Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№1 (51) январь-февраль 2013)

Одаренный ребенок Тема детской одаренности интересует педагогов и психологов давно, а в последние десятилетия прошлого века она стала особенно популярной в связи с широким общественным резонансом, который получил феномен вундеркиндов, значительно опережающих в развитии своих сверстников.

Истоки


Результаты, которые демонстрируют одаренные дети, действительно впечатляют: это раннее овладение не только школьными предметами, но и программой высших учебных заведений. Такая степень одаренности — явление относительно редкое, причины которого не выявлены до сих пор. С одной стороны, совершенно очевидно, что подобные «сверхспособности» являются тем, что дано человеку изначально, особым даром Божьим, которым ребенок наделен от рождения. Однако многочисленные исследования показывают, что проявление одаренности связано также и с теми условиями, в которых растет и развивается ребенок.

Джордж Биддер (1806–1878, Англия) поражал окружающих уникальными математическими способностями. Еще не научившись читать и писать, шестилетний Джордж легко и непринужденно совершал в уме сложнейшие математические вычисления с многозначными числами, чем вызывал восторг и умиление у самых высокопоставленных зрителей, был принят даже при дворе королевы Англии. Известно, что мальчик смог в течение одной минуты устно решить задачу, предложенную королевским астрономом сэром Уильямом Хершелем: «Свет преодолевает за 8 минут расстояние в 98 миллионов миль от Солнца до Земли. На каком расстоянии от Земли расположена ближайшая неподвижная звезда, если свет от нее на той же скорости идет 6 лет и 4 месяца, принимая 365 дней и 6 часов в каждом годе и 28 дней в месяце?» В детстве основным занятием Джорджа Биддера были многочисленные выступления, на которых он поражал публику своими выдающимися способностями. В дальнейшем начальное образование Джорджа оплатили высокопоставленные спонсоры, а в четырнадцатилетнем возрасте мальчик поступил в Эдинбургский университет, по окончании которого стал ведущим инженером своего времени.

Столь благополучное будущее, которого достиг Джордж Биддер, — удел совсем немногих вундеркиндов. Как показывает опыт, в большинстве случаев со временем уникальные способности нивелируются, и каких либо весомых результатов, отличающих их от сверстников, такие дети не достигают. Причины могут быть разными. Современные исследователи сходятся во мнении, что для полноценного раскрытия и поддержания таланта необходимым условием является одобрение и участие со стороны значимых окружающих. Так, например, Джордж Биддер в детстве получал материальное подкрепление и всеобщее признание публики, которые до определенного времени являлись весомым стимулом для поддержания формы и дальнейшего развития. Немаловажную роль в судьбе мальчика сыграла позиция отца, безусловно одобрявшего достижения своего сына.

Описанный случай, как и другие подобные истории из жизни вундеркиндов, является, строго говоря, «крайним» вариантом, исключением и отклонением от нормы. Причины способностей, проявляющихся со значительным опережением, неизвестны до сих пор, но существуют гипотезы, согласно которым подобные явления объясняются особенным ритмом мозговой активности. Ученые-исследователи также не имеют единого взгляда на характер одаренности. Согласно одной из точек зрения, одаренность характеризует высокие способности человека в самых разных областях: и интеллектуальных, и художественных, и физических. Другие исследователи говорят о том, что одаренность может проявляться в какой либо одной сфере, при этом в других областях уровень может быть как средним, так и сниженным. В любом случае, очевидно, что предпосылками уникальных способностей, которыми обладают вундеркинды, являются в первую очередь врожденные особенности человека.

Когда учение во вред


Некоторые родители, вдохновленные публикациями в прессе и примерами из жизни великих людей, ставят перед собой амбициозную задачу — вырастить своего ребенка гением во что бы то ни стало. Истинные причины таких намерений чаще всего скрываются за разными благовидными, эффектными и даже, на первый взгляд, убедительными оправданиями, которые сводятся, по сути, к одному: «Я хочу блестящего будущего своему ребенку».

Илюша Л. — предмет гордости родителей, главным образом мамы. Еще бы! Мальчик в три года уже мог рассказывать наизусть отрывок из поэмы Некрасова, который обычно учат в старших классах школы, неплохо считал и даже начинал читать. Ни один из праздников музыкальной школы (в которую Илюшу записали «по знакомству» в два с половиной года) не обходился без вокального номера в исполнении мальчика. Лучший детский сад, лучшие педагоги и репетиторы… Каково же было изумление мамы, когда учитель и психолог, ведущие занятия в «Школе будущего первоклассника» лучшей школы города, куда Илюшу определили в возрасте шести лет, были единодушны во мнении: мальчика необходимо освободить от занятий, создать щадящий режим в семье и, возможно, обратиться за консультацией к психоневрологу. Причины — неуравновешенность, серьезные нарушения внимания, сложности установления контактов с другими детьми, невротические реакции.

Психическое развитие ребенка — очень сложный, многоэтапный процесс, который протекает с определенными закономерностями, когда фомирование одних функций последовательно сменяется становлением других. Для гармоничного психического развития необходимо, чтобы активность ребенка получала достаточное подкрепление (в форме совместной деятельности со взрослым или специально организованных занятий). Однако избыточное воздействие оказывает такое же негативное влияние, как и его недостаток.

Некоторые популярные среди родителей современные методики, ориентированные на раннее интеллектуальное развитие, не являются физиологически и психологически оправданными, и, несмотря на внешнюю привлекательность и высокую эффективность на первых порах, подобные эксперименты не проходят бесследно. Многие проблемы, с которыми сталкиваются психологи, работающие с детьми старшего дошкольного и школьного возраста, такие как расторможенность, нарушение внимания, снижение учебной мотивации и другие, являются следствием раннего интеллектуального развития. Это объясняется тем, что в результате подобных занятий происходит избыточное стимулирование левого полушария головного мозга (которое физиологически «созревает» немного позже, чем правое) в то время, когда для гармоничного развития необходима деятельность, развивающая зоны правого полушария. Это, в первую очередь, творческие занятия, наблюдение за явлениями окружающего мира, эстетическое развитие, воспитание любви к прекрасному. Организм ребенка — целостное образование, и любое насильственное вмешательство в какую то отдельно взятую сферу не проходит бесследно. Для исправления последствий потребуется время, силы, а иногда даже помощь врача.

Использование любых развивающих программ должно быть обдуманным, при этом необходимо помнить, что отправная точка — ребенок и его возможности. К сожалению, очень часто приходится наблюдать, что родители, увлеченные идеей раннего обучения, относятся к своему ребенку как к некоему безвольному существу, вроде чемодана, который нужно наполнить до предела знаниями в самых разнообразных областях. Когда нагрузка превышает порог допустимых возможностей и становится непосильной для психики ребенка, включается инстинкт самосохранения, который оберегает организм от перегрузки и дальнейшего деструктивного влияния извне. Известно много примеров несчастных судеб детей, из которых родители когда то пытались сделать «искусственных вундеркиндов»: они значительную часть своей жизни провели в психиатрических клиниках.

Если речь идет о новом подходе к обучению или воспитанию, который еще недостаточно испытан временем и педагогической практикой, то необходимы обязательное психолого-педагогическое сопровождение и контроль за развитием ребенка до, во время и после эксперимента, чтобы своевременно выявить проявление возможных отклонений и в случае необходимости внести нужные коррективы.

Опытные педагоги, которые работают с одаренными детьми, порой намеренно не форсируют события, а стараются создать условия, которые позволили бы таланту юного дарования вызреть, чтобы в дальнейшем, уже в будущей самостоятельной и взрослой жизни, раскрыться в полной мере.

Граф Муржа — российский музыкант с мировым именем, который начал заниматься скрипкой в трехлетнем возрасте под руководством своего отца, а затем продолжил обучение в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории под руководством профессора И. Бочковой, в одном из интервью говорил о себе: «Нет, я к вундеркиндам не отношусь. Мог бы, но мой шеф Бочкова решила, что не нужно форсировать события. И нужно сделать так, чтобы я хорошо играл к сорока годам. Она старалась привить именно это. Постепенное развитие до совершенства, никуда не торопясь. Потому что от этого потом начинаешь сильно уставать и могут возникнуть технологические сложности. И я благодарен ей, что из меня не стали делать очень раннего скрипача. Мой педагог всегда сравнивала скрипача с хорошим вином: чем старше, тем лучше».

Помочь и поддержать


Истории известны примеры, когда детство выдающихся людей протекало тихо и даже неприметно, а талант раскрывался уже в зрелом возрасте. Однако для того, чтобы способности, заложенные в ребенке от рождения, были выявлены и максимально раскрыты, участие взрослых крайне необходимо. Природная или инфантильная одаренность, которая обнаруживается в детстве, находится в зависимости от поддержки взрослых, от увлеченности и заинтересованного участия в жизни сына или дочери близких людей, в первую очередь, конечно, родителей.

Развивающая среда в доме (включающая дидактические игры и пособия, методические разработки, тематические игрушки и многое другое), безусловно, является серьезным стимулом для развития ребенка, что подтверждает опыт увлеченных родителей и педагогов-новаторов. Однако совместная деятельность ребенка и взрослого — не менее важное условие гармоничной и полноценной самореализации. Как показывает опыт, в семьях, в которых родители увлечены каким либо делом, наиболее высока вероятность проявления одаренности у детей. Нередки случаи, когда художественные склонности обнаруживают дети, родители которых, не будучи профессионалами, являются ценителями искусства и посещают всевозможные концерты и выставки. С другой стороны, часто в семьях талантливых родителей, не уделяющих необходимого внимания воспитанию и занятых по большей части собой, способности детей не имеют столь яркой выраженности. Семьи-династии, в которых деды, отцы, внуки на протяжении многих поколений посвящают свою жизнь одной профессии, являют пример сочетания наследственности, некой генетической предрасположенности и социальной среды. Для раскрытия задатков, которые унаследованы от родителей, необходима обстановка поддержки, принятия, уважения друг к другу, что позволяет не только реализовать таланты и способности, но и взрастить цельную и гармоничную личность.

На пороге выбора жизненного пути


К окончанию школы ребенок вступает в период жизненного и профессионального самоопределения. Для родителей это время иногда становится настоящим испытанием, которое сопровождается разногласиями и ссорами. Если до наступления подросткового возраста значение имеет мнение родителей, к которому ребенок охотно прислушивался, то на пороге взрослой, самостоятельной жизни, в период выбора дальнейшего пути решающей силой становится позиция ребенка, которая не всегда совпадает с мнением взрослых.

Родители Насти С., которая окончила школу с серебряной медалью, проигнорировали горячее желание девочки стать психологом и настояли на том, чтобы дочь подала документы в технический вуз, надеясь, что в будущем она получит профессию инженера. Настя, зная суровый нрав родителей, не смела возражать и приступила к учебе, несмотря на то, что будущая специальность была для нее чужда и неинтересна. Окончив обучение, девушка отдала диплом родителям, уехала из города и получила второе высшее образование в области психологии. В настоящее время Анастасия — директор столичной частной школы, кандидат философских наук. С родителями отношения крайне натянутые, поводом для кратковременного возвращения домой послужили только смерть и похороны мамы.

Часто приходится наблюдать ситуации, когда родители, которые самоотверженно отдавали много сил воспитанию сына или дочери, занимаясь сначала в студиях раннего развития, а затем в специализированных классах, на курсах или в центрах для одаренных детей, оказываются совершенно неготовыми к волевому решению уже подросшего ребенка, когда он в один прекрасный момент заявляет, что теперь видит свое будущее в совершенно иной сфере. Как бы ни было сложно, необходимо постараться с максимальной объективностью оценить реальную ситуацию, выслушать и постараться принять позицию ребенка. Настойчивое требование во что бы то ни стало прислушаться к родительскому мнению не всегда бывает конструктивным. Важно понимать, что ваш ребенок уже вышел из того возраста, когда точка зрения взрослых принимается на веру как аксиома. Безропотное подчинение в этом возрасте чаще всего является признаком некоторой незрелости и инфантильности, которые родители взрастили сами.

Но что делать, если кажется, что юноша или девушка совершает ошибку, выбирая не ту область, которая соответствовала бы, по мнению родителей, его способностям? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Иногда ситуацию помогает прояснить консультация в профориентационном центре, специалист которого после беседы и диагностического обследования сможет помочь сделать обоснованный выбор (что, впрочем, может также не оправдать ожидания родителей). Кроме этого, необходимо учитывать, что природные данные, индивидуальные способности и талант являются лишь одним из слагаемых успешной профессиональной самореализации личности. В психологическом плане ведущую роль играет мотивация, стремление, интерес человека к выбранной сфере, которые позволят избежать разочарований, преодолеть сложности, возникающие на жизненном и профессиональном пути. Кроме того, в современном обществе, переживающем эпоху перемен, появляется множество новых направлений и смежных специализаций, которые открывают практически безграничные возможности для реализации данного Богом таланта в самых разных областях.