У ребенка в большой семье всегда есть риск превратиться в маленького взрослого. Сказывается нехватка рук: если раньше родителям помогали бабушки и дедушки, то сегодня многодетная мама наедине с малышами – не редкость.
Ребенок или помощник?
Когда маме не с кем делить тяготы, а папа на работе, на роль помощника «лучше всего» подходит ребенок. Обычно дети с большой радостью помогают мамам, это дает им самоуважение. Но одновременно – приводит к эмоциональным изменениям. Во-первых, дети становятся слишком серьезными.
Обычно этому риску подвергаются старшие девочки. Мальчикам приходится легче: мама не просит из помогать по дому, их не оставляют нянчиться с малышами. А вот старших девочек на Руси традиционно называли няньками – в XXI веке ситуация не изменилась.
Серьезные не по возрасту
Если старший ребенок станет не по возрасту серьезным, это будет мешать ему играть со своими братьями и сестрами. Для старшего ребенка, наделенного родительскими полномочиями, существует даже специальный термин – «парентификация» старшего ребенка (от англ. Parents – родители). Парентификация – это попытка сделать из ребенка третьего родителя.
Псеводородительские обязанности и полномочия не дают «маленькому родителю» на равных общаться с братьями и сестрами.
Кроме того, с течением времени, по мере того как младшие дети становятся старше, они все меньше понимают и принимают диктат со стороны старших детей в семье.
Помимо этого, ранняя взрослость может мешать старшему дружить с ровесниками, потому что в среде сверстников общение строится на равном партнерстве, а старший ребенок привык командовать несмышленышами – младшими братьями и сестрами.
Используя старшего ребенка как помощника, не перегните палку! Трудовое воспитание полезно, лишь когда родитель на практике и собственном детском опыте представляет себе, о чем идет речь, знает чувство меры. Если вас воспитывали таким образом, что ваша детская помощь была востребована, вы знаете, каково это – быть ответственным за «взрослые дела», когда ты еще ребенок.
Если родители сами не были активными помощниками в многодетной семье, то часто их общение со старшими детьми превращается в своеобразный открытый эксперимент.
Второго детства у ваших детей не будет!
Ребенок взрослым побыть всегда успеет. А вот второго детства у него точно не будет…
Детство – синоним беззаботности, игр, смеха, гулянья допоздна во дворе. И это правильно! Это ведь тоже очень важные детские «дела», имеющие непосредственное влияние на формирование гармоничной личности ребенка.
Над интеллектуальными и хозяйственными нагрузками первенцев стоит серьезно задуматься, особенно тем, у кого есть старшие девочки.
Даже если вам кажется, что все в порядке, стоит привлечь внешних экспертов – спросить совета у друзей, педагогов, людей, которые хорошо знают вашу семью, но личного интереса не имеют. Бабушки и дедушки в качестве экспертов не очень подходят, так как они довольно пристрастны.
Часто полезно бывает попробовать на время поменять старшего ребенка местами с более младшим – пусть обменяются ролями и обязанностями.
Если старшие дети сами слишком стремятся быть «няньками» и «мамиными помощниками», то им можно прямо и честно говорить, чтобы не торопились: «Еще успеешь побыть взрослым!» Ведь когда ваш сын или дочь никогда не шалят, не веселятся, забыв обо всем на свете, когда они слишком «правильные» – это тревожный признак.
Когда старших детей несколько
Если в семье двое или трое детей, которые могут делать работу по дому, то лучший способ распределить обязанности – дежурство. Например, после обеда посуду моет один, после ужина – другой. Кроме того, за собой ребенок должен всегда ухаживать сам: поиграл – убрал игрушки, пришел с ужина – помыл ботинки.
Дальше следующая ступенька – ребенок помогает маме, убрал свои ботинки – и заодно мамины. Надо быть осторожным, когда, к примеру, даешь одному из детей задание убирать ботинки за братьями и сестрами – в ответ на такое можно услышать вполне логичное: «А почему я?» Если ребенок берет на себя обязанность делать что-то за всех, то, мне кажется, его надо как-то отдельно премировать Поощрения стоит выбирать в зависимости от того, что любит ребенок.
Старший внук
Порой случается так, что старших детей особо выделяют бабушки, они могут говорить: «Вот он – мой внук, мой помощник, а зачем вы остальных родили, непонятно, занимались бы с этим – и он был бы нормальным, а не брошенным!» Иногда бывает и так, что одна бабушка выделяет одних детей, другая – других, по принципу схожести: «моя старшая внучка – вылитая я в детстве».
О таких бабушках метко подмечено в одной немецкой книжке: первого ребенка берут себе родители папы, второго – родители мамы, и только третий малыш остается самим родителям.
Подрастая, дети, конечно, чувствуют, что, например, баба Таня больше любит Ванечку, а баба Нина – Антошу. И еще хорошо, когда есть две бабушки – их любви «хватает на всех». Плохо, когда бабушка выделяет одного ребенка, а с этим вы ничего сделать не можете, потому что насильно мил не будешь.
Но препятствовать бабушкиной любви не стоит, разве что мягко ее направлять и на других детей. «Бабушкину любимчику» эта любовь может помочь спустя годы, не судите своих старых родителей строго.