Родители помогают ребенку делать домашнюю работуМногие родители считают, что помогать детям выполнять домашнее задание - их святой долг. И если они пустят все на самотек, то успеваемость ребенка упадет ниже плинтуса, он совсем распустится, нахватает двоек и о поступлении в престижный университет (хотя бы на платное отделение!) останется лишь мечтать. Да и домашние задания нынче такие, что не каждый взрослый справится…

Но на самом деле, помогая с домашкой, взрослые часто оказывают детям медвежью услугу. Как же так? Ведь школы всех развитых стран активно пропагандируют вовлечение родителей в детское обучение, да и в кругу мам принято считать, что тот, кто помогает ребенку с заданиями - тот хороший родитель… Почему помогать ребенку с домашним заданием - вредная практика?

Причина первая: ваша помощь не улучшит успеваемость в глобальной перспективе


Конечно, пока вы будете делать за ребенка домашку, его оценки, скорее всего, будут достойными. Но как только вы перестанете - они, вопреки ожиданиям, не улучшатся (и часто - даже не останутся на прежнем уровне). Помогая с заданием, родители часто думают, что таким образом они формируют у ребенка новые знания, которые помогут ему в дальнейшем справляться с домашней работой самостоятельно. На самом же деле происходит прямо противоположное. У ребенка пропадает исследовательский интерес и новые знания усваиваются хуже.

В этом году социологи из американских университетов Остина и Дьюка завершили совместное масштабное исследование, призванное изучить эффект родительской помощи в выполнении домашних заданий на последующую жизнь детей, их оценки и интерес к учебе. На протяжении почти что тридцати лет ученые собирали данные о вовлеченности родителей в процесс обучения детей по 63 пунктам. Главной их целью было выяснить, насколько разнятся показатели детей в самых разных предметах - от математики до чтения - в зависимости от того, сколько своего времени и внимания родители тратят на участие в их школьной жизни. Результаты удивили даже самих социологов. Оказалось, что родительская помощь в выполнении домашних заданий в то время, когда ребенок ходит в начальную школу, никак не влияет на успеваемость детей и их оценки. Тогда как помощь с домашкой ученикам средних классов приводит к тому, что дети показывают худшие результаты, чем те, чьи родители вообще не контролируют их процесс обучения.

Это связывают с несколькими факторами. Во-первых, многие родители, которые стремятся помочь с домашним заданием, сами не очень-то хорошо знают материал - и буквально учат своим ошибкам детей. Во-вторых, родительская помощь серьезно снижает мотивацию детей к обучению в целом. Зачем стремиться что-то познать самому, если вечером хочешь-не хочешь, а придется выслушивать, что об этом думает мама? Пожалуй, проще ничего не делать - примерно так мыслит ребенок.

Причина вторая: потеря ответственности и способности к самоорганизации


Усаживая каждый вечер ребенка за уроки, вы делаете его домашнее задание своей проблемой. И, будьте уверены, именно так это и будет воспринимать ваше чадо - как минимум на бессознательном уровне. Вы правда хотите отвечать за все решенные примеры, прочитанные книги, сделанные задачки, проведенные опыты на протяжение десяти или одиннадцати лет? А что будет дальше, в институте? Ах, вы надеетесь, что к тому времени ребенок повзрослеет и сможет все делать сам? Не надейтесь. Ребенок, не приученный к самоорганизованности и самостоятельности, будет мучиться сильнее, чем тот, кто уже знает, что это такое - нести ответственность за выполнение домашнего задания.

Это же касается вопроса «контроля» за выполнением уроков. Пока вы будете проверять тетрадки, ребенок не почувствует себя «главным» в этом вопросе, а значит - не сможет обучиться принятию ответственности за выполнение работы.
Как только вы перестанете стоять у ребенка над душой, требовать пересказать прочитанные главы из учебника и продемонстрировать все выполненные задачи (иначе гулять не пойдешь!), ему придется самому начать следить за собой. Потому что, хоть вы наверняка и считаете, что вашему ребенку все равно, какие у него оценки, на самом деле никто не хочет быть неудачником. Просто отступите на шаг, дайте ребенку немного свободы, и через какое-то время вы увидите его, читающего Толстого или решающего задачки из учебника по физике летом на даче.

Причина третья: страх неудачи и «комплекс отличника» останутся с ребенком на всю жизнь


Американские исследователи наблюдали за 709 детьми и их родителями, разделив возможную помощь с домашним заданием на три категории: прямое вмешательство (когда родитель сидит рядом, подсказывает и даже решает задачи за ребенка), автономная поддержка - взрослые помогают в объяснении заданий и в выполнении того, что физически не по силам ребенку, и предоставление ребенку полной свободы в выполнении домашних заданий без всякого контроля, помощи и проверок. Как выяснилось, чем более директивны родители в помощи, тем хуже это сказывается на показателях успеваемости и на уровне мотивации детей - особенно это касается учеников средних и старших классов. В то же время дети родителей, которые предоставляли детям полную автономность или включались в процесс только если задание было действительно слишком сложным, показывали прогресс в успеваемости.

Чего это исследование не показало - так это того, что директивная помощь, которая чаще всего связана со страхом плохой оценки (который изначально принадлежит родителю, а не ребенку), формирует определенный паттерн поведения. Ребенок начинает бояться допустить ошибку и, когда случается промах, это выбивает его из колеи. Так как в жизни вряд ли возможно никогда не совершать ошибок, подумайте, что важнее - золотая медаль или умение легко и быстро справляться с неудачами и идти дальше?

Если вам кажется, что без вашей помощи ребенок не сможет получить пятерку, а любую другую оценку вы не признаете, вам необходимо прежде всего разобраться со своими «тараканами» и понять, почему для вас тройки и четверки настолько неприемлемы.

Значит ли все это, что детям ни в коем случае и ни при каких условиях нельзя помогать выполнять домашние задания? Не совсем. Просто вы должны приучить себя включаться в процесс спасения ребенка от уравнений и сочинений только в трех ситуациях:

1. Если ребенок не понимает задание - вы можете подключиться и объяснить его понятнее. Важно не начать предлагать способы решения и не делать задание за ребенка.

2. Если для выполнения задания нужно сделать то, что лежит вне зоны детских способностей - например, просверлить дырку в деревяшке, чтобы сделать скворечник на урок труда.

3. Если учитель специально отметил, что при выполнении задания нужна родительская помощь.

Что делать, если ребенок сам просит о помощи и говорит, что не может справиться с заданием самостоятельно? Тут важно разобраться - связана ли эта просьба с тем, что задание действительно чересчур сложное, или с тем, что он просто привык, что вы все делаете за него. В первом случае лучшим решением будет нанять педагога, который проведет несколько дополнительных занятий и прояснит сложные для ребенка моменты. Во втором - потихоньку выключаться из процесса помощи. Начните с заверения ребенка, что у него уже есть все данные для самостоятельного решения: «Помнишь, мы уже решали подобную задачу на прошлой неделе? Ты у меня умненький, ты сам можешь это сделать, попробуй, я знаю, что у тебя получится».

Если через пять минут ребенок скажет «нет, не могу, помоги мне», помогите. Но - не давая прямого ответа. Попробуйте отвечать вопросом на вопрос: «А сам ты что думаешь об этой задачке, как ее можно решить? Пофантазируй!» Таким образом вы натолкнете малыша на правильную мысль и, кроме того, будете поощрять его думать самостоятельно.

Также вы можете помочь ребенку организовать рабочее место и время, чтобы успевать делать все задания, но при этом не чувствовать себя совершенно измотанным и не отказываться от простых детских радостей.

Если вы привыкли помогать ребенку с заданием, первое время вам будет очень сложно удержаться. Напоминайте себе, что, позволив ребенку самому решать примеры, вы «работаете на перспективу». И пусть он схватит несколько троек - зато в итоге это приведет к тому, что он сможет сам отвечать за свои оценки и поступки в жизни, а не надеяться на помощь со стороны. Если у вашего ребенка постоянно возникают проблемы с выполнением домашнего задания, дело может быть не в том, что он «ленивый», а в том, что учитель недостаточно понятно объясняет материал. Поговорите с родителями других детей - возможно, вы обнаружите, что не только ваш ребенок мучается с заданием по химии.

Кстати, социологи, проводившие исследования о влиянии помощи с домашкой на оценки, отмечают, что родители все же способны положительно повлиять на интерес ребенка к учебе и его оценки: только для этого вместо того, чтобы сидеть вечерами за домашкой, нужно проводить больше качественного времени вместе. Ходить в музеи, обсуждать самые разные темы - от строения Вселенной до организации муравейника или политического строя Индии, а также - поощрять стремление ребенка делать что-то самостоятельно, поддерживать его и не осуждать за промахи и неудачи. Кроме того, в исследованиях социологов отмечается, что дети, чьи родители читали им вслух с ранних лет жизни (а это делают менее половины взрослых), демонстрируют лучшую успеваемость.

Фото - фотобанк Лори