Совершенно особенное место среди игрушек занимает кукла, потому что она – отображение человека. С ее помощью дети ищут собственное «я», обыгрывая бытовые сценки. Кукла – это друг, с которым можно поделиться своими сокровенными мыслями, горестями и радостями. С ней всегда можно унестись в мечтах от суровой действительности или подготовится к какому-то событию. С куклой связано так много приятного и удивительного! Символично, что в живой природе из неподвижной, как бы неживой «куколки» появляется красавица-бабочка, так же и мы одухотворяем наших кукол, вдыхая в них жизнь.
Особенно хорошо подходят для детских игр тряпичные, так называемые «вальдорфские», куклы. Они были так названы в среде родителей, потому, что именно приверженцы этой методики воспитания активно используют рукотворные игрушки из натуральных материалов в процессе развития и жизни ребенка.
Все «вальдорфские» куклы мягкие и простые, вместо глаз и рта у них точки, или их совсем нет, что позволяет ребенку «дорисовывать» все, чего ей не хватает и проецировать те эмоции, которые ему в данный момент необходимы.
Стандартная улыбка пластмассовой куклы позволяет использовать ее только для обозначения одного конкретного настроения и ограничивает круг игровых ситуаций, в которой можно было бы ее использовать. К тому же эта улыбка не всегда соответствует настрою ребенка. У тряпичной же куклы выражение лица меняется вместе с настроением малыша. По его желанию кукла может превращаться то в мальчика, то в девочку, и при этом нет тех телесных сложностей, какие возникают в случае с натуралистическими пластиковыми куклами. Тряпичная кукла живет и формируется в процессе игры. Если ребенку хочется, чтобы у куклы был нос, можно наметить его лишней точкой. Если удивляется, почему у игрушки нет пальцев, можно наметить их несколькими стежками. У тряпичной куклы отсутствует и механизм, с помощью которого она, как правило некстати, говорит какую-то фразу. Неестественный голос, монотонно повторяющий ту или иную фразу, вызывает у ребенка естественное любопытство: что там у нее в животе? В конце концов, он разбирает куклу на части и изучает ее изнутри.
В случае с тряпичными куклами, материал настолько прост (ткань, шерсть и вата), что не вызывает желания посмотреть, что внутри, особенно если кукла была сделана на глазах или вместе с ребенком.
А еще тряпичные самодельные куклы позволяют родителям легко создать небольшой домашний кукольный театр, персонажи которого будут обладать доброй энергетикой простором в плане выражения эмоций. Кукольный театр – прекрасное средство образного воплощения интересных историй, как дома, так и в школе. Детей, которым трудно слушать увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в рабскую зависимость от готовых образов.
Домашний кукольный театр – это Ваш шанс создать новую, плодотворную игровую традицию вопреки массированному давлению индустрии развлечений.
Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установить его нужно так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накрываем столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготавливаются с большой долей условности, активно используются природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха), разные по цвету ткани, разнообразные кубики и коробочки. Не забываем о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском. Не перегружайте сцену – достаточно намека.
Интерьер на столике лучше подготовить заранее и накрыть легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.
Сказку обязательно нужно пригласить и для этого вальдорфские педагоги используют специальные песенки и свечку. Например, Вы зажигаете свечку и поете «Свечка, свечка гори! Сказка в гости приходи, сказка в гости приходи!» Свечка остается зажженной на протяжении всего действия. А во время прощания со сказкой ее задувают все маленькие зрители.
Главная роль в подобном театре «на столике» отводится Рассказчику или Сказителю. Он находится за столиком и перемещает кукольных персонажей в зависимости от происходящего на «сцене». Таким образом, именно слово, а не куклы, является главным в раскрытии содержания. Вальдорфские педагоги считают, что слово должно немного отставать от действия, чтобы дать ребенку самому осознать происходящее действие, однако встречается много студийных педагогов, которые находят необходимым рассказать сказку более выразительно и тем самым облегчить немного задачу.
Однако, несмотря на роль Сказителя, куклы тоже являются важной частью спектакля. Самодельные тряпочные куклы хороши тем, что ими потом можно играть, с их помощью ребенок сможет в дальнейшем разыгрывать свои пьесы, играть в сюжетно-ролевые игры. Традиционные деревянные, глиняные игрушки тоже удобны в использовании.
Для театра «на столике» важно, чтобы кукла была устойчивой. Кукольные звери, в свою очередь, должны походить на своих реальных сородичей.
Для изготовления несложной театральной куклы высотой с ладонь Вам понадобится:
- кусок телесного материала 30 на 30 см
- непряденая шерсть или вата
- кусок драпа или подобной ткани 15 на 40 см
- пряжа для волос
- лоскутки для одежды
- прочные нитки
Драп скатываем в короткий рулон и сшиваем, получается основа. Эта основа должна стоять.
Посредине телесного лоскута положите ватный или шерстяной шарик (можно использовать маленький клубок). Оберните его тканью и обвяжите ниткой шею. Расправьте складки, чтобы лицо было практически гладким, вышейте или нарисуйте глаза и рот, пришейте волосы.
Поставьте получившуюся голову на основу и прошейте вокруг «шеи», чтобы прикрепить одно к другому. Чуть ниже шеи, в свисающую ткань вшейте еще два клочка ваты. Это будут руки. Теперь с помощью одежды Вы сможете сделать куклу толстой, набив ватой рукава и рубаху, или стройной, использовав меньше набивки.
Для того чтобы нарядить куклу, изображающую женский персонаж можно обернуть туловище цветным ситцем, фиксируя его на бретелях, получится сарафан. Под сарафан одевается белая или серая рубашка. Поверх можно надеть фартук для «бабушки», или украсить тесьмой для «девушки» или «принцессы».
Для мужской куклы хорошо подойдет рубаха, подвязанная тесьмой, и жилетка или накидка, серая для «пастуха» и алая для «богатыря» или «короля».
Когда куклы разыгрывают сказку, наряды у них должны быть простые, чтобы не ввести зрителя в заблуждение, что главное материальное, а не то неощутимое, что скрыто внутри нас. В домашнем театре куклы нужны, чтобы помочь детям понять символический язык сказки. Они изображают то, что происходит у человека на душе, и чаще речь идет не о передаче внешних событий, а о внутренних переживаниях. Поэтому кукольные лица также не должны быть чересчур натуралистичными. Достаточно только наметить основную черту, например бороду, и предоставить зрителям простор для фантазии.
Мы воспитываем ребенка с помощью слов, эмоций, мы рассказываем о нас самих, о том, что наполняет наши души, так почему бы не сделать это с помощью рукотворных кукол, на изготовление которых мама потратила время и мысли о своем чаде. Домашний кукольный театр – это просто!