«Сначала я занималась только с детьми и не любила взрослых, а потом поняла, что они такие же дети, только забыли об этом, - Елена Макарова улыбнулась и включила музыку. – А теперь танцуем!» И сама пошла в зал, поднимая нерешительных и поддерживая неуверенных. В тот день на Никитской собрались много мам, немного пап и совсем уж мало детей.

Легко ли вам просто так, сбросив обувь, пойти танцевать при честном народе? Я и ещё несколько таких же скованных мам топтались по углам, не решаясь отбросить мнимые нормы приличия и раствориться в музыке. «Просто слушаем музыку, танцуем, а потом рисуем…» - снова улыбнулась Лена. С этого всё и начинается. Ритм, музыка, движения, формы в пространстве, точки и линии на бумаге, объёмные образы…



О детском рисунке


«Метод ритмических упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими… Благодаря этим упражнениям дети извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают дальнейшую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредоточит детей, даст им общий импульс»  — так комментирует художница Фридл начало занятий рисованием в… концлагере Терезин. Про это гетто Лена Макарова написала книгу. И еще одну книгу о самой Фридл Дикер, которая три года в условиях ада занималась с детьми искусством. Сейчас бы её работу назвали «искусствотерапией», а тогда Фридл просто таким образом спасала детей от страха и унижений. «Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности… Чего следует ожидать от творческого рисования? Прежде всего — стремления ко всеобъемлющей свободе, именно в ней реализуется ребенок». Это написано Фридл в концлагере, где за маленьким столом на чердаке после изнурительной работы собирались дети и рисовали… Это позволяло им оставаться свободными в искусстве, даже находясь за колючей проволокой.











Движение образует форму


Так назвала свой творческий вечер Лена Макарова, благодаря которому мы узнали о Фридл, об искусствотерапии и ещё о нас, взрослых, замороченных бытовыми проблемами и бесконечными обязанностями. Лена просто выложила вдоль зала несколько листов бумаги, дала нам мелки и краски, попросила закрыть глаза и рисовать… Рисовать музыку, которую она включила. Сначала чёрным цветом, затем всеми остальными – на выбор. А потом мы лепили то, что нарисовали. Забавная вещь. Попробуйте сами сделать объёмным рисунок, созданный «в музыкальном настроении».



У Лены многие мамы и папы занимаются искусством – рисуют, лепят, делают коллажи (она ведёт онлайн курсы). Я вот думаю, какая реакция была бы у моего мужа, если бы он пришел домой, а я сижу на полу и что-то леплю из пластилина. Просто так, для себя. Не с детьми, и не для них. А для себя. Наверное, он бы меня не понял. И не только меня. Одна мама рассказывала Лене, что ей приходится закрываться в ванне, включать воду и… рисовать. Так ей никто не мешает, считая, что она просто занимается стиркой.

А наш мастер-класс по «трансформациям» продолжался. Когда все поделки из пластилина были выложены на стол, Лена дала новое задание – взять чужую работу и… её нарисовать. Так замкнулся круг: рисунок-лепка-рисунок. Теперь надо прикоснуться к работе другого и сделать обратную вещь – из объёмной фигуры рисунок.







Чем дальше шло «искусствопогружение», тем меньше становилось отлынивающих и комплексующих. Вот она, великая сила искусства! Кстати, Лена ни взрослым, ни детям никогда не дает четких инструкций, она против любых советов и рецептов.

«У меня нет методики, у меня есть принципы», сказала Лена на встрече. Будучи последовательницей Фридл Дикер она придерживается основных установок в воспитании искусством детей: 1) освобождать; 2) не мешать; 3) не диктовать и «не дирижировать вспышками детского озарения»; 4) не требовать «готового результата»; 5) идти от материала, в котором «всё есть» (например, слон сидит в куске пластилина и надо его оттуда вытащить); 6) заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя и в группе, и 7) опираться на ритм и музыку.

Вот что она пишет в одной из своих книг: «Каждый из детей — личность; одна выявленная, другая затаенная, «замороченная» взрослыми. Душа ребенка, открытая нам — вот оно, поле деятельности. Выявляй, рассекречивай, помогай детям справиться с внутренними конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу лепки, живописи, пения. Этому они научатся в самом процессе занятий. Кроме того, воспитание через искусство — это и знакомство детей с шедеврами мировой культуры, дело сокровенное и ответственное. Кто знает, что произойдет в детской душе при виде Венеры Боттичелли, спроецированной в темноте на белый экран?»

Что важно для Лены Макаровой в творчестве? Импровизация, фантазия, воображение, сам процесс творчества. Все остальное – рисунки, скульптуры, стихи, сказки – это продукты творчества. Они нужны и важны, но процесс интереснее. Процесс познания мира через рисунок, через работу с глиной и пластилином. Творите сами и позволяйте ребенку творить в свое удовольствие: лепить, сочинять, конструировать, рисовать – к этому призывает искусствотерапевт, художник и писатель, историк и педагог Лена Макарова.



Что почитать?


В издательстве «Самокат» совсем недавно вышла трилогия Елены Макаровой «Как вылепить отфыркивание». А в следующем году в издательстве «НЛО» отдельной книгой выйдет документальный роман «Фридл» (до этого он публиковался в журнале «Дружба народов» в 2000 году). Об остальных работах автора (в том числе и документальных фильмах) можно узнать на сайте Елены.