Четырехлетний Миша с бабушкой возвращается от стоматолога.
- Бабушка, я сегодня хорошо себя вел у врача?
- Да. Хорошо.
- Я не плакал и рот держал открытым, как он сказал.
- Да, ты умница!
- И в очереди, когда мы сидели у кабинета, не капризничал. А когда мне было больно, я не плакал.
- Да, Миша, ты вел себя очень хорошо. Ты меня порадовал.
- Бабушка, а как ты думаешь, мне стоит купить мороженое за хорошее поведение?

Маленький Игорек только что плотно пообедал и теперь с увлечением, играл в кубики.
Раздался звонок, и в квартиру вошла мамина подруга. Игорек выглянул в коридор и заметил, что идет оживленный разговор. Мама держит в одной руке торт, в другой - глянцевые журналы. Когда подруга разделась и поздоровалась с Игорьком, мама повела ее на кухню.
Игорьку, почему-то расхотелось играть в кубики. Он зашел на кухню. Его пригласили пить чай в компании. Он изобразил испуг и убежал. Мама за сыном не пошла в комнату. Она была увлечена беседой. Когда Игорек снова зашел на кухню, его лицо было мокрым от слез, к груди он прижимал сжатый кулачок. Мама всполошилась, забросала вопросами. «Болит пальчик. Прищемил», сквозь слезы протянул малыш. Мама посадила Игорька на колени, стала дуть на покрасневший пальчик. Разговор с подругой расклеился и сосредоточился на малыше. Журналы были отложены. Ну, как тут поболтаешь по душам, когда на коленях ребенок?
Игорек снова оказался в центре внимания.

Что объединяет эти два случая? Правильно, манипуляция.
С общей точки зрения это плохо. Плохо, когда дети крутят родителями, чтобы достигнуть намеченной цели. Мамы и папы знакомы с таким поведением и могут привести десятки примеров.
А теперь немного поразмышляем.
Мы все хотим, чтобы наши дети были успешными в жизни, не так ли? Успешными, значит, умели добиваться поставленной цели, то есть преодолевать препятствия и сопротивление. Иначе говоря, делать свое дело даже тогда, когда обстоятельства не в их пользу.
И не всегда оппонента можно убедить. Если отбросить силовые методы, то не обойтись без манипулирования. Извините, у взрослых это называется иначе: «Техника влияния и управления».
Существует десятки курсов, семинаров и тренингов для успешных людей, где обучают техникам профессионального влияния и управления другими людьми.
Эти занятия имеют разную тематику, начиная с основ НЛП, что значит нейро - лингвистическое программирование, включают и тренинги успешных продаж, «Как побеждать в споре», «Как стать преуспевающим бизнесменом, «Как заставить свою жизнь работать» и так далее.
И получается дилемма. Нам не нравится, когда дети нами манипулируют. Но мы сами активно используем манипуляцию в жизни, да еще и обучаемся тому, чтобы делать это профессионально.
Давайте разберемся и начнем с того, что дадим определение этому понятию. Слово «манипуляция» имеет четыре смысла.

1. Личностное воздействие


Когда мы хотим прекратить плач ребенка, мы берем его на руки. Улыбкой, словами, прикосновением воздействуем на него, и малыш успокаивается.
Так оказывают влияние все. В этом смысле все манипулируют.

2. Скрытое психологическое воздействие в целях убедить другого, сделать так, как хочется нам


- Оленька, ты сможешь с полки достать мне газету?
Дочка отрывается от игры, встает и идет к полке, чтобы маме принести газету.
Заметьте, в данном случае мама не просила дочку принести газету, она лишь спросила, сможет ли та достать ей газету. Вопрос был так сформулирован, что включал в себя действие.
Воздействие на другого, не идет в разрез с его интересами.

3. Манипуляция – это принуждение человека к принятию невыгодного для него решения


Разговор двух девочек в саду.
- Маша, ты хочешь стать моей лучшей подругой?
- Да, Олеся.
- Тогда скажи другим девочкам, что это я нарисовала такие красивые цветы на доске.
Большинство людей, как правило, дает определение манипуляции, как описано в этом случае.

4. Манипуляция - это привычка скрывать свои истинные чувства. Постоянно играть роли, казаться лучше, врать и обманывать


Часто в коллективе, даже в детсадовской группе можно встретить личность, которая получает огромное удовлетворение, когда ссорит всех между собой. Она, то с одним «дружит» против другого, то с другим против первого, обманывает, наговаривает, ябедничает.

Теперь можно согласиться с утверждением, что манипуляцию в том или ином виде, используют все. Кстати, манипуляция не исключает искренность.
Внучка не хочет идти в садик и упрашивает бабушку взять ее в гости. Ручки сложены в молитвенном жесте, умоляющий взгляд: « Бабушка, ты такая хорошая. Я так тебя люблю! Возьми меня в гости, ну – пожалуйста, я очень тебя прошу. Очень, очень, прошу. Я буду себя хорошо вести!» И взгляд такой искренний, такой умоляющий и многообещающий. Внучка в данную минуту искренна. Бабушка у нее хорошая? Хорошая. Внучка ее любит? Любит. И то, что говорит девочка, то она и чувствует. Обмана нет, но манипуляция на лицо.
Мы выяснили что такое манипуляция, а что же с ней делать?

Во-первых, нужно научиться ее вычленять из текста, научится слышать, для того, чтобы нами не манипулировали. Почувствовав, что на вас воздействуют, и это идет в разрез с нашими интересами, оборвать тонко выстроенную речь.

Во-вторых, нужно слышать, что стоит за манипуляцией. Что на самом деле хочет другой человек.
- Мама, почитай мне. Я никак не засну.
- Мама, накрой меня, мне холодно. Наверное, я заболею скоро.
- Мама, полежи со мной, мне страшно.
Возможно, в этом случае, малышу не хватает внимания матери и он, всеми доступными ему средствами, старается внимание получить.

В-третьих, научиться самим успешно манипу.., простите «Влиять и управлять другими людьми». Дорогие мамы и папы, вы, наверное, не будите спорить, что без успешного влияния на детей, их воспитать невозможно?
Уже поздно и нужно собирать игрушки. Если вы подойдете к малышу и попросите его сложить игрушки в коробку, то он найдет минимум три причины, почему сделать это сейчас не может: еще не наигрался, не знает, где коробка, не умеет укладывать игрушки.
Вы действуете в его интересах и знаете, если нарушить режим дня, дать ребенку волю, то он вскоре устанет и начнет капризничать.
Поэтому, вы поступите иначе.
Войдя в комнату, увидев, увлеченно играющего ребенка, восхититесь выстроенной им крепостью, расспросите, куда маршируют солдатики и поинтересуетесь, хватит ли ему двадцати минут, чтобы доиграть? Получив удовлетворительный ответ, удалитесь. Когда пройдет время, вы снова заходите в комнату. Малыш, забыв все на свете, продолжает играть.
-Сережа, ты хочешь, чтобы я тебе почитала на ночь?
-Да.
-Давай тогда вместе соберем игрушки! Потом я налью тебе молока, дам любимого печенья и почитаю книжку на ночь. Ты согласен?
Здесь на лицо несколько видов манипуляций. Восхищение, интерес, временные рамки, предложение помощи, риторическое предложение и в конце - «сладкая конфетка» в виде молока и книжки.

Слово «манипуляция» в нашем обиходе имеет негативную окраску и режет слух. Поэтому будет целесообразнее называть данное понятие иначе, используя формулировку, которая введена в педагогике и психологии – «коммуникативные воздействия». А в быту, о человеке, который умело, применяет «коммуникативные воздействия» говорят: «использует житейские уловки».
Закономерный вопрос. «Если мы активно в своей жизни используем коммуникативные воздействия, без них не обойтись, то стоит ли им обучать детей и если «да», то как?»

Два брата сидят у телевизора и спорят, один хочет смотреть мультик, другой фильм. Идут к маме за помощью. «Учитесь договариваться. Но если шум будет продолжаться дальше, я выключу телевизор», - говорит мама. «А как договариваться?» - спрашивает старший сын. «Нужно, чтобы другой захотел это сделать». «А как?» - снова интересуется ребенок.
- А что хочет твой брат, кроме просмотра этого мультика?
- Он хочет, послушать мой плейер, порисовать моими фломастерами и иметь мои сотки.
- Подумай, что ты ему можешь предложить в обмен за возможность посмотреть фильм. Может быть, это будет даже не вещь, а услуга. Он тебе сегодня уступает телевизор, ты уступаешь завтра.
Подумай, что и как ты скажешь брату. Важно одно, чтобы ничьи интересы не были ущемлены.

Мама учит сына коммуникативным воздействиям в общих интересах.
Наверное, это и есть ответ на поставленный ранее вопрос. В каких целях использовать коммуникативное воздействие? Если в личных, то вырастет из ребенка эгоист, если в общих, как раньше говорилось «на всеобщее благо», то будет ваш сын или дочь миротворцем, умеющим разрешать конфликтные ситуации, не ущемляя интересы ни одной из сторон. И будет ему тогда почет и слава.