Каждой маме известно, как порой сложно о чем-то договориться с ребенком. Мы даем детям логические объяснения, почему мы правы, почему нужно сделать так, как говорим мы, но наши чада находят различные отговорки и активно упорствуют.
Кто-то из родителей выбивается из сил и «опускает руки» так и не добившись своего, кто-то начинает злиться и давлением добиваться послушания. Однако благодаря женской изобретательности, многие мамы придумывают нестандартные пути решения этой проблемы: их дети выполняют поставленные задачи, даже не успев вспомнить про свои несогласия.
Питание
Не всегда наши малыши любят полезные блюда. Часто худенький и бледненький ребенок ест с неохотой, а на многие продукты и вовсе смотреть не может. Поскольку методы дисциплины и наказания неприемлемы в вопросе приема пищи, а правильное питание обеспечивает маленькому человечку крепкое и физическое и умственное здоровье, родителям нужно идти на некоторые хитрости, чтобы накормить нехочуху.
Наталья, 28 лет, мама 2-летней Кати:
«Моя дочь привыкла есть детское питание из пластиковых и стеклянных баночек. Это различные фруктовые и овощные пюре, детские йогурты, творожки и кефирчики. Когда Катюша немного подросла, я решила готовить детские блюда самостоятельно. Но моя дочь напрочь отказалась есть овощное пюре из тарелки. Тогда я сварила домашний творог, добавила в него ягоды, получилось очень вкусно. Но и это блюдо моя малышка отвергла.
Поразмыслив, я решила немного обхитрить своего ребенка. Я вымыла баночки из-под пюре, оставив на них все этикетки. Перед кормлением я переложила пюре своего приготовления в одну из баночек, закрыв ее крышкой. Как обычно, я усадила за стол Катерину, повязала ей фартук, взяла баночку и при дочери открыла ее. Никаким своим действием не вызвав подозрения у ребенка, я зачерпнула ложечкой пюре и дала дочери.
Распробовав, Катя, видно, почувствовала, что-то не то. Но, пристально рассмотрев знакомую баночку, решила «довериться бренду» и уплела все мое самодельное пюре.
Так я открыла для себя способ кормить полезными и разнообразными блюдами свою двухлетнюю малышку. Таким же образом я перекладывала в пластиковые баночки творожок, подкрашенный и ароматизированный натуральными ягодами. Очень быстро Катюша привыкла к новым вкусам своих «баночек» и начала есть их с большим аппетитом».
Елена, 34 года, мама 7-летнего Миши:
«Мой сын не любит есть овощи ни в сыром, ни в вареном виде. Меня это очень смущало, пока я не начала изобретать способы, как накормить сына полезной едой.
Конечно же, заставлять ребенка насильно что-то есть нельзя. Поэтому я придумала альтернативные блюда, которые называются и выглядят как любимая еда ребенка, но состав несколько изменен.
Например, мой сын любит пиццу. Я решила сделать эксперимент: добавила в нее как можно больше различных овощей: брокколи, болгарский перец, помидоры. Под расплавленным сыром овощи не сильно видны, поэтому вид у пиццы получился обыкновенный. Сын с удовольствием ел такую пиццу, даже заметив в процессе еды в ней овощи.
Еще одна моя идея. Когда я делаю мясные котлеты, примерно 40 процентов моего фарша составляют перекрученные на мясорубке овощи. Но здесь нужно приноровиться, т.к., если положить чересчур много овощей, котлеты могут иметь сильно выраженный немясной вкус».
Занятия
Не многие дошкольники любят регулярно заниматься дома подготовкой к школе. Вначале это вызывает восторг: «Да, хочу быть учеником!», но потом изучение букв, цифр, написание крючочков – все это утомляет ребенка, и интерес пропадает.
«Мой занимается из-под палки», «А моя только, если скажу, что запрещу смотреть мультфильмы», - слышим мы жалобы отчаявшихся мам. Многие родительницы, не смиряясь с положением дел, находят свой выход из ситуации.
Алена, 30 лет, мама 6-летней Лизы:
«Я заметила, что занятия математикой у моей дочери вызывают скуку. Она ни в какую не желает решать простые примеры, хотя я знаю, что она умеет это делать. Когда все же мне удается заставить ее что-то сделать, она не старается, пишет очень марко, ленится считать и вписывает неверные ответы.
Недавно я придумала одну вещь. Я распечатала на листе бумаги таблицу с тремя столбцами. Первый столбец – дата, второй – предмет, третий – оценка. И предложила своей дочери такую игру. Она делает задания, я ставлю ей оценку и записываю их в нашу таблицу. Как только набирается десять «пятерок», дочь получает приз.
Это очень понравилось Лизе и стало стимулом к тому, чтобы она старалась на «пять». К тому же теперь, когда мы приходим в магазин, и дочь просит меня купить ей очередной киндер-сюрприз или еще какую-то мелочь, я говорю ей, чтобы она подождала еще чуть-чуть до того, как получит очередные десять «пятерок»».
Светлана, 25 лет, мама 7-летней Оли:
«Моя дочь – любопытный ребенок. В четыре года в школе раннего развития она выучила буквы и к пяти научилась читать слова по слогам. Читать книжки, как другие дети, ей было лень, она делала это только, если я ее долго упрашиваю.
Я не знала, что придумать, чтобы Оля не утратила навыков чтения и не забыла буквы к первому классу. Но дочь сама подсказала мне идею.
Я заметила, что Оле понравится один детский журнал, где много сканвордов, коротеньких смешных стишков, детских анекдотов с картинками, рассказов. Разглядывая его, моей дочери очень хотелось узнать, о чем тот или иной стишок или анекдот.
Мы начали регулярно покупать Оле все выпуски журнала. Любопытство моей дочери пересилило ее лень, и она начала сама прочитывать короткие четверостишья и анекдоты. Поскольку все тексты были написаны с юмором, понятным для детей, Оле так нравились они, что она начала не только читать их сама, но и прочитывать нам, родителям, а что-то запоминала наизусть и рассказывала друзьям. Потом наша дочь начала разгадывать сканворды. С нашей помощью она научилась писать грамотно многие слова, чтобы правильно вставлять их в пустые клетки.
Теперь, когда девочка пошла в первый класс, она бегло читает и даже пытается писать рассказы, подобные тем, что печатают в ее любимом журнале».
Оксана, 31 год, мама 8-летнего Ромы:
«Чтобы подготовить Рому к школе и вызвать интерес к занятиям, мы воспользовались помощью его двоюродного брата Славика, который был старше на два года и уже заканчивал первый класс.
Когда Славик приходил к нам, мы подкидывали мальчикам идею поиграть в «Школу». Я ставила мольберт, давала Роме тетрадь с ручкой, а Славе – мел. Старший брат у нас был учителем, а мой сын – учеником.
Моему Роме понравилась эта игра и через некоторое время они с братом начали меняться ролями. То, что уже усвоил мой сын, он «преподавал» Славику. Такое развлечение очень помогло Роме в подготовке к первому классу».
Помощь по дому
Если для двух-трех летних малышей мытье посуды или полов воспринимается как развлечение, то для ребятишек постарше это уже скучная обязанность. Чем старше становятся дети, тем больше навыков мы пытаемся привить им по уходу за собой, за своим имуществом.
«Лень вперед тебя родилась!» - убеждаем мы своего дошколенка, когда он на нашу просьбу убрать за собой отвечает протяжным: «Ну, ма-ам!» Но порой нам все же удается найти подход и без особых трудностей добиться того, чтобы ребенок выполнил нашу просьбу.
Ольга, 40 лет, мама 7-летней Сони:
«Сильным стимулом для моей дочери являются временные рамки. Я использую эту особенность в ее обязанностях по дому.
Например, если дочери дано задание убрать игрушки, она может растянуть это дело на два часа, так и не закончив его до конца. Но, когда я говорю Соне: «Я приду в комнату через пять минут, чтобы к этому времени все было сложено», моя дочь очень быстро начинает все делать, и зовет меня, даже когда пять минут еще не истекло: «Мама, иди, проверяй мою уборку!»
Для нее это своего рода игра или соревнование, ее интригуют поставленные временные ограничения, и она хочет показать, что может сделать что-то быстрее, чем мы от нее ожидаем».
Мария, 32 года, мама 8-летнего Кирилла:
«Мой сын любит спрашивать у меня, какие у нас планы на день. С самого утра он задает вопросы: «Куда мы сегодня пойдем после школы?», «Кто к нам придет сегодня в гости?» и т.д.
Используя это, я начала заранее включать в дневные планы обязанности, которые должен будет выполнить сын. Это выброс мусора, мытье посуды и т.д. Интересно, что, когда Кирилл уже заранее знает о том, какое задание запланировано для него на день, он спокойно и без сопротивлений выполняет его.
Думаю, что «работает» этот способ по той причине, что всегда после выполнения сыном какой-то обязанности по дому, в наших планах стоит что-то приятное: поход в магазин за мороженым, приход гостей, поездка в парк. Кирилл знает это и, чтобы быстрее осуществилась более интересная часть распорядка дня, он старается не медлить с моими поручениями».
Капризы
Кому не знакомы детские капризы перед сном: «Хочу в туалет», «хочу пить», «не могу заснуть» и так много-много раз подряд за один вечер? Кто не сталкивался с упорством и слезами ребенка, когда он не желает идти домой с прогулки? Капризы бывают разные, некоторые из них повторяются ежедневно. О таких оказиях мамы знают заранее и уже готовы к ним. Можно хладнокровно «сражаться» с ребенком и добиваться своего, но можно найти и мирный путь разрешения конфликта.
Юлия, 35 лет, мама 5-летней Кристины и 4-летнего Вани:
«Я определенно знаю многие моменты, когда мои дети будут капризничать, и на каждый случай у меня есть свой «рецепт» разрешения ситуации. Я точно знаю, что мой сын не любит уходить из гостей и всегда начинает горько плакать, впадать в истерики. Предвидя эти моменты, мы заключаем с Ваней договор еще перед гостями. Мы договариваемся, что только в том случае, если он будет себя хорошо вести, он сможет пойти в гости. Вторая часть нашего соглашения состоит в том, что, если Ваня все же не сдерживает слово и начинает истерить, в следующий раз, когда мы идем в гости, он остается дома с бабушкой. Пару раз приходилось сдержать обещание и не брать сына с собой. Это помогло мальчику понять, что его поступки имеют последствия. Когда он осознал это, он стал выполнять практически все наши договоры.
Подобные соглашения мы заключаем перед походом в магазин: я предупреждаю, что возьму его с собой и смогу купить одну вещь для него, например, его любимый журнал, или маленькую машинку, но он не должен упрашивать меня купить другие игрушки. Как правило, наш договор действует очень четко.
Такие же «контракты» мы заключаем и с дочерью. Она начинает часто капризничать перед сном, чтобы подольше не спать. Обычно я, предвидя это, договариваюсь с ней о том, что почитаю ей сказку на ночь, только если она после этого ляжет и будет спокойно засыпать.
Используя такие «уловки» я замечаю, как мои дети учатся держать себя в руках, стараются не капризничать».
Каждая мама знает своего ребенка достаточно хорошо, чтобы «нащупать» в нем ту «кнопочку», которая поможет ей справляться без нервных срывов с характером малыша. Материнская мудрость подскажет, как лучше поступить в тот или иной момент. Будьте уверены, что через некоторое время вы удивитесь результатам своих усилий!