Некоторые деятели культуры, педагоги, библиотечные работники уже высказались на страницах газеты "Труд" о причинах и следствиях падения интереса и вкуса к чтению у большой части населения. Теперь слово представителям учащейся молодежи, которую сейчас все ругают за чрезмерное пристрастие к Интернету и стойкую нелюбовь к книге. На наши вопросы ответили 11-классники столичной школы № 1934.

Какие книги вы прочли за последний месяц?

Только 1 из 52 юношей и девушек, заполнивших анонимные анкеты, чистосердечно признался: "Ни одной". Остальных можно разделить на две группы. Большинство (29 человек) охотно принялось перечислять произведения из обязательной школьной программы. Причем чаще других упоминались "Обломов" Гончарова (11), "На дне" Горького (9), "Гроза" Островского (7), "Двенадцать" Блока (4), "Мастер и Маргарита" Булгакова (4). Другая часть 11-классников (22 человека) дала понять, что параллельно с изучением русской классики на уроках в свободное время читают модную нынче, расхожую литературу. К коей относятся книги Пауло Коэльо (10), Дэна Брауна (9) и Харуки Мураками (7). Удивительно, но факт: наши выпускники зачитываются даже "Гарри Поттером" (8), чему несказанно удивилась супруга британского премьера Шери Блэр, недавно посетившая Москву. "У нас, - сказала Шери, - эти книги читают дети 10 - 12 лет, у тех, кто постарше, уже другие приоритеты".

В компанию современных авторов затесались "ностальгические" Эрих Мария Ремарк (3) и Джон Брейн (2). По одному голосу старшеклассников получили Шекспир и ...философ Шопенгауэр.

Что из прочитанного произвело на вас наибольшее впечатление?

Этот вопрос не поставил 11-классников в тупик. Прилежные ученики вновь обратились к урокам литературы. Одного потрясли "Мертвые души" и стихи Есенина, другой восхищался "Тихим Доном", третий - "Старухой Изергиль", четвертый - "Темными аллеями" Ивана Бунина. Несколько девушек признались, что плакали, читая "Бесприданницу". Некоего юношу впечатлила "Психология повседневной жизни", а его одноклассник заявил: "Честно говоря, нет такой книги, из которой я для себя что-то беру". Как и ожидалось, яркий след в памяти большинства школьников оставили книги все того же Коэльо ("Алхимик", "Одиннадцать минут", "Дьявол и синьорита Прим"), Мураками ("Дэнс-дэнс-дэнс"), Джоан Роулинг ("Гарри Поттер и Принц-полукровка").

Что читают ваши родители?

Более половины ребят ответили: "Отец - газеты, мама - журналы". Многие родители предпочитают детективы, любимый автор многих мам 11-классников - Дарья Донцова. Упоминался в качестве настольного чтения и такой "литературный жанр", как сканворд. Некоторые отцы и матери семейств вполне разделяют вкусы отпрысков и тоже зачитываются Мураками, Коэльо и Дэном Брауном. За чтением классики не был замечен ни один родитель.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Комментарий академика РАО, директора Центра социологии образования, доктора психологических наук Владимира СОБКИНА:

- Уже 30 лет изучаю проблему детского чтения, в свое время даже защитил по ней кандидатскую диссертацию. С сожалением вынужден констатировать: в наше время интерес школьников к книге угасает. Если в конце 70-х годов девочки читали в среднем 4,3 книги в месяц, а мальчики - 3,7 книги, то в 2005-м (данные последнего социологического опроса) девочки читают 1,1 книги в месяц, а мальчики - 0,7 книги. Это катастрофическая статистика.

Ответы учащихся московской школы № 1934 на вопросы "Труда" показывают, что больше половины из них читают (да и то, скорее всего, "вскользь") литературу лишь из обязательной программы. Это, кстати, зафиксировано и в моих исследованиях. С внеклассным чтением более сложная картина: при выборе книг у мальчиков и девочек совершенно разные приоритеты. Поскольку подростки обычно идентифицируют себя с главным героем, для них важно, какого пола этот герой. Мальчик вряд ли способен увлечься сюжетом, в центре которого - девушка с ее романтическими переживаниями. Ему подавай приключенческую, военную литературу или фантастику. Девочку же обостренно интересует психология отношений, любовные перипетии.

Опрос "Труда" показал, что дети и родители читают разное, порой их читательские интересы вообще не пересекаются. А жаль, поскольку чуть ли не самое главное в развитии детского интереса к литературе - возможность обсуждения прочитанного со взрослым человеком. Но сегодняшние родители, увы, нечасто способны быть для своих подрастающих чад авторитетными собеседниками: большинство взрослых, как показывают социологические опросы, читают еще меньше, чем дети.