Сегодня, 2 апреля - Всемирный день информирования об аутизме. Напишу поподробнее и простыми словами об этом феномене в нашей жизни.
Является ли аутизм болезнью? Если рассматривать болезнь, как некое временное состояние, возникающее в ответ на действие какого-нибудь патогенного фактора, и которое со временем проходит (с помощью волшебной таблетки или без неё), то нет, аутизм не лечится и не проходит со временем. Можно улучшить качество жизни аутиста, можно подкорректировать его поведение, максимально адаптировать, но не более того. Это, как если бы человек родился без руки или ноги, можно научить его жить жизнью,максимально приближенной к "двурукой" или "двуногой", можно приладить протез, но новая рука (нога) не вырастет. Медикаменты могут помочь снять боль, депрессию, но не более того.
Аутизм - это искаженное развитие психики. Психика изначально развивается не так, как у нас, людей "нормы". Это не задержка и не отставание в развитии. Это именно искажение, иной путь. Приведу аналогию, рискну. Спортсмены бегут на определенную дистанцию. Кто-то вырвался вперед, основная масса бежит со скоростью "нормы", кто то задержался в пути, но он все равно достигнет финиша - бегом, прихрамывая или опираясь на плечо тренера (это задержка развития, при грамотной коррекции психика достигает нормы, с минимальными потерями или вовсе без них, если тренера рядом не оказалось, то такой спортсмен может и не доползти, хотя потенциал имелся).
Кто-то упал в начале дистанции или посередине и просто не в силах добежать до финиша (здесь проведу аналогию с умственной отсталостью, психика достигает определенного предела, не дотягивающего до нормы, и дальше все, лимит исчерпан). Некоторые же спортсмены по никому непонятным причинам побежали не по беговой дорожке,а по неизвестному маршруту. Зачем? Они и сами не знают, побежали и все, заметьте, бегут они НЕ К ФИНИШУ. Вот эти иные и есть аутисты.
Сейчас все больше и больше информации появляется о том, что это люди с совершенно другим нейротипом. Спортсмены, бежавшие по намеченному маршруту (коим в моей аналогии является развитие психики, более-менее изученное на сегодняшний момент) - нейротипичные люди. Аутисты нейротипичными людьми не являются. Эту теорию,кстати, подтверждает тот факт, что всем аутистам присуща не "наша" чувствительность (сензитивность). Звуки, к которым наша психика относится вполне адекватно, аутистов может повергнуть в состояние ужаса. Поясню на примерах. Очень многие нейротипики не "переваривают", когда кто-то рядом скрежещет по железу, или пенопластом по стеклу. Теперь представьте, что таким, по способу воздействия на психику, для аутиста может стать практически любой звук. Или наоборот, чувствительность крайне снижена. А ведь мы находимся в мире звуков, запахов, которые постоянно воздействуют на мозг, поддерживают его в рабочем состоянии, тонусе. Не нужно рассказывать, как себя чувствует человек в комнате, полностью изолированной от звуков, тишина давит на уши, а точнее, на наш нейротипичный мозг, похлеще пенопласта на стекле. Так вот, аутист со сниженной сензитивностью пребывает в такой бесшумной комнате постоянно! Он слышит звуки, но они не действуют на его мозг, как на наш. Именно поэтому он находит способы стимулировать свой мозг. Это называется аутостимуляцией. Различные звуки, которые многие аутисты издают с завидной регулярностью или шуршание бумагой/целлофаном - не что иное, как стимуляция сверхпониженной слуховой чувствительности. Трясти руками или мелким предметом перед глазами - стимулировать зрительное восприятие. Раскачивание, прыжки, обнюхивание предметов, проба всех и вся на вкус - это также различные виды стимуляции. Очень простую и понятную аналогию провела однажды в интервью Екатерина Мень - когда нам замораживают щеку при лечении зуба, мы постоянно ощупываем языком нечувствительное место. Вот также и аутисты с пониженной сензитивностью себя ведут, постоянно "трогая" и воздействуя на то, что по неведомым причинам у них изначально и навсегда "заморожено".
Если же рассматривать болезнь в классическом смысле, как состояние, возникшее по какой-то причине и мешающее нормальной жизнедеятельности, то да, аутизм - это болезнь. Как вы уже поняли, болезнь неизлечимая, но поддающаяся коррекции. На сегодняшний день причины этой болезни неизвестны, хотя теорий и исследований много, писать про них не буду. По большому счету не так уж и важны причины, по которым ребенок побежал не по той дорожке и не в том направлении; наша задача - помочь адаптироваться, приспособиться к абсолютно непонятному и зачастую враждебному миру. Помочь хоть как-то снять напряжение от беспрерывного пребывания в стрессовых условиях.
Главная проблема аутиста - неумение (подчеркиваю, именно неумение, а не нежелание!) контактировать, общаться с другими людьми, войти в социум. Диагностика аутизма на сегодняшний день базируется на так называемой триаде Лорны Винг: проблемы и нарушения в сфере коммуникаций, социализации и воображения. Приведу выдержку из Руководства DSM-IV-TR , касающуюся диагностических критериев аутизма:
"Для постановки диагноза необходимо наличие, как минимум, шести признаков из разделов (1), (2) и (3), из которых, как минимум, два должны относиться к разделу (1), и, как минимум, по одному — к разделам (2) и (3).
1) Качественные нарушения в сфере социальных взаимодействий, характеризующиеся, по крайней мере, двумя из следующих проявлений:
(а) Ярко выраженные проблемы при использовании различных форм невербального поведения, таких как: зрительный контакт, мимика, позы и жесты, служащие для регулирования социальных взаимодействий
(б) Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, соответствующие текущей стадии развития
(в) Отсутствие спонтанного желания поделиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми (ребенок не показывает пальцем на объекты своего интереса, не приносит и не протягивает их)
(г) Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности
2) Качественные нарушения в коммуникативной сфере, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:
(а) Задержка или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающаяся попытками компенсировать ее отсутствие с помощью альтернативных модусов коммуникации, таких как мимика и жесты)
(б) У лиц с нормальным развитием речи ярко выраженные проблемы, связанные со способностью начинать или поддерживать разговор с другими людьми
(в) Стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия
(г) Отсутствие игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, а также отсутствие игр, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития
3) Крайне ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:
(а) Постоянное предпочтение и полная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими по интенсивности и сосредоточенности
(б) Неизменное следование специфическим и нефункциональным ритуалам, либо выполнение однообразных рутинных действий
(в) Стереотипные и повторяющиеся моторные маннеризмы (в частности, вращение или хлопки руками или пальцами либо сложные телодвижения)
(г) Постоянный интерес к определенным деталям или предметам."
Не надо бояться аутистов. Надеюсь, что, поняв причины их странного поведения (вертеться на одном месте, бить себя по голове, щипать себя, ощупывать или обнюхивать при знакомстве других людей, издавать резкие и повторяющиеся звуки, не реагировать на вопросы и так далее) будет уже не так страшно находиться рядом. Помните - это не что иное, как вид адаптации под особое и непохожее на наше устройство психики. То есть все эти действия предсказуемы, не надо бояться! Аутисты, как правило, не агрессивны. Они начинают нервничать, когда их не понимают, как и любой ребенок,не умеющий объяснить взрослому,чего он хочет. Поэтому проявите терпение. Аутисты не нападают на людей, могут причинить боль по незнанию или из-за низкой чувствительности, поэтому в общении с аутистом избегайте резких звуков и движений, спокойно объясняйте, что вам нравится, а что нет, пользуйтесь останавливающим жестом.