«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский


О пользе рисования для детейДети любят рисовать. Это маленькое волшебство – создавать новые образы на простой бумаге. При этом общепринятой методики обучения малышей рисованию не существует. Педагоги черпают советы из разных пособий и личного опыта, родители добавляют что-то свое. И это «что-то» - самое важное. Вы можете научить ребенка наблюдать, сравнивать, срисовывать, придумывать новое. Но неужели рисовать – так важно, спросите вы?

Рисование для ребенка в первые годы его жизни – это прежде всего игра. Она не только помогает воплотить на листе бумаги фантазии, но и обладает рядом полезных функций. Ведь игра - лучший учитель.

Как известно, полушария нашего мозга отвечают за разные процессы. Левое – за аналитическое мышление, а правое – за абстрактное. Чаще всего мы пользуемся левым полушарием, поэтому обычно оно развито лучше. Творчество же помогает нам тренировать правое полушарие. Но вовсе необязательно становиться профессиональным художником.

Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах». А в Древнем Египте рисование вообще считалось необходимым предметом. Только так можно было постичь и грамоту, ведь иероглифы часто изображались в виде людей и животных. Современные педагоги также убеждены: дети, которые много рисуют, намного легче обучаются письму. И это не просто так:

• Во время рисования развивается моторика ребенка, что также положительно влияет на развитие речи,
• Малыш учится правильно «ставить» руку, это и помогает сформировать подчерк,
• Процесс учит быть более внимательным, собранным, усидчивым,
• И, конечно, рисование развивает фантазию, пространственное и аналитическое мышление и помогает ребенку реализовать себя.

Кроме этого, с помощью рисования ребенок познает мир, оно помогает понять окружающие предметы, явления и себя.
Педагоги условно выделяют две стадии развития изобразительных навыков детей:

До трех лет все малыши обладают примерно одинаковыми способностями. В год-два они обычно не испытывают прямой потребности в рисовании, им интересно другое – манипулировать предметами и изучать их. Поэтому листы постепенно заполняются точками, штрихами, ломаными линиями и другими «каракулями». Чем старше ребенок, тем более сложными становятся "рисунки". А еще дети придумывают новые игры с канцелярскими принадлежностями. Поэтому не останавливайте ребенка, если он складывает листы или комкает их, катает карандаши по полу, как машинки, или стучит ими, как барабанными палочками.

Ближе к трем годам на бумаге начинают появляться образы. Значит, ребенок уже ставит перед собой задачу изобразить что-то конкретное. Вот тут и начинается все самое интересное. Участвуйте в процессе, комментируйте, задавайте вопросы, иногда помогайте, хвалите. Учите пользоваться разными видами красок, карандашами и фломастерами, объясняйте их отличия. Это нужно было делать и раньше, но менее настойчиво.

Также не забывайте: рисование – это изотерапия. С помощью рисунка можно узнать, о чем думает малыш, чему радуется, о чем мечтает, а чего боится.

С чего начинать? Пожалуй, с пальчиковых красок. Тактильный метод детей очень привлекает, так рисовать - удобно. К тому же развивается мелкая моторика. Пальчиковые краски есть у Crayola и «Робинс». Затем можно осваивать восковые мелки и пастель, карандаши, фломастеры и, конечно, краски: акварель, гуашь, акрил.

Приятно экспериментировать и с нестандартными материалами и технологиями. Купите ребенку ручки и маркеры необычных цветов DJECO: кислотных, металлик или с разноцветными блестками. Можно использовать шаблоны и трафареты Ravensburger или Fashion Angels: с одной стороны это интересно, с другой – усложняет задачу, а значит, ребенку нужно будет хорошенько пофантазировать, чтобы в итоге на листе бумаги получилось то, что он задумал.

Вы можете покупать не только белую бумагу, но и цветную. Причем разных форматов – пусть ребенок сам выбирает, каким будет новый шедевр. На темных листах лучше рисовать сухой пастелью. Творческим детям в комнате можно поставить мольберт с листами большого формата или доску для рисования мелками.

Рассказывайте детям о цвете и его сочетаниях, разных материалах, техниках и композициях. Это правильно и полезно. И если ребенку действительно нравится рисовать, можно смело выбирать кружок или присматривать художественную школу.

Вирпи Рихтер,
председатель правления совета директоров компании myToys.de GmbH,
эксперт немецкого интернет-магазина детских товаров, одежды и игрушек myToys.ru.

Фото - фотобанк Лори