«Тебе какой шарф повязать: синий или красный?»


У каждого родителя есть свои воспитательные наработки. Некие фразы и действия, помогающие достичь определенного результата.

Когда мы видим, что наше ненаглядное чадо принимает воинственную позу, чтобы огреть лопаткой другого малыша, посягнувшего на его куличик, то мы тут же переориентируем его внимание: «Посмотри, какая большая кошка гуляет у клумбы. Давай подойдем и погладим ее?»

Чем старше становится ребенок, тем сложнее и интереснее с ним договариваться.

Мальчик сам зашнуровывает ботинки


Как строить общение с ребенком?


Много лет назад прочитала книгу С. Горина «А вы пробовали гипноз?» Книга посвящена нейро-лингвистическому программированию. В частности, в ней описывается несколько речевых стратегий, помогающих в общении. Эти стратегии направлены на то, чтобы добиться определённого результата без приказного тона и конкретных указаний.

Как выстроить речь, чтобы собеседник выполнил нашу просьбу с удовольствием, сам того не заметив?

Первая стратегия. Трюизм


Трюизм - это утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью: «Зимой холодно», «Кипятком можно обжечься»…

Мы говорим: «Зимой холодно (делаем паузу), можно замерзнуть (кто с этим будет спорить?), поэтому нужно надеть варежки и шарф» (это то, что мы хотим от ребенка).

Согласившись с двумя первыми утверждениями, ребёнок соглашается и с третьей частью предложения (надеть варежки и шарф).

Трюизм - это и банальная истина.

«Мальчики шести лет могут самостоятельно одеваться и сами зашнуровывать ботинки», «Дети, упав, могут подняться сами»… Здесь инструкция маскируется под рассуждение.

Вторая стратегия. Иллюзия выбора


Линия поведения заложена в самой фразе. Ставите перед ребенком тарелку с нелюбимым продуктом и спрашиваете: «Ты чем будешь есть: чайной ложкой или столовой?» Возможен другой выбор: «Тебе какое варенье добавить в творог: вишнёвое или малиновое?» Внимание малыша переориентировано. Он уже не задумывается, есть ему творог или нет, он решает, чем будет есть (какой ложкой) или с чем (с каким вареньем?)

Если ребенок не хочет идти спать, протягиваете ему пижаму и ночную рубашку, и спрашиваете: «В чем ты сегодня будешь спать?» Малыш начинает думать над предложенным ему выбором. В такие моменты ребенок чувствует себя значимым в собственных глазах, с ним советуются, мама спрашивает его мнение, и вопрос отхода ко сну разрешается сам собой.

Третья стратегия. Последовательность действий


Два действия связаны между собой. Одно вытекает из другого. «Прежде чем сесть за стол, вымой руки», «Если ты хочешь идти гулять, собери игрушки в ящик»… Ребенок согласен с первой частью нашего утверждения и автоматически «проглатывает» вторую часть, он выполняет обе инструкции.

Есть многочисленные обороты речи, которые помогают завуалировать нашу просьбу: до того как, по мере того, как, после того, как…

Четвертая стратегия. Скрытая команда


Есть команды, которые скрыты в вопросе. «Хорошо, я дам тебе еще кусок пирога, только ты не мог бы поднять ложку с пола?» При такой конструкции предложения обычно наш собеседник выполняет просьбу автоматически, хотя прямого приказа или просьбы нет. Во фразе есть лишь вопрос: «Ты не мог бы?»

«Договорились, идем гулять, но ты не мог бы надеть резиновые сапоги?» «Согласна, заканчиваем с уроками, только ты не могла бы переписать упражнение?»…

Выше перечисленные стратегии не сложны. Нужно лишь «набить руку» в их активном применении. Сначала нужно понять, какое поведение собеседника для нас желательно, а потом подобрать к этому нужную стратегию.

Фото - фотобанк Лори