Угу, та самая Мачеха из "Морозко". Она - идеальная мать: добрая, заботливая, поддерживающая, делающая все для своего ребенка.
Дочка Марфуша для нее - смысл жизни и свет в окошке. Ради дочки она вышла замуж второй раз, как оказалось, неудачно - у мужа есть своя дочь, мерзкая Настенька, которой он отдает свою любовь и силы. Марфуша приемному отцу не нужна и неинтересна, поэтому Мачеха и любит девочку за двоих. Чтобы у дочки не возникло комплексов, Мачеха демонстрирует активную неприязнь к ее сводной сестре, всячески дает понять, что родная Марфуша для нее приоритетнее, чем неродная Настенька. Марфуша плохо спит ночами - мама наготове с петушком, чтобы успокоить нервное и тревожное дитя:
Причем, мачеха не слепая в своей материнской любви. Она прекрасно видит, что у ее девочки проигрышные внешние данные по сравнению с Настенькой, и старается помочь своему ребенку преодолеть этот разрыв. Марфуше ищут женихов, на базаре покупаются наряды и накладная коса, мать сама помогает дочери сделать макияж и прическу. Говорит поддерживающие слова: "Нет, не принцесса. Королевна!" Благоразумно удаляет с глаз жениха конкурентку-Настеньку.
Не надо думать, что Мачеха никогда не критикует дочь. Нет, она иногда позволяет себе и прикрикнуть на Марфушу, и даже ударить. Но после срывов всегда извиняется: "Любимой дочке.. По румяной щечке... А все из-за тебя!" Расстроенному ребенку тут же вручается компенсация - петушок на палочке. Здесь можно спорить, правильно ли поступает родитель, компенсируя негативные эмоции ребенка сладостями, многие диетологи и психологи считают это неразумным, но результат, как говорится, налицо - Марфуша любит свою мать и не обижается на ее "срывы".
Мачеха поддерживает дочь на протяжении всего фильма. В сцене ожидания возвращения Марфуши из леса она рассуждает: "Настьке старик один ларец да сундук подарил. А Марфушеньке-душеньке он четыре сундука с приданым подарит! И два ларца! Хотя нет... Почему это два? Четыре сундука, и четыре ларца!" Она слепо верит в успех своей дочери, такой матери можно только позавидовать.
Защищенная материнской любовью, Марфуша растет сильной и уверенной в себе личностью, в отличие от сводной сестры. Настенька говорит тихим голоском, со всем соглашается, никому не перечит. Типичный "плизер" - человек, живущий ради удовлетворения потребностей других. Марфуша не такая. Она может громко заявить о себе, не боится повышать голос, отстаивать свои требования, открыто выражать свои желания. "Хочу! Хочу жениха! Хочу богаство! Хочу! Хочу! Хочу!" - это троекратное "хочу!" как бы демонстрирует зрителям, что женщина имеет право голоса. Фактически, Марфуша - это первая сказочная феминистка. Вторая - Баба-Яга, но это тема для другого поста. Вспомните, как ведут себя обе сестры при встрече с Морозко, когда он спрашивает: "Тепло ли тебе, девица?"
Полумертвая от холода Настенька не может выйти за рамки стереотипа о том, что "девушка должна быть послушной и кроткой" и предпочитает умереть, только не огорчить Морозко:"Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка!" Фактически, она врет старику. Но врет ангельским голоском.
А Марфуша? На тот же вопрос она отвечает ПРАВДУ: "Ты чего, старый, не видишь? У меня руки и ноги замерзли! Подавай-ка скорее жениха, да приданого!"
И что мы видим? Ложь - вознаграждена, а правда - наказана. Как так? Почему врушка и подлиза Настенька - вознаграждена, а правдивая, открытая и прямая Марфуша - наказана? Ну, собственно, что мы хотим от сказки, написанной во времена патриархата? Тогда пропагандировались именно патриархальные ценности: девушка должна быть красивой, тихой и хозяйственной, чтобы удачно выйти замуж. Вспомним, что Марфушиному жениху показалось мало ее красоты - он затребовал еще, чтобы невеста приготовила ему гусиные потрошка!
И Марфуша против своего желания подчиняется этим патриархальным требованиям, но терпит закономерное фиаско, пытаясь поймать гуся. Так бывает с каждой женщиной, которая идет против своей природы и насилует себя, пытаясь вписаться в патриархальную модель отношений.
Кстати, судя по жениху, появляющемуся в коротком эпизоде, то, что свадьба не состоялась - подарок для Марфушеньки. Неизвестно, как сложилась бы ее семейная жизнь с таким мелким тираном.
Да и Настеньке еще неизвестно - повезло или нет. Да, она получила награду - сундук, ларец, тройку коней, красавца-жениха... Но будет ли ее жизнь безоблачной, вот в чем вопрос?
Жених - законченный эгоист, нарцисс и бездельник. Настеньку он полюбил за ее внешность и бессловесный нрав. Когда внешность пожухнет, он будет разочарован. Если она попытается проявить характер - тоже будет разочарован. Какой будет семейная жизнь Настеньки лет через десять, это еще надо посмотреть. К тому же в фильме явственно промелькнул намек на тягу жениха Ивана к другой отрицательной героине - Бабе-Яге. В эпизоде с печью между ними успела сложиться болезненная, разрушительная близость, которая уже дала свои ростки. Последующая ненависть отвергнутой Бабы-Яги и ее месть - попытка заморозить Настеньку, сговор с разбойниками - говорят нам о том, что эта женщина не успокоится, пока не добьется своего. А значит, вся семейная жизнь Насти и Ивана будет отравлена незримым присутствием соперницы и постоянной опасностью.
А ведь если бы у Настеньки была такая мать, как Мачеха в фильме - разве она допустила бы этот брак? Нет, у Настеньки есть только отец, равнодушный и отстраненный. Единственный раз срабатывает его отцовское чувство, когда он везет Настеньку в лес и на полпути разворачивается. Но и это продиктовано не столько любовью к ребенку, сколько попыткой бунта перед женой. Ему наплевать на дочь, ему главное - показать супруге, кто в доме хозяин. Вот почему он ни разу не обернулся во время дороги, и не увидел, что Настя спрыгнула с саней. "Изведет она тебя, батюшка. Поедом заест".
"Морозко" - сказка красивая и романтическая, но крайне вредная для детей, особенно для девочек. Единственный прекрасный образ в нем - это Мачеха. Воплощение материнской любви. Образ Матери с большой буквы "М" великолепно раскрыла актриса Вера Алтайская. Я бы хотела, чтобы у меня была такая мать.