Поступив на курсы вождения, окунулась в состояние ученичества… Милые дети, я вспомнила, насколько тяжело учиться. С вашим рождением я пребывала в качестве учителя, удивляясь, ну, что может быть непонятного в моих объяснениях? Так просто, взять в правую руку ложку и аккуратно доесть кашу. А что может быть проще, как после прогулки шапочку положить на полочку, курточку повесить на крючок, сапожки поставить к стеночке? Говорить не о чем, все элементарно…

А теперь представьте изумление инструктора по вождению с двадцатилетним стажем, когда в машину к нему садится взрослый человек вполне с адекватным поведением на пассажирском месте. Стоит ему пересесть за руль, он превращается в невменяемо-тормознутое существо, путающее право-лево, не способное разобраться не только в трех педалях, но и в собственных двух ногах, забывающее какой ногой куда жать, а уж необходимость контролировать ситуацию вокруг транспортного средства, которым он управляет, ему в голову не приходит. При команде «поехали» он судорожно дергает за рычаг, и не думая завести машину! Бедный мой инструктор, который наверняка хотел меня испепелить, когда я жгла колодки его любимого автомобиля, который, мечтал высадить меня на оживленной дороге, когда я глохла, резко отпустив сцепление, а представьте, какие эмоции он испытывал, что мечтал мне высказать, когда в плотном автомобильном потоке, я путала тормоз с газом!

Курсы по вождению стали для меня поворотным этапом, не по причине того, что я влилась в плотные ряды автомобилистов, а задумалась, какой мамой я должна быть, как мне обучать детей, чтобы процесс нашего общения был обоюдно приятным и максимально продуктивным? Что такое мама? Это не только существо, давшее жизнь ребенку, но и вечный учитель, наставник, который вводит малыша в мир, превращая его из беспомощного существа в полноценную личность. Побывав в «шкуре» ученицы, я лучше стала понимать малышей и их «непонятливость, лень и вредность», как я считала прежде, превратились в мою профнепригодность. Это я не сумела найти нужные слова, доводы, не смогла объяснить, что я от них хочу, какой результат мечтаю видеть. «Непонятливость детей» это неумение взрослого донести нужную информацию наиболее продуктивным способом до сознания ребенка.

Беря уроки вождения, я анализировала поведение инструктора, как он преподносит материал и какой результат получается.

В дальнейшем это мне помогло скорректировать многие моменты, в общении с детьми.

Работа на конечный результат


Одной из ошибок моего инструктора по вождению было то, что он не был нацелен, чтобы я научилась водить машину. Он давал все необходимые теоретические и практические знания, хочешь, бери, не хочешь, не бери. Есть значительная разница в подаче материала, когда лектор за кафедрой дает некий объем информации и когда с вами индивидуально занимается репетитор, зная, что его гонорар зависит от вашего поступления институт. Ясно, в каком случае результат будет выше.

И теперь общаясь с детьми, я нацелена на то, чтобы они поняли, научились тому, что я пытаюсь донести до их сознания.

Можно сказать ребенку: «Нельзя брать спички» и поставить галочку - «Лекция на противопожарную тему проведена», а можно показать, как легко воспламеняются различные предметы, какую боль может принести огонь детскому пальчику, вместе с малышом просмотреть сюжет о неаккуратном обращении с огнем и увидеть «результаты» пожара. А через некоторое время «случайно» оставить спички на столе и посмотреть, усвоил ребенок урок?

Установление личных контактов


Ваш собеседник до общения с вами откуда-то пришел или вышел из другого состояния. «Миша, оставляй игрушки, давай почитаем», говорим мы, не задумываясь, и потом удивляемся, почему малыш уже уткнувшись в книгу, не может не только прочесть знакомый текст, но, и не помнит некоторых букв. А ребенку нужно время, чтобы с одного занятия переключится на другое, плавно перестроиться на новый вид деятельности и на общение с вами. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза, несколько приятных прикосновений, словно мы разворачиваем собеседника на себя, настраиваемся на общую волну.

Учитывать особенности индивидуума


Все мы личности, и, следовательно, по-разному воспринимаем мир и новую информацию. Вспомним НЛП. Кому-то надо, прежде всего, видеть объект глазками, чтобы лучше понять, кому-то информацию легче воспринимать на слух, кому-то нужно все потрогать-пощупать. «Чувствуете вибрацию, дрожание?» - все время приговаривал мой инструктор - кинестетик, включая газ. «Да-да», вторила я ему, не сводя глаз со стрелки тахометра. Инструктор загородил тахометр, концентрирующий все мое внимание, мне пришлось волей неволей включить свои осязательные функции и научиться определять работу двигателя по вибрации и на слух.

Это относится и к детям. Если ребенок бодр и весел, но почему-то не понимает то, что мы стараемся до него донести, это не его вина, а вина учителя. Если этот путь объяснений не понятен, ищите другой, тот не подошел, ищите третий, четвертый… до тех пор, пока малыш не поймет. Поэтому во время занятий мы рисуем, вырезаем, прыгаем, разыгрываем сценки, стараемся все оживить, сделать понятным то, о чем идет речь.

Концентрация внимания


У каждого и свой временной отрезок, в течение которого он может концентрировать внимание. У малышей он достаточно короткий, всего 15-20 минут, и это надо учитывать.

У кого пик концентрации внимания приходится на начало занятий, тому новую информацию нужно давать в начале. Кому-то требуется время на раскачку, поэтому лучше сначала повторить пройденный материал, а потом приступить к новому.

Мой инструктор по количеству допущенных мной ошибок легко определял степень концентрации моего внимания и моей усталости и менял задание, чтобы я переключилась на иной вид деятельности.

В занятиях, при повторе одних и тех же упражнений, на каком-то этапе восприятие «замыливается», начинаешь совершать одни и те же ошибки. В этом случае следует переключиться на другое задание.

Психологическое стояние ученика


Мы живые существа, поэтому подвержены перепадам самочувствия и настроения. Маленькие дети еще плохо контролируют свои эмоции и не умеют «брать себя в руки». Поэтому не стоит ждать, что ваши занятия и общение с детьми будут проходить в одинаково ровном и продуктивном ключе. Малыш устал, чем-то раздражен и недоволен, поэтому и не воспринимает, то, что вы говорите. Постарайтесь переключиться на другое, что доставляет ребенку удовольствие. Если речь идет о занятиях, то проведите их в более «щадящем режиме», не давайте новый материал, пройдитесь по «старым» темам.

Анализ урока


В процессе урока мне важно было получать обратную реакцию, что получилось, что нет и почему, где и какие были допущены ошибки. Инструктор время от времени указывал на явные мои прегрешения. Он не объяснял, почему так получилось, не расспрашивал, отчего я решила поворачивать руль именно в этом месте, чем я руководствовалась. Детально мы не анализировали мои действия, поэтому я и совершала одни и те же ошибки с определенной регулярностью.

Анализ действий, подведение итогов необходимо и взрослому, и ребенку, это дает ощущение с пользой проведенного времени.

Похвала ученику


Можно учиться на ошибках, то есть на негативе, а можно и на позитиве. Когда что-то получалось, я победоносно смотрела на инструктора, вымаливая его одобрение. Мой выразительный взгляд он встречал молчанием, впоследствии, объяснив: «Если я молчу, значит, все делается правильно». А мне так требовалась его похвала! «Вы молодец, все сделано, верно. Запомните последовательность своих движений и в следующий раз, их повторите, и все получится!» Вот эти незатейливые слова я так хотела слышать!

Если мне, взрослому человеку, с нормальной самооценкой так важны слова поощрения, то представьте, как они необходимы детям! Поэтому не стесняйтесь, выражайте свое одобрение, замечайте даже самый маленький положительный поступок любимого чада, хвалите, обнимайте, целуйте. Пролил воду и вытер лужу - умница. Вспомнил, поздоровался – молодец!

Вселение веры


Каждому знакомо состояние, когда опускаются руки, и ты думаешь, о себе нелицеприятно: «Мне это не дано… и мозги у меня устроены не так, как у других… надо все бросить…». И не дождавшись поддержки от инструктора, я сама себя «накручивала»: «Если миллионы женщин водят авто, чем я хуже?! В том, что я боюсь ездить, и есть мое преимущество. Я никогда не буду превышать скорость. Я не люблю рисковать, поэтому буду ездить аккуратно. У меня все получится!»

Если подобные речи я услышала бы из уст инструктора, то качество наших занятий, было иным и, главное, результат был бы другим!

Философский взгляд


После курсов я стала более спокойно относиться к своим неудачам и неудачам детей. Такое, бывает, стараешься - стараешься, а не выходит. Это нужно переждать, настанет светлая полоса в жизни. Сегодняшнюю «осечку» не нужно транслировать на жизнь в целом.

Учителя и ученика, маму и ребенка не должна разделять парта ученичества, они должны находиться вместе и глядеть в одну сторону, вот тогда и будет результат.

Послесловие


Недавно я ехала за учебной иномаркой. Ее пульсирующее движение вызвало недовольство. Поведение водителя было непредсказуемым: то все машины пропускал, то вдруг решал наверстать упущенное время и прибавлял газ, а тут очередной светофор, следовало резкое торможение. Непонятные «телодвижения» вывели мою двенадцатилетнюю дочь из себя, она стала возмущаться, давая «умные» советы и укоряя за такую езду. А я только улыбалась, вспомнив себя такой же «зеленой».

Детская память, оказывается, краткосрочна. Дочь уже не помнит, как ее мама точно так же «тыркалась», всего боялась, суетилась. А я помню себя ученицей, и это помогает мне быть снисходительной и терпеливой не только на дороге.