Устаревшее слово «доброта»


Детство часто называют периодом невинности. Дети для нас - существа чистые, светлые, незапачканные житейской грязью. Мы, родители, так хотим, чтобы состояние чистоты продлилось как можно дольше, всячески оберегая своих малышей от жизненной мути. Но детство не может продолжаться вечно, и однажды ребенок приносит из садика первое в его жизни ругательное слово. На прогулке вы замечаете пьяного дядю под забором, и приходится вступать в объяснение причин, почему он там лежит и хорошо ли это или плохо. Одним словом, постепенно в детский ум проникает убеждение о том, что в жизни не все так просто и гладко, что есть плохие вещи, плохие слова, плохие люди, от которых следует держаться подальше.

Так устроен мир, что рано или поздно человек начинает понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так или иначе, перед человеком начинает вставать нравственный выбор. Человек не только понимает, что такое добро и зло, но и обязан выбирать между ними. От того, выбирает ли он в своей жизни добро, зависит его моральный облик, его отношения с окружающими, то, будет ли он счастлив или нет. Тема добра и зла встает перед нами в полный рост, когда на экраны телевизоров или в радиоэфир врываются новостные сообщения об очередном преступном деянии (теракте, мошенничестве, убийстве). И мы начинаем задавать на форумах, обсуждающих эти события, вопросы о нравственности, о потерянной совести, о том, как появляются эти «люди-звери»? Да, и вообще, люди ли они? И что с ними делать, как они могли до этого докатиться?

Извечный вопрос «Ради чего?»


В действительности, добро и зло – ключ к пониманию бытия. Наша жизнь вращается вокруг оси понимания этого вопроса. Существующая вселенная имеет смысл, а вопрос смысла всегда неизменно приводит к вопросу о цели существования. Если вселенная возникла без причины и существует без цели, то и рассуждения о смысле бытия абсурдны. Если нет главной причины существования, то разговоры о доброте – слюнтяйство и признак слабости. Бессмысленно призывать человека к нравственному поведению, если для него не существует идеалов, вся жизнь в таком случае сводится к выживанию, только лишь к тому, чтобы прожить сегодня, а «после нас – хоть потоп!»

Хотим мы того или нет, мы все внутренне, сами для себя отвечаем на вопрос: «Ради чего?» Этот вопрос преследует нас на всем нашем жизненном пути, проникая в каждую ситуацию, в каждый наш поступок. Мы, не осознавая того, постоянно отвечаем себе на этот вопрос, избирая то или иное, поступая так или иначе. Ради чего я должен быть честным, тогда когда мне это не выгодно? Ради чего я должен уступить в трамвае место пожилому человеку? Ради чего я не «крою матом» своего соседа, в чем-то предо мной провинившегося? Весь наш нравственный облик формируется из тысяч ответов на этот вопрос: «Ради чего?» От глубины ответов зависит то, что для нас будет добро и зло.

Часто приходится слышать о том, что сегодня нравственность в упадке. Кто-то ностальгирует по советским временам, когда «старших уважали, малышей не обижали». Естественно, во всем виноват кто-то: тлетворное влияние западной цивилизации, олигархи, масоны и т.д. и т.п. Что на это сказать? Человек всегда делает свой выбор индивидуально, в какой бы период времени он не жил: во времена социализма или капитализма, в эпоху пропаганды общественных ценностей или во времена дикого индивидуализма. Все зависит от этого магического вопроса: «Ради чего?»

Для того чтобы проиллюстрировать рассуждения о философских вопросах бытия, не будет лишним посмотреть фильм режиссера Лидии Бобровой «Бабуся». Фильм был снят в 2003 году и завоевал несколько наград на международных конкурсах. Сюжет фильма повествует о пожилой женщине, «бабусе», как ласково называли ее внуки. Она их вырастила, а после того, как они выросли и обзавелись своими семьями, все от нее отказались. Все кроме внука-беженца, у которого нет «ни кола, ни двора». В этом фильме очень наглядно показано, как люди отвечают себе на вопрос «Ради чего?» Показана внутренняя, душевная борьба между желанием комфорта, желанием «пожить для себя» и призрачной идеей нравственного поступка. К сожалению, эгоизм побеждает и бабуся, никому не нужная, уходит в зимнюю ночь, повинуясь голосу ангела, «позвавшего ее за собой».

Правильный ответ


Итак, от того, как мы отвечаем на вопрос «Ради чего?» зависят наши представления о доброте. К каким ценностям мы обращаемся, когда отвечаем себе на этот вопрос? Если нами руководят только желание комфорта и удовольствий, то мы искренне не будем понимать: почему это старого и немощного человека нельзя просто отвезти в дом престарелых? Человек все и всегда делает ради чего-то, нет ни одного поступка, ни одного действия, не направленных к достижению какой-либо цели.

Для родителей, занимающихся воспитанием своих детей, крайне важно самим иметь правильные ответы на нравственные вопросы. Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «питать». Питать нужно чем-то, из наличия каких-либо запасов. Печально осознавать, что многие родители не способны прокормить своих детей духовно, потому что сами живут духовно впроголодь. «Недокормленных» детей «докармливает» улица, телеэкраны, преступные понятия. И множится в мире поголовье «ищущих еды и совокуплений».

Где же искать ответы на эти вопросы? Не так давно мир отметил великий праздник Рождества Христова. Продолжая тему богоявления, хочется посоветовать искать ответы в Библии, в личности Родившегося. Именно Он говорил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 10 гл). Библия дает недвусмысленный совет: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22 гл). Именно эта истина и является средоточием нравственности, основанием всякой доброты в нашем мире.