Мы живем в крупном мегаполисе. Живем не только среди людей, но и среди огромного количества машин. Поэтому, чтобы сделать жизнь свою и своих детей безопасной, мы обязаны следовать правилам дорожного движения. Как познакомить малышей со сводом правил, чтобы их выполнение было у ребенка автоматическим, безусловным и не допускались сомнения в их необходимости?
Первые уроки
Знакомиться с правилами дорожного движения мой первенец стал, как только научился гулять без коляски. Еще держась за руку, подстраиваясь под мамин шаг, он неуверенно выходил из подъезда, стоял несколько секунд неподвижно, пытаясь взглядом охватить новые возможности. Бездонное небо, зеленую густоту нависающих деревьев, перспективу убегающих вдаль дорожек. Яркие пятна металлических конструкций детской площадки, просвечивающих сквозь кусты, зовущие своей доступностью и неограниченными возможностями: качаться, раскручиваться, взбираться, скатываться… И сынулька выпускал мою руку и рвался на это детское поле чудес. Автомобили плотной лентой окружали все доступные для проезда дороги и дорожки, лепились на тротуары и газоны, крошечный перекресток, не приспособленный для разъезда, вечно недовольно гудел и водители, вырвавшись, наконец, из плотного кольца своих соплеменников, уже почти не глядя по сторонам гнали своих «железных коней» на большую дорогу, а мой сын мчался им наперерез. И так каждый день.
Вот почему игра в «Правила дорожного движения» стала одной из главных наших игр. Она приобретала самые различные формы, поэтому никогда не надоедала.
Территориальное разделение
Малыш достаточно быстро усвоил, что есть территория людей, пешеходов, где можно ходить и бегать, а есть территория, принадлежащая машинам, и когда мы подходим к границе, мы как солдаты должны внимательно все осмотреть, несколько раз оглянуться, чтобы убедиться, что нам ничего не грозит. Игра в «Наблюдателя» носила различные формы. Это зависело от того, чем ребенок в эту неделю был увлечен. Если мультиками про динозавров, то он отслеживал передвижения своих врагов из соседнего стада. Ими были автомобили. Малыш заранее их высматривал и оповещал своих единоплеменников, то есть, меня, об их приближении. Если он играл в охотника, то автомобили становились его дичью, тогда он затаивался и только жестами указывал, что вон тот зеленый крокодил, (старая марка Мерседеса) движется в нашу сторону. После прочтения сказки становился русским богатырем и зорко наблюдал за всеми ухищрениями железных драконов и соловьиным присвистом предупреждал меня об их приближении.
Дорожные знаки
Малыш подрос, и мы стали все чаще выходить на «большую дорогу». Так мы называли все дороги с оживленным транспортным движением. Я в меру своих скудных знаний старалась озвучить дорожные знаки. Светофор стал главным нашим объектом. «Красный свет – проходу нет!» начинал распевать кроха, как только видел дорогу, настолько въелась эта фраза в сознание малыша благодаря моим неустанным усилиям. Несколько раз я провоцировала ребенка, предлагая ему перейти дорогу на «красный», когда машин не было. Но сын был возмущен и начинал меня «учить» моими, же словами: «Нельзя переходить дорогу. Это закон. А закон нарушать нельзя…» И все в том же духе. Это смешно звучало, потому что произносилось с пропусками буквы «р» и невнятным выговариванием окончаний слов.
Играем, изучаем, анализируем
Кроха вскоре заметил, что некоторые дорожные знаки я не озвучиваю. Пришлось сознаться в недостатке знаний и восполнить пробел покупкой лото «Правила дорожного движения». Принцип игры: назвал правильно карточку с изображением дорожного знака,- забираешь себе. Кто быстрее заполняет все поля, тот выигрывает.
Сын активно использовал эти карточки при игре в машинки и паровозики. Поэтому через некоторое время знал знаки лучше меня, даже такие, как «реверсивное движение», «место для разворота», «автомагистраль».
Постепенно игры «врезалки», как я их называла, когда одна игрушечная машинка врезается в другую и они обе взлетают в вверх под оглушительный крик ребенка «Ба – бах!», мы заменили на более мирные и познавательные. Стали строить из различных конструкторов, кубиков и подручного материала целые города с дорогами, зелеными насаждениями и кукольными жителями. Дороги, перекрестки, различные разметки мы рисовали сначала на ватмане, который и расстилали под игрушечным городом, а когда город стал раз за разом разрастаться, мы стали наносить дорожную разметку прямо на линолеум. Каждый раз мы проектировали новый мегаполис. Карточки тех дорожных знаков, которых не хватало, сын рисовал сам.
Инструктор по вождению
Вскоре к игре подключился и папа. Во-первых, ему было самому интересно «погонять» игрушечные машинки по правилам. Во-вторых, он решительно поднимал свой авторитет в глазах ребенка, ведь только он мог «разрулить» сложнейшие транспортные ситуации в игре «Домашний мегаполис», а заодно дать фору маме, показав, что есть вопросы, в которых она пока что некомпетентна.
Папа со временем стал приглашать сына для совместного рассматривания автомобильного журнала, для разбора опубликованных транспортных «задач». Сын потихоньку стал усваивать, что игра игрой, но за этим стоят серьезные транспортные ситуации, которые могут привести к ДТП. После нескольких просмотров телевизионной «Сводки происшествий», сын стал еще более бдительным на дороге.
Мама – «чайник»
Когда дочери было три года, я села за руль. Представьте шоковое состояние, помимо безумного страха от личного транспортного средства, от потока автомобилей, окружающего меня со всех сторон, еще и животный страх за здоровье и жизнь детей, которых я везу! Ужас, который я испытывала, конечно же, чувствовали сын и дочь. Дети, видя, как маме тяжело, пытались ободрить, поддержать и помочь. Особенно старалась дочка. Она заранее предупреждала меня о дорожных знаках, не называя их, сообщала, какой горит свет у светофора. Первые месяцы самостоятельного вождения я вслух автоматически дублировала все свои действия: «Села, пристегнулась, проверила ручник, вставила ключ зажигания…» Слушая мои бесконечные монологи: «При повороте налево включила «поворотник», посмотрела в левое боковое зеркало, перестроилась…», дочка легко выучила все комбинации при трогании, движении, маневрировании и парковке. Сложную науку вождения моя дочурка прошла вместе со мной. И теперь она прекрасно понимает, как сложно водителю, ведь зачастую он не может видеть, что творится позади или сбоку машины, не всегда реально быстро затормозить. Дочурка уже знакома с понятиями «движение по инерции», «гололед», «сцепление с дорогой» не только в теории. Она никогда не перейдет улицу, прежде не просчитав перемещение каждой движущийся машины, и даже внимательно оглядит ряд припаркованных машин, не сидит ли там водитель, собирающийся трогаться с места, и еще не включивший фары. Лучше всяких нравоучений для моей дочери оказалась езда с мамой – «чайником».
Игра «Поводырь»
Время от времени мы с детьми играем в игру «Поводырь». Особенно она актуальна после лета, проведенного за городом или в поездках. Дети расслабленны, невнимательны. Много забытых и новых маршрутов: в поликлинику, в детский садик, в школу, к друзьям и родственникам. Соскучившись по роликовым конькам и велосипедам, дети рвутся на улицу, чтобы накататься всласть, забывая о правилах дорожного движения.
Условия игры «Поводырь» просты. Тот, кто назначается на эту роль, ведет всю компанию, сопровождая перемещения комментариями. Например: «По дороге в садик, мы пойдем по тротуару, перейдем там, где нарисована «зебра». Сначала посмотрим налево, потом направо, убедимся, что машин нет…» Остальные игроки стараются спровоцировать поводыря, предлагая быстренько перебежать дорогу, обойти автобус спереди, а не сзади, как положено. Детям нравится эта игра, они чувствуют себя взрослыми, самостоятельными. Не так уж часто удается покомандовать мамой, папой или старшим братом.
Полезные правила
Есть еще несколько правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка. Разрешив ему кататься на велосипеде или роликовых коньках, нужно четко ограничить территорию, даже если это дорожки сквера или тротуар. Например: «Катаешься вот от этой скамейки до детской площадки и обратно». Перед тем, как перейти дорогу, спускаемся с велосипеда и идем пешком. Проходя вдоль припаркованных машин, надо быть внимательным, следить, чтобы резко открывающаяся дверца автомобиля вас не ударила. Никогда не бросаться за мячом, который выкатился на проезжую часть, попросить помощи у взрослых.
И, конечно, не забудем заглянуть в книжный магазин и приобрести несколько детских книжек с поучительным содержанием о правилах дорожного движения. Например, как лисичка Лиза не послушалась свою маму и перебежала дорогу в неположенном месте, и что из этого вышло. Издательства так же выпускают стихи, кроссворды и загадки на дорожно-транспортную тематику:
«Три глаза – три приказа,
красный – самый опасный»