В песочнице дети и родители занимают разные позиции. Кто-то из родителей предоставляет своему ребенку полную свободу и самостоятельность в игре, кто-то объясняет, как нужно просеивать песок и строить куличики, кто-то четко следит, чтобы ребенок не испачкался и строго наказывает. Каждый родитель мечтает о том, как его ребенок вырастет и станет самостоятельным, достигнет определенных высот. Ну и, конечно, в глубине души надеется, что будет помогать своим родителям – словом, делом, или беззаботной старостью, когда проблемы детей не висят на родителях тяжким грузом.
Кирилл
Кирилл очень красивый мальчик. Он блондин с сине-бирюзовыми глазами. Его так и хочется прижать к себе и никуда не отпускать! Его мама очень хотела дочку, но, родив Кирилла, поняла, что мальчики тоже бывают очень красивыми, нежными, и любящими. Кирилл привязан к матери, они проводят много времени вместе. Даже на улице они чаще гуляют вдвоем, чем общаются с другими детьми.
***
Дети собрались в песочнице и выкапывают большую яму, чтобы сделать подземный ход. Юля и Алина копают, маленький Рома насыпает песок в машинку и возит ее за веревочку вокруг песочницы. Работа кипит!
Мимо проезжает Кирилл. Мама везет его на трехколесном велосипеде, подталкивая сзади за ручку. Кирилл даже не делает попыток крутить педали сам. Он расслаблен и откинулся на спинку маленького сиденья. Он лишь немного оживился, увидев, как дети весело играют. И молча указал на песочницу. Мама немного удивилась и повернула к детям.
Подъехав к песочнице, Кирилл не сразу слез с велосипеда. Он подождал, когда ему поможет мама. Присмотревшись к игре, он не захотел копать вместе с ребятами, а стал делать свою собственную яму. К нему подошла мама и высыпала его игрушки рядышком на песок. Кирилл взял большую лопату и принялся за дело. Работа шла медленно. У ребят было уже очень большое углубление, а у Кирилла совсем маленькое. Он нахмурился и отложил лопату в сторону.
-Мам, я хочу конфету, - несколько настойчиво произнес он. - Сходи домой!
Мама вздохнула и ответила, что сейчас не пойдет. Кирилл снова нахмурился и взял в руки ведерко. Стал водить им по песку, пытаясь оторвать от песка кусочек побольше. Тем временем маленький Рома увидел в игрушках Кирилла замечательную блестящую машинку. Она настолько захватила его внимание, что он даже выпустил из рук веревочку своего Камаза. Рома посмотрел на маму Кирилла и спросил разрешения взять машинку. Мама кивнула. Но как только он взял в руки машинку, Кирилл разразился жутким криком. Он кричал, что это его машинка. Но крик его был обращен к его маме. Ведь это она разрешила мальчику поиграть. Рома, насторожившись, смотрел на маму с сыном. Кирилл не обращал на маленького мальчика никакого внимания. Он кричал и возмущался на маму. Не выдержав, Рома поставил машинку на песок и отошел в сторону. Кирилл даже не заметил этого. Он подошел к маме. Мама стала вытирать его лицо платком, нежно провела рукой по белоснежным волосам. Но мальчик все не унимался. Его красивое личико скорчилось в мученической гримасе.
-Ты так все мое отдашь. Как ты могла…- Кирилл продолжил обвинять свою маму.
Мама обняла его и притянула к себе. Кирилл сел к ней на колени и продолжил свои горестные речи.
-Хочешь, я принесу тебе конфеток?
Кирилл, всхлипывая потише, одобрительно кивнул. Мама пошла домой за конфетами. Мальчик вытер лицо руками и стал спокойно ждать маму, больше не обращая внимания на свои игрушки в песочнице.
Самостоятельность
Детям необходимо общение не только с мамой. Даже если ребенок «проблемный», не стоит усугублять его поведение, ограничивая круг общения. Дети уже в малом возрасте учатся жизни - отстаивать свои интересы, отбирать, не отдавать свои игрушки. Свои маленькие конфликты дети должны уметь разрешать. Для этого нужен опыт общения, важные советы мамы и проявление самостоятельности ребенка.
Постоянное вождение за руку - очень плохой принцип воспитания. В таком случае ребенок не учится действовать, думать и делать выводы. Он становится более пассивным, чем мог быть при ином поведении родителей.
Несмотря на свою «несамостоятельность» такие дети часто пытаются эксплуатировать окружающих. Конечно, маме порой гораздо проще и быстрее самой накормить малыша кашей, чем наблюдать, как он размазывает еду по столу, ковыряется в ней ложкой, пытается кинуть ею в мишку. Гораздо удобнее сделать это самой, особенно когда мало времени. А время мамы всегда очень ограничено. И получается, что мама постоянно кормит малыша, возит его на велосипеде и т.д.
Ребенку необходимо развивать навыки самостоятельности. Так он привыкает к труду, к тому, что сам на что-то способен. Его личные достижения приносят ребенку огромную радость. Он понимает свою силу, свои возможности, чувствует себя более уверенно.
Когда ребенок умеет что-то делать сам, в нем начинает проявляется инициатива. Он придумывает новые игры, различные приспособления, ставит перед собой свои собственные задачи и идет к их выполнению. Это очень важная жизненная установка - действовать по жизни, а не просто плакать над сложившимися обстоятельствами.
Помогайте своему ребенку - идите рядом, но не ведите его за руку. Он должен идти сам.
Ставьте перед ребенком задачи, ориентированные на его возраст. Даже совсем небольшой ребенок может убрать за собой игрушки, хоть и оставит много не убранных. Важен принцип. Ваш малыш может помогать и вам - чистить вареную картошку, яйца, размешивать сахар в стакане с чаем, или сливки в стакане с кофе - разноцветный эффект этого действия доставляет большую радость ребенку, а так же развивает мелкую моторику и самостоятельность. Все начинается с мелочей.
А какие навыки самостоятельности вы прививаете своему ребенку?
Читайте также:
В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг»
В песочнице. Часть 2. Общительность