Песочница - это не только копание лопаткой, постройка домиков и крепостей, приготовление песочных пирожков. Это - общение! Дети и родители в песочнице - это коллектив, где каждый играет определенную роль и оказывает влияние на других.
В песочнице дети учатся общаться, находить компромиссы, достигать собственных целей и получать желаемое.
Настя
Настя - долгожданный ребенок. На ее развитие брошены все силы. И если обычно в семье ребенком в большей степени занимается мама, то в этой семье с маленькой Настей активно занимается отец и бабушки с дедушками.
Настя долго не могла пойти. Физически она не уступала своим сверстникам, но была слишком спокойным ребенком - ей было комфортно тихонько сидеть в колясочке. Соски-пустышки она не признавала. И быстрее заговорила, чем пошла. Плюс у девочки врожденная фонетическая память - она повторяет все услышанные слова с поразительной точностью и интонацией.
Конечно, это вызывает большое удивление окружающих и стойкую гордость родственников. Она в год и семь месяцев свободно говорила предложениями, четко выговаривая длинные непростые слова.
***
Настя с папой вышла гулять и повела его к песочнице. Папа вздохнул неохотно и предложил пойти на горку – там никого не было. Но Настя тянула его в другую сторону и тараторила: «Папочка! Идем в песочницу! Делать куличики!». Папа еще раз вздохнул и повернул к песочнице. Там уже было несколько детишек с мамами.
-Ой, ребята, к нам идет Настя!- приветливо сказала одна мама и дети повернулись в ее сторону.
Настя подбежала к песочку и остановилось, отец медленно подошел к песочнице и не проронил ни слова. Он поставил рядом с песочницей ведерко и лопатку, а сам сел на дальнюю лавочку.
- Иди, пойграй с ребятами! У нас здесь много игрушек! - предложила другая мама.
Дети с интересом смотрели на Настю. Но она не пошла.
- Бери лопатку и копай, ты же хотела в песочницу, - сказал ей отец.
- Лопатку, - тихо повторила девочка, взяв ее.
- Насыпай мокрый песочек в ведро и делай куличик! - серьезно сказал отец.
Девочка стала насыпать песок в ведро, повторяя слова отца. Он монотонно говорил ей, что делать - она делала. Затем она увидела «кошечку» и стала восхищенно говорить о ней. Лицо отца оставалось серьезным и немного напряженным. Он подтвердил присутствие кошки и продолжил обучение «куличикам». Дочка послушно продолжила.
В песочнице наступила тишина. Вернее, замолчали все, кроме папы с Настей. Мамы молча наблюдали за ними, дети с интересом слушали, как хорошо говорит эта маленькая девочка, но не подходили к ней. Настя повторяла за папой слова, он сдержанно и не эмоционально диктовал ей инструкции для выполнения. Он не смотрел на окружающих. В глубине души ему была приятна эта односторонняя тишина, когда все могли слышать, как хорошо говорит его дочь.
Мамы стали общаться между собой, не обращая внимания на Настю с папой. А дети продолжили свою игру и стали нескладно совсем по-детски общаться между собой. Настин папа стал поглядывать в их сторону. «Никчемные, отсталые дети» - читалось в его глазах. Он с пренебрежением отвернулся от них и посмотрел на свою маленькую дочку. Она делала куличики и щебетала своим нежным детским голоском такие сложные слова. Он с облегчением выдохнул и продолжил серьезную беседу с ребенком. Наступила небольшая пауза. Дети снова посмотрели на «вундеркинда». Не дожидаясь конца выступления, одна из девочек вдруг вскарабкалась на песочное возвышение и сказала Насте с гордостью «Вот!». Настя с восхищением посмотрела, как другая девочка ловко влезла на высокую кучу, затем глянула на отца и снова взялась за лопатку. Отец не обратил на это внимания. Он вел себя так, будто никого не было рядом.
Дети, не выдержав такого ограждения, подбежали к Насте. Мальчик протянул ей лопатку, а девочка – сито для песка. Настя улыбнулась и взяла. Вокруг песочницы снова начали играть дети. Здесь готовится обед для киски, там - строится для нее домик.
Настя взяла в руки сито, стала насыпать в него песок и высыпать его через край. Недовольный отец остановил ее и объяснил, как правильно эксплуатировать сито для песка. Девочка все поняла и стала просеивать. Песок легкой струйкой падал вниз. Когда в сите остались только камешки, она повернулась к отцу, слегка улыбнулась и высыпала их ему на ноги. Его лицо замерло. Он посмотрел на довольную дочку и растеряно спросил, зачем она это сделала. Девочка весело засмеялась. Он погрустнел, почувствовал, как все повернулись на них и тихо сказал «хулиганка». Настя бросила сито и пошла к столику, на котором дети готовили песочную кашу.
Общительность
Мы живем среди людей. Каждый день нам приходится общаться с очень разными людьми: коллегами, соседями, родственниками, попутчиками. К каждому человеку нужен свой подход.
Вы, наверное, наблюдали странную закономерность, когда «отличники» тихо стоят в сторонке, а «троечники» умеют неплохо устроиться. Дело в том, что так называемых троечников учит сама жизнь. Они общительны, пользуются помощью друзей, заводят новые полезные знакомства, одним словом - хорошо ориентируются в ситуации, знают, к кому обратиться за советом.
Умение общаться с людьми является одним из самых важных и жизненно необходимых для любого человека. Никто не хочет быть одиноким. Это умение зависит от темперамента, но в большей степени оно наращивается простым опытом общения, который начинается с детства.
Учите ребенка перебарывать свою робость и подходить самому к другим детям, чтобы поиграть. Берите с собой «запасные» игрушки для других детей, чтобы у них был дополнительный стимул для игры с вашим ребенком. Даже если Вам не нравится чужой ребенок или его родители, не настраивайте ребенка против него, не запрещайте им играть вместе. Ребенку важно самому научиться отличать «плохих» от «хороших», ведь вы не будете постоянно рядом с ним. Важно научиться давать отпор, иногда противостоять, находить компромиссы в игре. Ведь и в реальной взрослой жизни все не так уж гладко.
Безусловно, необходимо развивать умение ребенка говорить. Но не стоит забывать, что у каждого ребенка свой собственный темп. Есть дети, которые, начиная рано говорить, могут позже так ничего умного и не сказать. А есть те, кто долго молчит, а затем говорит целыми предложениями и делает серьезные выводы. Не выделяйте при других детях превосходство вашего ребенка. Дети чувствуют себя ущемленными. Хорошо, если они тоже продемонстрируют вам в ответ какое-то умение, как девочка, которая залезла на высокую кучу. А может быть и так, что ваш ребенок станет им не приятен, и они будут его игнорировать.
Стоит уделять не меньшее внимание другим важным способностям. Не секрет, что для детского здоровья очень важно движение. Иными словами, дети должны бегать, прыгать, играть в подвижные игры, кататься с горки и прочее. Это делает их сильными, ловкими, уверенными в себе. Развитие крупной моторики оказывает влияние и на способность писать, читать и разговаривать. Это целый комплекс воздействия на ребенка. А от чрезмерных однообразных занятий ребенок может даже заболеть.
Для того, чтобы ребенок вырос разносторонним человеком, ему необходим разный опыт занятий. Замечательно, если вы уделяете достаточное количество времени развитию интеллектуальной деятельности ребенка, но не стоит забывать и о физической стороне вопроса. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух.
Ребенку, впрочем, как и любому взрослому человеку, необходимо получать приятные эмоции. Это должна быть не только гордость и чувство превосходства над другими детьми, но и простая радость от общения, от баловства и придумывания чего-то нового, может не правильного, но своего.
Важно иметь связь со своим ребенком. Когда ребенок чувствует, что его любят, а не просто тешат свои амбиции - он счастлив! Он не боится ошибиться и накапливает свой опыт, а не стоит в стороне у обочины жизни. Если ребенок высыпает песок через край сита, а не просеивает его, это не значит, что он не знает как «нужно», он делает по-своему, проявляет инициативу, а не выполняет программу. Ведь это человек, а не робот.
А вы считаете своего ребенка общительным? Что ему помогает или мешает в этом?
Читайте также:
В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг»
В песочнице. Часть 3. Самостоятельность