Щелкунчик

Музыка - универсальный язык человечества
Г.Лонгфелло



Музыка – это такой вид искусства, который дает неограниченный простор для фантазии ребенка, превращая его из пассивного слушателя в равноправного соучастника, сотворца и сочинителя. И понятно, что чем раньше ребенок приобщится к классической музыке, тем больше у него шансов понять, принять и полюбить её по-настоящему.

Пока дети маленькие, они слушают музыку «фоном», получается ненавязчивое и органичное «вхождение» в музыкальную культуру. Дети постарше уже имеют «право выбора» и чаще просят послушать детские песенки и сказки, чем классическую музыку. Как продолжить формирование музыкального вкуса? Один из действенных вариантов – это классическая музыка в мультипликации.

Мультфильм – любимый жанр всех детей, понятный и завораживающий. Классическая музыка звучит во многих мультфильмах, и порою, мы даже не догадываемся, что это классика. Чаще всего музыка служит вспомогательным фоном к основному сюжету. Но есть мультфильмы, в которых классическая музыка является главным действующим лицом, именно из её звучания и складывается сюжет.

Щелкунчик


«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…
Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...»
В.А.Сухомлинский



Ни один Новый год не обходится без сказки и без показа старого отечественного мультфильма «Щелкунчик» по мотивам сказки Эрнста Гофмана и балета Петра Чайковского. Помните, как начинается этот мультфильм? Девушка, убирая зал после новогоднего праздника, находит игрушку в форме Щелкунчика для орехов. Щелкунчик оживает и рассказывает ей грустную историю о своём проклятии и коварной королеве мышиного царства…. Никаких слов, весь сюжет передан через музыку. Мультфильм вышел в 1973 году и был одним первых и удачных экспериментов реализации музыки в анимации.

В 2004 году вышла новая музыкальная версия «Щелкунчика». И если первый мультфильм состоит из трех частей по 10 минут, то новая картина длится больше часа и представляет собой полнометражный музыкальный мультфильм со словами. Обе версии рождественской сказки по-своему великолепны, и какую из них смотреть – дело вкуса. Но лучше обе.

Музыкальные сказки Инессы Ковалевской


Однажды у трех российских режиссеров-мультипликаторов спросили «Мультипликация для вас – это сказка или реальность?» и получили три разных мнения, каждое из которых имеет право на жизнь.

Михаил Алдашин («Рождество», «Про Ивана-дурака», «Букашки» и т.д.): Сказочная реальность.

Александр Татарский («Приключения капитана Врунгеля» «Пластилиновая ворона» «Крылья, ноги и хвосты» и т.д.): Абсолютная реальность, больше того, это параллельный мир. А мне дана возможность туда заглядывать и показывать что-то из него вам.

Инесса Ковалевская («Бременские музыканты», «Как львенок и черепаха пели песню», «Детский альбом» и др.): Это сказка, которая необходима в реальности. Для взрослого мультипликация – просто одна из забав, которых у него много. А для детей – необходимость.

Ребенку действительно нужно погружаться в сказку, лучше в музыкальную. Так в сочетании сказки, драмы, художественной реализации и музыки дети постигают мир, сопереживают происходящему и творчески развиваются.

Инесса Ковалевская, известный режиссер-мультипликатор, сказала: «Человек, который живет без сказки, музыки и фантазии, несчастлив. Он ничего хорошего в жизни не сделает». Именно она взяла на себя ношу самой масштабной реализации классической музыки в анимации, сделав серию настоящих шедевров, мультфильмов-сказок, в которых музыка играет главную роль.

Создав в 1969 году известный музыкальный мультфильм «Бременские музыканты», Ковалевская решила продолжить тему музыки в анимации. Она сняла музыкальную фантазию «Катерок» (трогательная история о небольшом катере «Чижик», который развозит почту по речке, песня «Чунга-Чанга» из этого фильма), «Песни огненных лет», «Как Львенок и Черепаха пели песню» и «В порту». Далее Ковалевская переключилась на классические и народные музыкальные произведения, что, к сожалению, не стало пользоваться такой популярностью у зрителей. И, тем не менее, все ее мультфильмы необыкновенно поэтичны, милы и понятны, они приобщают детей к музыкальной культуре, воспитывают в них чувство прекрасного. Обязательно посмотрите:

«Детский альбом», 1976. Мультфильм на музыку фортепьянных пьес «Детского альбома» Чайковского. Перед просмотром можно рассказать ребенку, как и почему Петр Чайковский сочинил свои маленькие пьесы. Однажды он услышал, как племянник мучает гамму и этюды. Ему стало жалко малыша и он написал цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. Здесь и «Утренняя молитва», и «Марш деревянных солдатиков», несколько пьес о кукле и многое другое. Воздушность и легкость музыки органично сочетается с рисунками мультфильма, возникают понятные и яркие образы.

«Камаринская», 1980. Фантазия на музыку Михаила Глинки. Играет государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии под руководством В.Васильева. «Камаринская» - одна из наиболее популярных русских народных плясовых песен, музыка для танца крестьян, который отплясывали на Руси на базарах и ярмарках. Динамичный мультфильм, в котором есть и увлекательный сюжет, народные гуляния и развлечения, доброта и задор лесных зверей. В мультфильме много юмора и выдумки, удали и бесшабашности.

«Картинки с выставки», 1984. Фантазия на музыку двух пьес из одноименной сюиты Модеста Мусоргского, - «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся цыплят», - в исполнении Святослава Рихтера. Ожившие выставочные картины переносят нас в сказочный лес, где живет Баба Яга в избушке на курьих ножках. Захватывающий драматургический сюжет о заблудившейся девочке держит в напряжении почти весь фильм. Напряжение спадает, когда девочка возвращается домой и видит танец невылупившихся цыплят.

«Танцы кукол», 1985. Мультфильм на музыку Дмитрия Шостаковича «Танцы кукол». Это история о больной девочке, развлечь которую пришли игрушки. Легкая сверкающая музыка и красочная, причудливая анимация. Нежный и трогательный мультфильм.

«Прогулка», 1986. Мультфильм о прогулке двух малышей в сопровождении музыки Сергея Прокофьева из сборника «Детская музыка». Выскользнув в щель в заборе, они путешествуют по летнему лугу, наблюдают насекомых, пересиживают под кустом летний дождик и любуются радугой, а потом через ту же щель возвращаются обратно. Очень светлый и веселый фильм.

«Кострома», 1989. Музыкальный фильм на основе старинной обрядовой песни о весне и рукодельнице Костроме. Показан приход весны, победившей зиму, и крестьянский праздник с песнями, плясками и хороводами.

«Гномы и Горный король», 1993. Мультипликационный фильм - фантазия на темы Эдварда Грига «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере Горного короля». Герой фильма — маленький пастушок, вслед за гномами, попадает в пещеру Горного Короля и оказывается свидетелем фантастических событий… Зажигательные танцы гномов не оставят равнодушными никого из зрителей.

В 2001 году у Инессы Ковалевской вышел еще один мультфильм «Дора-дора-помидора», в нем режиссер вернулась к раннему любимому жанру – мультфильму одной песни («Котенок», «Чучело-Мяучело», «Как львенок и черепаха пели песню»). По просьбе режиссера композитор Владимир Шаинский написал песенку и для Доры. Получился добрый музыкальный мультфильм об обитателях деревенского двора, к которым случайно забрел ёж…

Шедевры советского прошлого


Многие композиторы писали музыку специально для детей. Среди этих сочинений можно назвать, например, «Детский уголок» К. Дебюсси и его же балет «Ящик с игрушками», оперы М. Равеля «Дитя и волшебство», П. Хиндемита «Мы строим город» и «Музыка целого дня», симфонические сюиты С. Прокофьева «Петя и волк» и «Зимний костер». А есть музыка, которая нравится детям, хотя сочинялась она не для детской аудитории. Например, «Карнавал» Шумана и «Лирические пьесы» Грига, сонаты Моцарта и «Времена года» Чайковского. При создании музыкальных мультфильмов используют и те, и другие сочинения.

Рекомендую для просмотра ещё несколько мультфильмов, созданных на классическую музыку.

В 1946 году вышел в прокат музыкальный фильм «Весенние мелодии». Это замечательный мультфильм о пробуждении природы на основе классической музыки Чайковского. Все звуки оживают в красочном танце, прославляющем весну. Танцуют все: и летучие мыши в ночи, и только что проснувшаяся бабочка, и прилетевшие с юга птицы… А зажигательный «танец маленьких лебедей» в исполнении лягушек и рыб - просто загляденье. Немного грустно, когда тает дирижер-снеговик, но он возрождается в цветущем дереве…

«Петя и волк» Сергея Прокофьева - один из любимых материалов для мультипликаторов. Эта симфоническая сказка понятна всем, поскольку была специально создана с целью ознакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Самые известные мультипликационные постановки «Пети и волка» - это диснеевский мультфильм 1946 года и наш отечественный 1958. Несколько лет назад вышел еще один оскароносный вариант. Думаю, что сравнивать их некорректно по многим причинам. Единственно, что надо упомянуть – последний фильм рассчитан на детей постарше, чем рисованный диснеевский и кукольный отечественный.

В 1969 году известный режиссер, сценарист и художник, один из основателей советской мультипликации Иван Иванов-Вано сделал мультфильм «Времена года». Это фантазия на музыку Чайковского из альбома «Времена года». В изобразительном решении использованы кружева и вятская игрушка. Под музыку сезонов кружева оживают, а персонажи дымковской игрушки ездят на телеге, санях, катаются на качелях и просто гуляют… Всего восемь минут ожившей сказки, а положительных эмоций для вас и ребенка хватит надолго.

В 1971 году Иван Иванов-Вано вместе со своим талантливым учеником Юрием Норштейном сделали музыкальный мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии. В основе - симфоническая поэма Римского-Корсакова о граде Китеже, который ушел под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия. Фильм задумывался кукольным и музыкальным, без слов. В результате были использованы старинные русские миниатюры и фресковая живопись, от кукол отказались. Фильм вышел построенным целиком на произведениях Николая Римского-Корсакова.

Слышать и слушать музыку - разные вещи. Слушанию музыки надо учиться. Иногда на помощь приходят музыкальные мультфильмы.

В. Рубашевский, композитор, дирижер и пианист, писал музыку к детским спектаклям. Один из его радиоспектаклей «Приключение смычка» был переложен на язык анимации известным режиссером В. Котёночкиным, создателем «Ну, погоди!». Забавный рисованный мультфильм без слов «Фальшивая нота» вышел в свет в 1969 году. Музыкальный квартет исполняет очередное произведение на своем концерте. И ничего не предвещало неприятностей, пока музыкантам не стала докучать коварная фальшивая нота... История о том, как одна неверная нота может испортить все.

И еще один познавательный мультфильм для малышей о музыкальной грамоте, вышедший в 1986 году. Музыку к мультфильму «До Ре Ми» написал композитор А.Раскатов, слова Г.Сапгир. Но какие это слова! Любой ребенок выучит все ноты с этими песенками легко и просто. Например, песенка о ноте Ми: «МИ-МИ-МИска молока, мяу, МИ-МИ-МИмо не лакай! Без заМИ-МИ-МИ-МИ-МИ-МИ-МИ-МИ-МИнки, Пей из серединки!...»

Немного из западного опыта


В 1940 году вышла в свет бессмертная диснеевская «Фантазия», выразительная и красивая реализация классической музыки в анимации. Двухчасовый мультфильм состоит из девяти независимых красочных номеров, каждый из которых выполнен в собственном стиле и иллюстрирует какое-либо одно произведение классических композиторов. В фильме использована музыка Баха «Токката и фуга ре-минор», Чайковского «Сюита из балета «Щелкунчик», Дюка «Ученик чародея», Стравинского «Весна священная», «Пасторальная симфония» Бетховена, «Танец часов из оперы «Джоконда» Понкьелли, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «Ave Maria» Шуберта и «Лунный свет» Дебюсси.

Через 60 лет после первой «Фантазии» студия Дисней решила повторить идею и создала «Фантазию-2000». Пересказать мультфильм невозможно, это феерическое зрелище на фоне музыки по произведениям Бетховена, Респиги, Гершвина, Шостаковича, Сен-Санса, Дюка, Элгара и Стравинского. Для сравнения посмотрите обе картины.

В 1997 году в Польше вышел сборник анимационных фильмов «Волшебная флейта: Шедевры классической музыки в анимации». В русском варианте подборка мультфильмов вышла в прошлом году на двух дисках. В сборнике 48 анимационных клипов, снятых в самых разнообразных техниках, стилях и жанрах на музыку Бетховена, Моцарта, Баха, Мусоргского, Шопена, Вивальди и многих других композиторов, от барокко до модернизма. Прекрасная коллекция ярких и выразительных произведений, смотреть и слушать которые можно бесконечно.

И самое последнее


Начиная с 2005 года, студия М.И.Р. производит анимационный цикл «Сказки старого Пианино» - история классической музыки для детей. Сначала вышли серии о жизни и творчестве двух великих композиторов - Людвига Ван Бетховена и Антонио Вивальди. Действие фильма начинается в необычной атмосфере музея музыкальных инструментов. Кот, хранитель секретов этого музея, знакомит нас с таинственным и волшебным миром музыки, показывает разные музыкальные инструменты. Затем он и старое пианино переносит нас в разные страны и разные века, вслед за историей музыки. Жизнь и судьба композиторов показаны в различной анимационной технике, в разнообразной художественной стилистике. Выразительный закадровый текст от Евгения Миронова завораживает и погружает нас в мир прошлого, в мир музыки.

В прошлом году вышли еще две серии цикла, - о Вольфганге Амадее Моцарте и Роберте Шумане. В этом году готовятся к выпуску фильмы о Джоаккино Антонио Россини и Сергее Прокофьеве.

Смотрите и слушайте. Пусть это станет традицией – прививать чувство прекрасного с самого раннего детства.