Сегодня мы начинаем публикацию избранных глав из книги В. Бирюкова и А. Черницкого "Ребенок пошел в школу: что нужно знать родителям"

Предисловие, или Попытка рецензии


У этой книжечки необычные авторы. Советы по воспитанию и образованию школьника дают не мамы с учительницами, а весьма серьезные мужчины: экономист, члена правления Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Бирюков и политолог, руководитель Института психологического здоровья Александр Черницкий.

Оба – сущие прагматики. Обходясь без нудного теоретизирования, они опираются на свой богатый жизненный опыт и незаурядный здравый смысл. Собранные здесь рекомендации конкретны, доходчивы и предельно лаконичны: главки-советы – крошечные. К тому же чисто по-мужски отсутствуют сюсюканье и менторство, характерные для «воспитательного» жанра.

В общем, книжечка удалась. После ее прочтения и у юных родителей, и у бабушек с дедушками поменяется оптика: они увидят школьные годы своего ребенка по-новому, иными глазами. Хорошо, если это произойдет пораньше, еще на пороге 1-го класса. Тогда с самого старта школьная жизнь потечет оптимальным, наивернейшим образом.
Эти страницы раскрывают секреты не только «правильной» учебы школьника, но также его спорта и досуга, дружбы и любви, даже основы конфликтологии. О чем бы ни шла речь, Бирюков с Черницким не увиливают от «неудобных» тем и «деликатных» вопросов: прямо и точно раскрывают заголовок каждой главки.

Такого умения вдруг не наработаешь; остается предположить, что оба соавтора всегда были столь же искренни со своими детьми. У господина Бирюкова их трое, а вдобавок еще две внучки. У господина Черницкого – внучка пока одна, а детей четверо. Так что с «предметом» соавторы знакомы не понаслышке.

Чтобы наше предисловие не выглядело чересчур комплиментарным, скажем о минусах книжечки. Во-первых, некоторые актуальные темы остались за ее рамками, например, пригодились бы конкретные советы по изучению отдельных наук – физики, математики, истории, литературы и т.д. Во-вторых, иные темы освещены скупо, штрихами, едва-едва; в результате родителям самим надо додумывать, как «разрулить», к примеру, ситуацию со школьной любовью.

Впрочем, тут «зашит» и повод для оптимизма: авось наши соавторы порадуют продолжением.

Виктор Ильин,
доктор философских наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова



РЕБЁНОК ПОШЁЛ В ШКОЛУ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ


СОВЕТЫ ЗРЕЛЫХ МУЖЧИН

Опять двойка. Решетников

Совет 3. Кто главный в классе


Родители любят рассуждать, как школа перегружает их детей уроками. Неправда! Во всех странах со всеобщим средним образованием перед учителями стоит задача – дотащить каждого ученика до последнего, 11-го или 12-го класса.

Едва учитель хочет поставить заслуженную «пару», директор школы останавливает: «Нельзя! Двоечника придется оставить на второй год, и государство снова будет тратить деньги на его обучение. А если просто выгоним, то нарушим закон, ведь среднюю школу должен окончить каждый ребенок».

И учитель выводит двоечнику «тройбан». Вот и получается, что троечник – самая важная персона в школе. Для него, несчастного, составляют облегченные учебные программы и пишут упрощенные учебники. А родители троечника все равно жалуются, что их дети устают от учебы. Учителя соглашаются, качают головами, говорят об «учебных перегрузках». Но имейте в виду: люди устают от скуки. Увлекательное занятие никого не утомляет. Троечнику скучно учиться, вот он и приходит домой усталый.

Интересуют ли учителей хорошисты – четверочники? Да: в том смысле, чтобы четверочники не стали троечниками. Ведь чем меньше в классе этих «главных в школе» ребят, тем интереснее учиться остальным и легче работать самим учителям.

А отличники? О, эти интересуют учителя меньше всего – с ними же нет никаких проблем. В итоге вместо перегрузок хорошисты и отличники возвращаются из школы с колоссальными недогрузками.

Поэтому не надейтесь, что школа снабдит превосходными знаниями. После учебного дня мозгу требуется еще работать и работать, иначе пятерочник будет мало отличаться от троечника. Вот одна из причин, по которым трудно складываются судьбы детдомовцев: в отсутствие домашних занятий обычно вырастают лузеры. Поэтому не бросайте детей: сэкономленного на них времени уже не вернуть. Оно ушло, безвозвратно потеряно.

Пока папа вместо воспитания смотрит хоккей, а мама точит лясы с подругой, их дитя теряет очки в жизненной конкуренции.