Рядом с Сан-Витале расположен мавзолей Галлы Плацидии (дочери императора Феодосия Великого). Эта небольшая крестово-купольная постройка датируется второй четвертью V века.
Мавзолей не стал местом погребения Галлы Плацидии, а использовался, по-видимому, как часовня-молельня, посвящённая особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию. Именно тут сохранились древнейшие в Равенне византийские мозаики.
Мученик Лаврентий. Мозаика
Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.
Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".
После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову († 9 августа). Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.
Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом. (Житие мученика Лаврентия с сайта days.pravoslavie.ru)
Все своды мавзолея покрыты мозаиками.
Купол мавзолея Галлы Плацидии
Внутреннее пространство мавзолея
Древний саркофаг с рельефным изображением Иисуса Христа в виде Агнца
Во дворе между Сан-Витале и мавзолеем Галлы Плацидии размещены еще несколько раннехристианских саркофагов.
Еще один памятник Равенны, украшенный древними мозаиками - баптистерий Неона. Восьмиугольное здание баптистерия было воздвигнуто на фундаменте римских терм на рубеже IV и V веков.
Баптистерий Неона в Равенне
С VI века Баптистерий Неона именовался Баптистерием православных, в отличие от арианского баптистерия Теодориха. Баптистерий был построен одновременно с кафедральным собором Равенны. Баптистерий получил своё второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками в период между 451 и 475 гг.
Кафедральный собор Равенны
Баптистерий Неона и кафедральный собор Равенны
Внутреннее пространство баптистерия
В центре баптистерия расположена купель с амвоном
В куполе помещено мозаичное изображение сцены Крещения Господня, в обрамлении фигур двенадцати апостолов.
Апостолы изображены в движении и с определенными портретными чертами.
Старинный бронзовый крест, снятый с крыши баптистерия в 1963 году.
Баптистерий православных (Баптистерий Неона)
Напоследок мы посетили базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, построенную в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим в качестве придворной церкви. В IX веке базилика была освящена в честь небесного покровителя Равенны, святого Аполлинария. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.
После завоевания Равенны император Юстиниан I передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.
Внутренний вид базилики Сант-Аполлинаре-Нуово
В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария. Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.
В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик. В XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).
Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами.
Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса:
- верхний ярус — Евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен Евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
- средний ярус — изображения пророков и святых,
- нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Остановимся более подробно на мозаиках верхнего ряда, изображающих Евангельские события.
Брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой)
Приумножение хлебов
Чудесный лов рыб
Тайная Вечеря
Христос и апостолы в Гефсиманском саду
Поцелуй Иуды
Воскрешение Лазаря
Беседа с самарянкой
Притча о мытаре и фарисее
Христос отделяет овец от козлищ (притча о Страшном суде)
Исцеление расслабленного в Капернауме
Исцеление расслабленного у купальни Вифезда
Исцеление бесноватого, в котором был легион бесов, в стране Гадаринской
Примечательно, что покинуть базилику можно только через сувенирную лавку, и нет никакой возможности ее миновать.
Путешественники
Древние крыши Равенны
Переполненные впечатлениями, усталые и измученные жарой мы покинули Равенну и направились к Венеции - кульминационной точке путешествия, которую дети ждали более всего.
На подъезде к Венеции
Море тут мелкое, с множеством отмелей и островов
В 8 часов вечера обосновались в кемпинге «Венеция» - самом дорогом на нашем пути, по 60 евро за ночь. Надо сказать, что он стоил своих денег: роскошная отделка туалетно-душевого блока, аккуратные площадки под палатки, засыпанные гравием и разделенные тремя плоско подстриженными туями, минимаркет со свежими йогуртами и круассанами, и самое главное – потрясающее расположение вблизи автобусной остановки в 10 минутах езды от Венеции. На карте, которую нам выдали при заселении, обозначено расписание автобусов и прочая необходимая информация.
Кемпинг "Венеция"
Вечером, во время ужина возле палатки, к нам по-английски обратился мужчина: он не мог зарядить батарейку от фотоаппарата из-за несоответствия итальянской розетки вилке его зарядника. Мы предложили воспользоваться нашей розеткой (к этому времени мы уже обзавелись и переходником, и удлинителем). Разговорились. Мужчина оказался мексиканцем, женатым на испанке; они путешествуют на велосипедах, что вызвало наше глубокое уважение. Интересный разговор затянулся до полуночи.
Пробег за день – 150 км.