Брался ли кто-нибудь подсчитать, сколько тарелок в жизни помыла мать семейства? Сколько литров супа сварила? Наверное, немало хозяек согласится, что обустройство быта — одна из самых рутинных, неблагодарных и тяжелых работ. А какой должна быть хорошая хозяйка? «Кухонно-педагогический компьютер», на экране которого ежесекундно мелькает список сделанного и несделанного, купленного и некупленного, вымытого и невымытого, к тому же полжизни простаивающий у плиты? Что же делать, если женщине все это смертельно надоедает?
«Женщина универсальная»
Как перечисляет не без иронии британский психолог Марк Баркер, современная жена и мать должна ставить потребности семьи выше личных, содержать дом чистым, вкусно готовить, следить за детьми, быть экономичной в покупках, а также заботиться о муже, быть предметом его гордости среди друзей и коллег, помнить, где он оставил свою газету, ухаживать за ним, когда он болен; и выполнять все эти обязанности, даже если она работает… Как ни кажется этот список невыполнимым, но описанная хозяйка дома действительно считается идеалом у большинства мужчин и… женщин. В классической литературе мы нередко встречаем подобные образы: от милой, но глуповатой Душечки Чехова до тонкой, высокодуховно организованной Кити Толстого. Однако все XX столетие привычный образ женщины претерпевал изменения. И сегодня вопрос, не какой должна быть хозяйка, а вообще обязана ли женщина быть хозяйкой, всерьез обсуждается обеими полами. «Я не умею готовить. Мне это скучно, — заявляет на одном из интернет-форумов молодая женщина, а общее обсуждение на эту тему приближается к полутысяче сообщений. — И я не вижу в этом ничего плохого, и я не обязана уметь готовить. А если мужу вдруг захочется “нормальной домашней еды”, то кухонная плита в его распоряжении. В конце концов, я ж не считаю, что мужчина обязательно гвозди должен уметь забивать, мне все равно. И плевать на все стереотипы».
Да и сами стереотипы претерпели в течение прошлого столетия существенные изменения. После революции социальное равенство женщин было закреплено в первой Конституции новой страны. Главными ориентирами женщины отныне становились профессиональный труд, экономическая независимость, самозащита и самопомощь. Поколение наших мам и бабушек еще помнит о временах, когда женщина должна была выходить на работу, как только ее ребенок достигал семимесячного возраста. Работали ясли, молочные кухни, а роль женщины — активного члена общества (в противовес «буржуазной домохозяйке-тунеядке») формировалась законодательством, СМИ, книгами и кино. Сюжеты большинства советских фильмов — сложные производственные и межличностные отношения, в которых неожиданными запятыми возникают дети, подходящие для прощального поцелуя перед сном, а потом куда-то снова исчезают. Образ женщины — либо «мать-труженица», крупная, с большой грудью, густым голосом, похожая на Людмилу Зыкину, либо отличница труда со строгой прической, выполняющая наказ партии, как Валентина Терешкова.
В последние 20 лет, после перестройки, интересы женщины снова стали сдвигаться в сторону дома и семьи. И сегодня влияние времени, западной идеологии и реалий жизни (когда женщины могут зарабатывать больше мужчин) привело к распространению типа «женщина универсальная» — которая и работает, строя карьеру, и дом для нее должен быть не на последнем месте. Конечно, некоторым из них сегодня в поддержании домашнего уюта помогают дизайнеры, домработницы, няни и бытовая техника. Но, во-первых, далеко не все себе могут позволить таких помощников, а во-вторых, вопрос, как сохранить мир в себе и в своей семейной жизни, когда на тебе и дом и работа, встает, наверное, и перед ними. Ведь, несмотря на то, что большинство женщин не перестают предпринимать попытки «воспитать» мужа, чтобы распределить домашнее хозяйство по-честному, чаще всего им приходится брать ношу домашних трудов на себя. Где же выход? В качестве утешения можно обратиться к опыту зрелых семей, где в процессе движения супругов навстречу, «прислушивания» друг к другу, уважения интересов друг друга вырисовывается некая «золотая середина» отношений, в частности и в плане ведения домашнего хозяйства. То же равноправие, но уже на совершенно другом по глубине уровне.
«Для меня примером идеальной хозяйки была моя бабушка Мария Тихоновна, — рассказывает Денис Маханько, директор Санкт-Петербургского представительства журнала “Фома”. — В годы блокады она работала в Ленинграде прокурором, после войны преподавала в школе. Она многого достигла и всегда пользовалась уважением окружающих. Однако, как я сейчас понимаю, больше всего в жизни она стремилась угодить своему мужу. Дед никогда не думал об уборке, готовке, покупках: все это обеспечивала бабушка. Она считала, что мужчина должен заниматься службой (дед был морским офицером), а ее задача — обеспечить тыл. За день бабуля успевала убрать квартиру, сходить в магазин, каждый вечер накрывала великолепный ужин. А по праздникам дед сам вставал у плиты и готовил шарлотку… Неважно, кто сидит с детьми — мама или папа. Важно, чтобы целью семейной жизни было служение своей “ половинке ” . Поддержать мужа — первая задача жены, причем нужно дать ему ту поддержку, которая именно сейчас необходима: стакан молока, умный совет или деликатное молчание. Наверное, такое полное взаимопонимание приходит только с годами».
Перевоспитание хороших хозяек
Моя мама воспитывала троих детей и работала, как все советские женщины, но тоже была настоящей хозяйкой в своем доме. Она не достигла карьерных вершин, в отличие от папы, но дома пользовалась непререкаемым авторитетом. Она вкусно готовила, устраивала осенью настоящую заготовочную страду, вязала, шила, водила машину и сочиняла к празднику стихи. Умела побелить потолок, заколотить гвоздь, припаять отвалившийся проводок, поскольку папа много работал и ждать его у нее не хватало терпения. Помню ее поговорку, в чем-то характерную для тогдашнего времени: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Правда, в детстве мое восхищение маминой хозяйственностью было гораздо меньше, потому что, когда мы с сестрой подросли, чистоту в доме она наводила в основном с помощью нас, и ее слово было для нас законом.
Как и большинство женщин, очень многое в своем отношении к хозяйству я переняла от мамы. Помню, как в начале своей семейной жизни мы снимали квартиры, переезжая с места на место, и я не могла успокоиться, пока все поверхности не были протерты влажной тряпкой. Учитывая, что у нас был грудной младенец и учеба в университете, выделить на это время было довольно сложно. Как-то пришла свекровь, и я собралась разобрать вещи и помыть пол, пока она сидит с малышкой, но муж неожиданно возразил: «Давай погуляем, пока мама тут, плюнь ты на это. Потом разберем». Для меня это было шоком: гулять-развлекаться, когда пол не помыт?! Все же он уговорил меня… Счастье, что хватило ума не настоять на своем и не устроить «праведный» скандал. Тогда в моей голове сформировался важный постулат: моя хозяйственность не должна быть обузой для близких. Ее смысл — приносить радость, а не быть причиной ссор. Ведь вдумаемся: сколько времени мы тратим на уборки наших зачастую таких маленьких квартир? Есть ли смысл придавать этому такое огромное значение? Домашняя работа — сизифов труд. А про семьи с несколькими детьми старец Паисий Святогорец говорил, что если в доме идеальная чистота, то в другом что-то не в порядке. Наверное, главный признак хорошей хозяйки — не умение печь пироги и вышивать крестиком, а спокойствие семьи, любовь к тому, чем женщина занимается дома, и, главное, к тем, для кого она этим занимается.
Вспоминается рассказ-триллер Дафны дю Морье «Яблоня», который надолго отбивает охоту зацикливаться на домашнем хозяйстве. «Она показывала всем своим видом, будто жизнь к ней особенно жестока и несправедлива, будто ей, в отличие от прочих людей, от рождения суждено нести непосильную ношу, но она ее покорно тащит… “Мидж, у тебя совершенно измученный вид, посиди, отдохни, ради Бога!” Но на это она отвечала неизменным вздохом, неизменным пожиманием плеч: “За меня ведь никто не сделает” — и, с усилием распрямив спину, принималась за нескончаемый ряд утомительных и никому не нужных дел, которые выдумывала себе сама, — и так без конца, изо дня в день, из года в год…»
Содержать дом в порядке, не делая это смыслом жизни, — вот основная задача хозяйки. Не важно, работает она при этом или нет. Многое зависит от хорошего настроения, которое у работающей женщины нередко бывает выше, чем у домохозяйки. Нередко женщины убеждаются на своем опыте, что можно ничего не успевать, сидя дома, и успевать все, работая на двух работах.
Попробую дать несколько практических советов. Во-первых, разделите мелкие обязанности между всеми членами семьи: по отдельности они нестрашны, а вместе — висят над головой дамокловым мечом. Пусть один поливает цветы, другой выкидывает мусор, третий закладывает белье в стиральную машину и т. п. Во-вторых, уберите ковры, отвезите на дачу лишнюю посуду, раздарите половину игрушек и сувениров. Ваш дом вздохнет, освободившись от ненужных вещей. В-третьих, не гладьте все белье, это очень трудоемкая процедура; аккуратно сложенное в чуть влажном состоянии в стопку, оно через день неотличимо от выглаженного. В-четвертых, не стремитесь делать всегда большие уборки, занимающие выходные с раннего утра до позднего вечера. Не лучше ли разделить эту зловещую генеральную уборку по дням недели? Например, так: Понедельник — протираю пыль, пылесошу коврики. Вторник — водные процедуры: мою полы. Среда — чищу сантехнику. Четверг — чищу, чиню одежду. Пятница — прибираю вещи, поливаю цветы. А субботу или хотя бы воскресенье — дарю семье и детям!
Новое звучание пустоты
Но что же делать, если женщине смертельно надоедает заниматься бытовыми рутинными делами? Думается, практические советы типа «купить посудомоечную машину в кредит» тут абсолютно не сработают. Вскоре надоест и загружать машину посудой — проверено. Да мало ли в жизни вещей, которые приедаются со временем? Например, мне ужасно надоела дорога, по которой я хожу на работу! Представляю, как надоедает мужчинам бриться. А ходить 11 лет в одну и ту же школу к девяти утра? Если мы не научимся использовать со смыслом эти повторения, придавать им какое-то новое звучание, рано или поздно, в домашней рутине или в профессиональной деятельности, нас настигнет усталость, выгорание, апатия.
Кандидат философских наук, автор и ведущая передач на радио «Град Петров» Марина Михайлова рекомендует использовать такие жизненные «пустоты»… для молчания: «Помню, как я начинала трудиться над своей книгой “Эстетика молчания” 13 лет назад. У меня большая семья, дети были маленькими, приходилось много с ними разговаривать, беспрерывно отвечать на вопросы. В это время я особенно остро ощущала, как сладостны минуты тишины. Когда я могу просто побыть одна, посмотреть по сторонам, на деревья, на чайную чашку на столе. Вот эти моменты были наполнены простой радостью. А главное, я осознала, что эту простую роскошь может позволить себе каждый, и она необходима, чтобы потом вернуться в мир, с новыми силами любить ближних, принимать их, слышать… Одна из матерей-пустынниц, святая Синклитикия, говорила, что можно находиться на рынке, но иметь молчание, и можно, находясь в монастыре, быть исполненным внутри суеты толпы. Как добиться внутренней тишины? У каждого из нас есть моменты, когда наше сознание свободно от дел: например, мы моем посуду или идем от автобусной остановки до дома, — в это время мы можем ни о чем не говорить внутри себя. И этому, пусть и нелегко, но возможно научиться».
Если философия молчания во время мытья посуды для нас еще слишком сложная вещь, то можно придумать и попроще. Сколько себя помню, я в транспорте готовилась к экзаменам (будучи студенткой), к урокам (будучи преподавателем), вычитывала статьи (будучи редактором) и т. д. А наиболее благоприятное время для продумывания материалов я всегда обретала на кухне. Во время готовки или того же мытья посуды, когда домашние благоговейно не беспокоят (замечено, что дети не висят на маме, когда она занята понятным и осязаемым делом — а не абстрактным «сидением за компьютером»), на меня обычно накатывало особенное вдохновение. И это время становилось ценнейшим временем тишины.
Уверена, что наша жизнь была бы неполноценной, если бы мы сосредоточились только на домашнем хозяйстве или сфокусировались на одной лишь работе, даже такой интересной, как, например, моя. Парадоксально, но нас может обогащать не только творческая работа или культурные ценности, но и все происходящее в нашей жизни; не только любимая семья, но и нелюбимый быт. Да-да, этот ненавистный, надоевший быт — с помощью которого я могу порадовать своих близких, преодолеть свою лень, выразить какие-то грани своей натуры, быт, занимаясь которым, я могу отдохнуть от ежедневной рутинной… работы.