Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым успешным, самым талантливым и выдающимся. С момента рождения мы радуемся успехам своего чада как собственным достижениям. Рассказывая о родах, редкая мама с гордостью не отметит, какой высокий балл по апгар получил ее младенец. Когда перевернулся на животик, когда пополз, когда сел, сделал первый шаг – все это обсуждают мамочки и большим энтузиазмом. Те, у кого малыш хоть немного отстает, чувствуют себя неудачницами, несмотря на формальные утешения подруг что «каждый ребенок индивидуален».
Мало кому удается остаться независимым от этих сравнений. Даже если мама очень спокойна и равнодушна, что-то да шевельнется в ее душе при известии об отличных оценках за четверть, или наоборот, о двойке за контрольную. А многие мамы так остро переживают за успеваемость детей, что сильно невротизируют и себя, и ребенка.
Мой сын-первоклассник занимается в секции спортивной борьбы. Раз в полугодие у них проходит зачет, где оценивается техника выполнения группы упражнений, в основном общефизической направленности.
Первый зачет был в декабре, и проходил в форме открытого урока, на котором присутствовали родители. Мой сын показал невысокие результаты, и я восприняла это достаточно спокойно, в отличие от бабушки, которая уверена, что нужно дополнительно отрабатывать дома те элементы, которые не получаются.
На втором зачете в конце мая результат у сына оказался хуже всех в группе. На этот раз родителей не приглашали в зал, и мы не знали, какие именно упражнения оценивались. После занятия тренер сказала, что хороший результат – от 35 баллов, но есть и такие, у кого меньше 30. Мой набрал 24 балла. Я поймала себя на том, что испытываю легкое чувство стыда при словах тренера «есть и такие» - как будто я виновата в чем-то. Но я быстро отогнала это ощущение. Сын не выглядел расстроенным, хотя и радостным тоже не был – по-видимому, воспринял результат как должное.
Я со страхом думала о предстоящем разговоре с бабушкой, но понимала, что нужно рассказать все как есть. Впрочем, я предпочла умолчать о результатах других детей. Конечно, бабушка снова высказалась в том ключе, что нужно заниматься дома и отрабатывать то, что не получается.
Что до меня, то хотя я была бы рада видеть результат ребенка среди первых, но не собираюсь унывать от того, что все отнюдь не радужно. Для меня принципиально другое: что сын ходит на занятия с радостью, и явно реализует ту потребность в выплеске энергии, которая усиленно накапливается в процессе сидения за партой. К тому же борьба дает ему возможность повозиться, помериться силой с другими мальчиками, но сделать это по правилам и под надзором тренера.
Я бы наверняка радовалась и тешила свою гордыню, если бы моего сына включили в состав команды, выезжающей на соревнования. Но в то же время я понимаю, что это бы внесло коррективы в распорядок жизни нашей семьи: соревнования обычно проходят по субботам на другом конце города, а то и за городом, и длятся целый день. Это было бы для меня неудобно, пришлось бы менять планы и подстраиваться.
В сущности, я вполне довольна тем, что ребенок получает от этих занятий, а все остальное – из области амбиций. Но бабушка считает иначе: в спорте нельзя без амбиций, всегда и во всем надо стремиться быть лучше, а не хуже всех.
Возможно, я бы и согласилась с предложением отработать какие-то упражнения дома, если бы представляла, как они должны выполняться. Но даже если бы я получила разрешение присутствовать на одной-двух тренировках, не уверена, что я смогла бы понять и запомнить все технические требования и особенности. Поэтому я предпочитаю не требовать от ребенка выполнения упражнений дома. По правде говоря, с меня хватает необходимости контролировать выполнение домашних заданий для школы.
Ну а сын время от времени по собственной инициативе отжимается или подтягивается на спорткомплексе. Мне кажется, что этого вполне достаточно.
А вы что думаете о занятиях спортом для общего развития, а не ради результата? Быть может, утешать себя отсутствием амбиций – это удел неудачников?
Фото - фотобанк Лори