В одной из тем, говорили про сопереживающих матерей:
«У меня у самой мама сопереживающая слишком, ей рассказать ничего нельзя, она потом ночь спать не будет, за меня переживать. Ну и что мне от этого толку? мало того что мне плохо, так меня еще совесть мучает что ей плохо. доходит до того что я ей уже ничего не рассказываю, ничем серьезным не делюсь.»
у меня примерно так же...

С мамой хорошие отношения ,но о самом-самом (наболевшем, сомнениях и т.д.) редко с ней говорю. А так хочется что бы с моими детьми у меня было по другому....
И вот старшая уже хорошо говорит, и часто начинает рассказывать, что с ней произошло за день, что было в садике. А иногда ничего не рассказывает. И я не знаю что делать - расспрашивать - если да, то сколько?
А иногда я не знаю как реагировать. Например, рассказывает, что она кого-то ударила, знает, что это плохо, но не извинилась. Ругать? Тогда она наверное мне больше не будет рассказывать такие вещи в след. раз.. не отреагировать -значит дать понять что это нормально? Или что ее кто-то ударил...

В общем нужны советы опытных мамочек...

Anchi
 

Я совсем не опытная мамочка, но у меня есть младшая сестренка, которой я сейчас заменяю маму. С проблемой "разговора" мы столкнулись, когда она пошла в садик. Мне казалось, что из нее клещами невозможно вытянуть, что у нее там происходит...как ни странно, помогло "воспоминание". Я ей начинала рассказывать, как я сама ходила в садик, как там был мальчик Андрюшка и мы с ним дружили, а вредная Таня дергала меня за косу...

Еще мультики обсуждали. "А лев ему кааааак даст!" -

Ой, боюсь-боюсь-боюсь!

Вот и Настя такая трусиха. Вот еще! Не стану с ней дружить!

И со мной не будешь?

С тобой - буду, ты не обзывашься

Ну я же тебя зову "Ленка-пенка"

А Настя какашкой.

Вот это да! И ты ее, наверное, тоже так зовешь.

Нет, но куклу ее ей не отдам.

(Почти дословное воспроизведение, запомнилось просто).

Говорить мы учились "методом тыка", сейчас ей 10 и у нас великолепные отношения. Она ищет время поговорить со мной, нам обеим это доставляет радость....хотя, возможно, мне просто повезло - она изумительная девочка

Latinique
 

Я тоже все время озабочена этой проблемой. И вот к чему пришла после общения с братом и сыном. Надо слушать. И не просто слушать, а активно - спрашивать, что-то в ответ рассказывать. И надо море терпения, потому что ребенок рассказывает долго, повторяется, перескакивает с одного на другое. Так и тянет поторопить, прервать, отвлечься. Заставляю себя слушать. Или если никак не могу, занята, например, договариваюсь, что поговорим потом, но только не абстрактно потом, а в конкретное время, например после ужина или перед сном.

А из опыта общения с братом вынесла вот что - никогда не нужно читать морали чисто из воспитательных соображений, типа что из него будет потом, когда сейчас он уже... Или надо осудить, потому что взрослый этого одобрить не может. Я обычно спокойно выслушивала, потом всегда честно говорила, что вот тут ты мне кажется был неправ, наверное можно было бы поступить так... Но спокойно, без поучающего тона, обличающих интонаций или осуждающего пафоса. И конечно же, святое дело - разговоры остаются между нами. Потому что маме или любому взрослому, который за обедом всей семье, а то и друзьям, громко объявляет "А наш Вася влюбился!", Вася точно больше ничего никогда не расскажет...

И еще, хорошо бы помнить, что то что нам с высоты нашего возраста кажется пустяками и ерундой, для ребенка в данную минуту важнее важного. И соответственно относиться к его малышовым крохотным проблемкам. Себя почаще в детстве вспоминать очень помогает...

Gala
 

Я бы еще посоветовала почитать книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Ее можно скачать из библиотеки. Среди прочего в ней есть глава об активном слушании, примерно то, о чем писала Gala. Суть такова: когда ребенок приходит к вам со своей проблемой, нужно реагировать следующим образом: развернуть малыша к себе, сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Таким образом, вашей позой вы сигнализируете о том, что готовы слушать и сопереживать ребенку. А затем не вопросы ему задавть по ходу беседы, а утвердительными предложениями говорить о том, что вы поняли, что переживал ребенок и словами обозначить это чувство, эмоцию. В общем если интересно, поищите.

Solange
 

Разговор Гоши с папой:

"Гош, в садике был?" - "Был"; "Во что там играл?" - "Машинки катал, конструктор собирал"; "Гош, а рисовали?" - "Рисовали"; "Лепили?"- "Лепили"; "Физкультура была?" - "Была"; "Водку пили?"- "Пили."

Я из этого делаю выводу, что он просто был не настроен на общение и именно папе было интересно узнать, а не Гоше рассказать. Я не знаю, правильно или нет, но я так поняла, что инициатором разговора должен быть в большинстве случаев ребенок.

Еще я замечала, что очень обо многом, что произвело на него впечатление, он рассказывает не сразу, а через несколько дней, после того, как эти впечатления переварены. Например, в субботу к нам приезжает девочка, а в воскресенье дедушка хочет узнать как они играли, но Гоша молчит как партизан; зато в следующие выходные с удовольствием дедушке показывает, во что с ней играл и рассказывает. Про то как на электричке ездили, тоже недели через две стал рассказывать. И так со всем.

Евгений и Евдокия
 

из моего дочернего опыта...

Меня воспитывали таким идеалом нравственности, что было невероятно тяжко нести этот груз.

Меня слушали, но за каждый мелкий проступок осуждали, как на суде чести. Я не могла сказать слово неправды лет до 12-14.

Не было легкости и снисхождения к детским проступкам. А родители - красивые, талантливые и очень авторитетные. В этой ситуации ребенок уверен, что неправ всегда он, конечно, а не эти небожители.

Многое потом стала делать из чувства протеста или " а, все равно не получится стать таким идеалом!".

В общем, несоответствие между проступком и реакцией на него я только подрастая стала понимать.

Поэтому - меньше осуждения, ИМХО. лучше, по-моему, детку вызывать на понимание мотивов своих поступков и самостоятельную оценку (если уж она нужна).

Впрочем, для добросердечных и мягких людей этот совет и так не нужен.

А вот нам, "красавцам" -...

korgimama
 

Тезисы из книжки "Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Файбер и Майзлиш:

1. Не слушать вполуха. (мне лично это очень тяжело, я так привыкла делать два дела одновременно... только слушать и все для меня утомительно, я поэтому часто приглашаю ребенка на прогулку или поехать со мной куда-то и мы говорим по дороге, или делать что-нибудь вместе, например белье складывать и тогда разговаривать)

2. Не задавать лишних вопросов и не советовать ничего. Вместо этого, реагировать понимающе. Слова типа "А", "Ага" "Понятно", "интересно" "Серьезно?" сказанные заинтересованным тоном, очень помогают ребенку рассказывать.

3. Не отрицать чувств ребенка, даже самых сильных и отрицательных (ненависть, гнев, зависть) Лучше дать им имя.

4. Не вдаваться в длинные логические объяснения. Лучше дать ребенку понять что его желание или рассказ важны для вас. Можно сказать: "Хорошо бы у меня было столько денег и такая конюшня, чтобы я мог купить тебе собственную лошадь" (вместо "Нам негде держать лошадь и у нас нет на нее денег")

5. Не обрывать мечты ребенка. Лучше проявить понимание. Например: Р:"когда я вырасту, я стану космонавтом" - М: "Это действительно очень интересная профессия, а?"

6. Никаких допросов с пристрастием. Предложение типа: "Расскажи мне подробно что было на вечеринке, кто был, с кем ты танцевала?" выкинуть из родительского лексикона, срочно.

7. Не торопиться отвечать на вопросы. Вместо этого - подсказывать ребенку где он может найти интересующую его информацию.

Ну, так этого всего понять нельзя, надо книжку читать... Как тезисы многое тут выглядит спорным.

Динка прощается с детством
 

Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает.

А если вы начнете рассказывать о том, как у вас день прошел и "втянете" его в разговор? Или просто спросите, как ему6 например, бутерброд, который вы сделали понравился ( не знаю как у вас, у нас завтрак дети сами берут с собой), а потом пусть расскажет, кто с ним рядом за столом сидел и что они вкусное такое с собой принесли. Или просто спросите, что сегодня в саду было вкусного на завтрак или обед, потом можно продолжит разговор, спрашивая, как и что понравилось и перейти потихоньку на другие вас интересующие вопросы. Или, спросите, во что они сегодня в саду играли, что понравилось больше? Если расскажет, что играл в машинки, например, спросите, с кем, понравилось ли ему и т.п. Ребенку тяжело просто на вопросы как настроение? Или как было? ответить, им легче анализировать уже готовые темы. Ну, например, спросите был ли его любимый обед? Если нет, то скажите, что очень жаль, а что вместо этого было, понравилось ли? Так ребенку интереснее беседовать. Вопросы должны быть направлены на действие или точную ситуацию, просто обобщающий вопрос тяжелый для ребенка.

Nastasja_K
 

Я никогда не начинаю расспрашивать детей что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы: рассказать ему что-то интересное что было у тебя, вспомнить историю из твоего детства, или просто начать беседу про желтого Пикачу. Сесть за чашку чая и настроиться на внимательное активное слушание тоже помогает, поймать взгляд и улыбнуться... Короче, освободиться морально для того чтобы пообщаться. Это не занимает много времени, но это очень тяжело. Мне помогает что-то делать вместе: складывать белье, готовить ужин, или поехать куда-то с одним из детей. Часто по дороге мы начинаем скажем петь песни или загадывать загадки, и вдруг они что-то такое рассказывают, что в иной ситуации никогда бы не вылезло. (только осторожно, не врезаться во что-то.....) Еще хорошее время перед сном обнять малыша когда он уже в постели и сказать ему как вы его любите. Получив уверения в вашей любви ребенку, как ни странно, проще общаться... К тому же это помогает ему протянуть время и не идти спать. И главное: кто сказал что каждый день вы должны получать подробный отчет о происходящем в садике? ничего подобного. подумайте что муж каждый день ждал бы от вас подробного отчета о проведенном дне, подвигая на это вопросами типа: с кем ты говорила? а что ты ела на обед? а как тот проект? а что было с начальником? а что вы обсуждали на совещании? я не знаю как вы но я бы через неделю озверела... Ну должен же человек иметь право на личную жизнь! И не всякому хочется переживать заново весь день дома вечером. Иногда человеку надо просто отдохнуть в кругу близких людей! А ребенок тоже человек....

Динка прощается с детством