Иван Антонович пододвинул вазу с яблоками к ученикам: «Угощайтесь, ребята! Я хочу, чтобы каждый из вас, взяв яблоко, нашел в этом фрукте какую-то важную мысль для себя». Мальчишки задумались. Они любили приходить в гости к своему учителю и слушать его интересные рассказы из жизни. И теперь Иван Антонович предложил им самим, проявив наблюдательность, рассказать свою историю.

«Сверху яблоко красное и красивое, а внутри – кислятина! Очень похоже на некоторых людей», - подметил десятилетний Валера. «А это внутри с червяком, я знаю, что личинки появляются на фруктах, когда они еще в цветении, а затем вместе с яблоком червяк начинает расти и вылезает на поверхность. Также и с пороками человека: вначале их не замечают, но со временем они растут и проявляются», - рассказал о своих наблюдениях Саша. Иван Антонович улыбался, видя, как мальчишки учатся нестандартно мыслить о таком стандартном предмете, как яблоко.

Шли годы, мальчишки выросли, у них появились свои дети, но и теперь они с уважением вспоминают своего учителя, который привил им пытливость ума и умение замечать незаметные вещи.

Что такое наблюдательность?

Задумывались ли вы над вопросом, для чего людям нужно такое качество как наблюдательность? Чем будет отличаться жизнь внимательного человека от жизни невнимательного? Почему мы должны заботиться о том, чтобы привить своим детям наблюдательность и проницательность?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь разобраться, что же такое наблюдательность. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому понятию:
«Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». Синонимы этого слова смогут больше раскрыть его суть: зоркий, недремлющий, проницательный.

Для одного человека все встречи, события, ошибки, радости – всего лишь вспыхивающие на краткий миг этапы жизни, которые сегодня есть, а завтра о них уже никто не вспоминает. Для другого же каждый день полон уроков и интересных заметок, такой человек делает выводы из всего, что случается в его жизни и старается глубоко осмыслить все происходящее.

Марине семь лет. Она подвижная и веселая девочка. У нее вспыльчивый характер, из-за чего ей сложно проявлять постоянство в дружбе. Она не замечает, как обижает других детей, поэтому всегда удивляется, когда они отказываются принимать ее в игру. На обычные для ее возраста вопросы: «Когда у тебя день рождения?», «В каком городе ты живешь?» она обычно не отвечает, а мама разводит руками, утверждая, что дочь должна знать, но, вероятно, забыла.

Учительница периодически звонит родителям Марины, т.к. девочка не может сосредоточиться на уроке и отвлекает от учебы других детей. Мама же считает, что ребенок должен развиваться в естественной среде, без давления и вмешательства со стороны взрослых, поэтому замечания учительницы не воспринимает всерьез. «Если Марине не интересно, - говорит она, - значит ей это знать не обязательно. Мы росли сами по себе, родители с нами не занимались, все время были на работе, и наши дети вырастут нормальными людьми».


Кто-то будет вполне согласен с таким подходом, кто-то воздержится от комментариев, пока не увидит плода подобного воспитания. Великие открытия, творчество, наука и техника – все это сферы, где действовали и действуют мыслящие люди, способные заметить, проанализировать, сделать вывод.

Причем, образование здесь играет далеко не первостепенную роль, т.к., например, всем известные пословицы и поговорки были составлены в основном людьми из простого, малограмотного народа, умеющими тонко чувствовать жизнь, замечающими окружающие мелочи. Нужны ли подобные качества нашим детям?

Всем нам известно, что в детстве у человека закладывается основа его личности. Если мы не воспользуемся возможностью вложить в ребенка привычку быть внимательным и наблюдательным, это скажется на всех сферах его жизни.

Общение

Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.

На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок. На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»

Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?

С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.

Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений.

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.

Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.

Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.

Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.

Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.

Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Работа

Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.

Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.

Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.

Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.

Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.

Семья

Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться. Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.

Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу. Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.

Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.

Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.


В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.

Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.