсе не является признаком слабости, – это свидетельство развитого чувства ответственности. Для того чтобы эффективно выполнять свои родительские обязанности, иметь гармоничные отношения, поддерживать и направлять ребенка в процессе его развития, родители нуждаются в помощи. На государство ложитсяобязанность по предоставлению соответствующего материального и информационного обеспечения в распоряжение родителей и учреждений, специализирующихся на работе с детьми.

Положительные результаты применения позитивного воспитания

Дети начинают легче уживаться и ладить с окружающими. У них возникает меньше трудностей с поведением, нормализуется эмоциональное состояние. Детям становится легче говорить о том, что их беспокоит или пугает. Если к ребенку относиться с уважением, то он, как правило, в свою очередь будет уважать окружающих и, в частности, своих буду-щих детей. Позитивное воспитание способствует тому, что сами дети в будущем станут хорошими, «позитивными» родителями.

У родителей улучшаются отношения с детьми. Они начинают больше верить в свои силы, приобретают положительный настрой, становятся последовательнее и спокойнее со своими детьми. Снижается уровень напряженности, подавленности и вспыльчивости, что сокращает риск жестокого обращения с детьми. Родители учатся находить равновесиемежду своими семейными и профессиональными обязанностями. Даже сокращается количество конфликтов между самими родителями.

Родителям, внушающим уважение своим детям, легче воздействовать на них в нужном направлении, поощряя желательное поведение и сокращая проявления нежелательного. Для этого необходимо, чтобы родители в свою очередь признавали, что и они совершают ошибки, беря на себя ответственность за них и за сложившиеся с ребенком отношения (вместо того чтобы пытаться переложить ответственность на него).

Новыми базовыми документами Совета Европы в этой области стали следующие: Рекомендация 2006 года о политике по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями, а также работы «Позитивный подход к воспитанию детей в современной Европе» и «Различные точки зрения на позитивное и ненасильственное воспитание». В них детально рассматриваются новые методы воспитания детей и отражается общая тенденция, сложившаяся в данной области. Даже если вышеуказанные идеи и не нашли пока своего места во всех политических программах стран Европы, с некоторых пор их влияние уже проявляется в профессиональных кругах. Они постоянно завоевывают все новое пространство как в правовой области, так и на практике (в различной степени, в зависимости от конкретной страны).

Оглавление:
Искоренение телесных наказаний детей
Телесные наказания в свете европейских норм в области прав человека
Как искоренить телесные наказания?
Позитивное воспитание
Запрет наказаний: вопросы, ответы и ложные истины